П. 4 Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии
Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.
К числу традиционных и широко применяемых в психолого-едагогических исследованиях относится метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода яв-ся возможность изучения поведения и деятельности детей «в твенных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или вное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуа циях. С помощыо метода наблюдения можно оценить такие состав-ляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, на-
личие интеллектуальных действий планирования и программиров; ния деятельности, эмоционально-личностные проявления (например наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроение является преобладающим, каковы особенности развития двигатель ной сферы. Такая информация может стать основой для после дующего углубленного психолого-педагогического изучения ре бенка.
По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает пред положения о характере и степени выраженности имеющихся пару решений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психоло го-педагогическое изучение ребенка.
Наблюдение является надежным методом, не требует специаль ного оборудования, исключает дополнительную «психоэмоцио нальную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводя щего обследование. Вместе с тем использование этого метод предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога вы сокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными наруше ниями развития.
При проведении психолого-педагогического обследования ос новной целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имею щихся у детей нарушений развития. Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длительность И известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящею обследование, невозможности полноцеп-
- татистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализо-анным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых признаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сба-лансированного качественного и количественного анализа полученных данных.
Экспериментальное исследование(обучающий эксперимент).
Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положение, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест - обучение -тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка.
Специально для исследования потенциальных возможностей
интеллектуального развития детей 7-10 лет АЛ. Иванова (1976) ра. работала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданц этой методики вызывает трудности и у нормально развивающее детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению кац дого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает во; можность использовать методику обучения в тех случаях, когда р нок не справляется с программой или еще не обучался.
В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается вы полнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказы вается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогично! задание.
Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второп контрольного задания:
- перенос образца правильного выполнения задания полный, < вербальной форме - например, ребенок называет все три признака;
- перенос частичный в вербальной форме - ребенок выделяет и на зывает не менее 2-х признаков;
- перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правильных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);
- перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее 2-х правильных группировок;
- перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из при знаков фигур второго набора.
Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям:
- Наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии.
- Способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта - от 10 до 20.
- Способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.
При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать и на базе других методик:
«Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего, «Кубики Кооса» и др. Это особенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.