Профилактическая работа с подростками в образовательном учреждении

Социально-экономическая и политическая нестабильность в стране, неустойчивость семейного института, размытость моральных ценностей, различного рода кризисы, общая неуверенность в завтрашнем дне – таковы нынешние условия, в которых происходит взросление современной молодёжи. Всё это диктует необходимость использования специальных мер для обеспечения профилактики нарушений психологического здоровья подростков, формирования у них жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия с социумом.

Особая роль по диагностике и помощи подросткам, находящимся в кризисных ситуациях отводится образовательным учреждениям, в которых учатся подростки и которые тесным образом связаны с семьями своих учеников (родителями, опекунами, родственниками). Немаловажную роль играет взаимодействие между родителями, педагогами и учреждениями дополнительного образования детей, клубов по месту жительства и в крайних случаях – специалистов Инспекции по делам несовершеннолетних.

При организации работы с подростками по преодолению различного рода проблем в образовательном учреждении можно выделить три уровня:

1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения подростка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

Если быть внимательным, то несложно используя метод наблюдения выявить подростков нуждающихся в помощи:

– подросток систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

– у подростка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

– подросток систематически опаздывает на учебные занятия;

– подросток постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Для помощи подростку должен быть налажен тесный контакт с его ближайшим окружением, лучше, если такой работой будет руководить человек, имеющий не только педагогическое образование, а и «хороший психолог».

2 уровень – служба психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог);

Психолого-педагогическое сопровождение заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом.

3 уровень – при необходимости обращение к специалистам других организаций и служб района (КДН, Детская школа искусств, клуб по месту жительства).

Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих этапов.

Диагностико-аналитический этап.Социально-педагогическая и психологическая диагностика подростка и семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях (или лицах, их заменяющих), их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение родителями (или лицами, их заменяющих) методов и приемов воспитательного воздействия. Диагностика причин трудной жизненной ситуации. Мониторинг личностных затруднений учащихся. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины сложной жизненной ситуации. Составление банка данных подростков и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Составление социального паспорта учащихся класса, школы.

Планово-координационный этап.Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины кризисной ситуации и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы (администрация, учителя-предметники, социальный педагог, педагог - психолог, педагог-организатор, учитель-логопед). Разработка системы психолого-педагогического сопровождения. Проектирование индивидуальных технологий по разрешению трудных жизненных ситуаций учащихся.

Организационно-деятельностный этап.Установление контакта, налаживание доверительных отношений с подростком и родителями (или лицами, их заменяющими), положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Реализация программы: работа с родителями (или лицами, их заменяющими) и подростком. Взаимодействие со специалистами для помощи в работе по преодолению причин кризисной ситуации.

Контрольно-коррекционный этап.Контроль выполнения программы работы с подростком и семьей. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских (детско-взрослых) отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Коррекционная деятельность в реализации программы по мере необходимости. Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения подростка и семьи.

Недостаточно работать с подростками, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Необходимы другие формы, методы.

Среди разных возрастных групп подростки оказываются одними из наиболее интолерантных к негативным стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации.

Подростковый возраст- это период стремительного развития и быстрых изменений личности, оказывающий огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Состояние, в котором в это время находится подросток, психологи называют “стрессом развития”.

В подростковый период перед учащимися стоят несколько серьёзнейших задач:

· построение новых отношений с окружающими,

· выбор области будущих профессиональных интересов,

· автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость.

Серьёзные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка - в частности в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьёзные кризисные ситуации. Как следствие, психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведёт к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, агрессии и асоциальному поведению.

Неслучайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как “адаптация”, “социализация”, “компетенция”.

Психологическое сопровождение учащихся 11-14 лет в условиях образовательного учреждения предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптированным к условиям окружающего мира и социально-значимым для взрослых и сверстников.

Таким образом, если у подростка не сформирована или недостаточно сформирована компетентность в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности: в отношении к самому себе; в отношении к другим людям; в отношении к значимой деятельности - велика вероятность возникновения в его жизни кризисной ситуации.

В раннеюношеском возрасте всё ещё актуальными являются тактики совладающего поведения, связанные с обращениями к взрослым за социальной поддержкой, прежде всего эмоциональной. Следовательно, и в этот период перехода к взрослости важнейшим способом преодоления трудностей является совместная деятельность со значимым взрослым.

Подростки должны быть снабжены определёнными психологическими средствами для разрешения возрастных кризисов, поэтому необходимо обращать внимание на развитие социальных умений, тем самым, создавая высокий уровень “Я могу”.

Чтобы помочь ребёнку успешно справляться с трудностями, нужно не дрессировать его поведение, а развивать его личность и, прежде всего, усиливать ответственность как сущностную характеристику личности.

Ответственность – главное условие конструктивной деятельности, активности субъекта, а следовательно, и его постоянного развития. И наоборот, любые защитные действия (уход, отрицание проблем, агрессия) чаще всего связаны с попытками снять с себя личную ответственность за происходящее.

Наши рекомендации