Основные стили и типы общения
Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.
Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства), соответственно и три стиля общения:
Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным).
Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.
При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.
Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:
· стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;
· стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;
· описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;
· социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
· стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.
Взависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) иинициативный (ориентация человека на дело и на себя).
Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.
Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.
В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным.
Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие « тип общения ».
Известными и описанными в научной литературе являются следующие типы:
· менторский тип общения, который основывается на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений;
· «информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. « Информативный » тип общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивности его восприятия, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии;
· «вдохновленное» общение считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активным участием каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является, взаимозаменяемость, взаимопомощь, сотрудничество и диалог;
· «конфронтационный» тип общения, который сейчас становится дидактически необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять словами и жестами содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому он создает определенное коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный.
24. Понятие аффилиации в социальной психологии.
В западной социально-психологической традиции общение как воздействие исследуется как различные проявления аффилиации. Аффилиация (от англ, to affilatte — присоединять, присоединяться) — стремление индивида к контакту с другим индивидом, стремление искать общества других людей вне зависимости от того, какие чувства к ним испытываешь. Феномен аффилиации похож на близость и в значительной мере связан с ней. Но термин «близость» имеет как бы один позитивный аспект — приближение, сближение с другим. Термин же «аффилиация» носит нейтральный оттенок и в равной мере касается как выраженного позитивного, так и негативного эффекта. Негативная сторона континиума аффилиации столь же важна, как и позитивная, поскольку без учета ее мы не сумеем описать сохранение неудовлетворительных, неблагополучных и даже враждебных отношений, а также упадок тех отношений, которые когда-то находились в прекрасном состоянии. В позитивном аспекте аффилиация выражается через усиление близости (ближе, чем ситуативная норма): взгляд направленный на другого, зрительный контакт, прикосновение, открытая поза, личные темы, наконец, самораскрытие. По Кнэппу, возможен выбор множества коммуникационных стратегий, которые различаются по уровню аффилиации. Но самой сильной является стратегия самораскрытия. Самораскрытие — это добровольное сообщение информации о своем «я», которая в данный момент обычно недоступна для других. Оно обычно состоит из информации, вербально переданной одним человеком другому, но может также быть информацией, которую один позволяет другому узнать, например, проводя с ним время или допуская его в свою приватную обстановку. Самораскрытие используется для эскалации отношений в сторону позитивной аффилиации при помощи операции, которую Гулднер назвал правилом взаимности(то есть «требование» от партнера эквивалентной реакции на множество социальных поведений, в особенности на самораскрытие). Конечно, процесс совсем не так прост. Позитивная информация с низкой интимностью наиболее эффективна для создания позитивной аффилиации при начальном взаимодействии. Итак, аффилиация — это чрезвычайно распространенное явление межличностного общения. Люди в принципе склонны искать контактов с другими людьми, но в определенных обстоятельствах эта склонность оказывается особенно явной. Какое сочетание поведений аффилиации будет восприниматься как «нормальное», зависит от природы отношений (например, родитель—ребенок, преподаватель—студент) и достигнутого уровня аффилиации. Кнэпп предложил восемь параметров, по которым варьируется коммуникативное поведение:
Меньшая близость | Большая близость |
Ограниченное | Расширенное |
Стилизованное | Особенное |
Затрудненное | Эффективное |
Ригидное | Гибкое |
Неуклюжее | Ровное |
Публичное | Персональное |
Нерешительное | Спонтанное |
Открытое суждение откладывается | Открытое суждение дается |
Он подчеркнул, что поведение по каждому параметру будет изменяться в сторону большей аффилиации, пока не будет достигнут оптимальный уровень. В этой точке наступит стабильность, но время от времени будут происходить колебания (иногда значительные) по одному или нескольким параметрам. Кнэпп разработал коммуникационную модель развития и ухудшения отношений, состоящую из десяти «этапов взаимодействия». Этапы отношений, которые характеризуются, нарастающей близостью и (обычно) нарастающей позитивной аффилиацией, включают в себя поступательно:
1) вступление,
2) экспериментирование,
3) интенсификацию,
4) интеграцию и
5) объединение.
Что касается упадка, или распада отношений, Кнэпп описал следующие стадии:
6) дифференциация,
7) ограничение,
8) стагнация,
9) избегание и
10)прекращение.
Эти стадии можно считать примерно параллельными первым пяти стадиям. Каждая характеризуется ослаблением аффилиации и внимания к чувствам другого. По мере того как отношения приходят в упадок, «мы» превращается в «ты и я», уменьшается количество и качество обмена информацией, общение затрудняется, становится стилизованным, неловким и тому подобное. Партнеры по возможности избегают друг друга либо через физическую сепарацию, либо игнорируя друг друга, когда физическая сепарация невозможна. Прекращение — это более или менее официальное объявление, что отношения завершены. Самый ясный пример — .это движение (юридическое или иное) к разводу,. Каковы же мотивы аффилиации, почему люди общаются друг с другом? В реальной жизни мотивов существует множество: в поисках утешения, в поисках поддержки, чтобы добиться внимания и похвалы, из простого любопытства и т. д. Экспериментально было исследовано влияние на аффилиацию в условиях стресса трех мотивов: социального сравнения, редукции тревоги, поиска информации.Решающее влияние на преодоление состояния стресса оказывает осуществляемая в ситуации аффилиации социальная поддержка.
Социальная поддержка— это чувство, что тебя поддерживают другие; как правило, она включает в себя четыре компонента. Это эмоциональнаяподдержка (уверенность в том, что о тебе заботятся, тебя любят и высоко ценят), оценочнаяподдержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению), информационнаяподдержка (информация о том, как воспринимать явления) и инструментальнаяподдержка (получение конкретной действенной помощи). Негативный аспект аффилиации в значительной мере связан с одиночеством. Одиночество — один из самых явных признаков недостатка общения и удовлетворительных социальных связей. С психологической точки зрения, одиночество — это совокупность эмоций, возникающих в ответ на ощущаемый дефицит в количестве или качестве социальных связей. В работе Шейвера и Рубинштейна одиночество определяется как совокупность четырех комплексов и переживаний: I) отчаяния (чувство отчаяния, панического ужаса, беспомощности и брошенности); 2) депрессии (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности); 3) невыносимой скуки (чувство неловкости, нетерпения, скуки, невозможность сосредоточиться) и 4) нелюбви к себе (ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение опасности). Установлено, что социальное одиночество чаще сопровождается депрессией и особенно связано с количеством и качеством дружеских связей, недостатком случайных контактов с людьми, недостатком внушаемой другими уверенности в собственной значимости и отсутствием друзей. Эмоциональное одиночество,наоборот, скорее сопровождается чувством тревоги и беспокойства и связано с отсутствием интимных контактов и романтических отношений, а также с отсутствием привязанности.
25. Социализация. Сферы и институты социализации.
Понятие социализации.Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Социализации- процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества
социализация— это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство.
Содержание процесса социализации.социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. В качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
Институты социализации.Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. надотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли ,осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у
ребенка «образа-Я» (Берне, 1986)Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе. Школа большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.
26. Особенности изучения социализации в отечественной и зарубежной социальной психологии. Ч. Кули, Г. Мид.
В изучении особенностей ранней первичной социализации значительный вклад внесли американские социологи Чарльз Кули и Джордж Мид.
Чарльз Кули рассмотрел формирование личности ребенка в ходе его взаимодействия с ближайшим социальным окружением: родителями, сверстниками. Как отмечал Кули, существенное значение для развития личности ребенка имели мнения и оценки окружающих его людей, под влиянием которых ребенок обучался контролировать свои поступки. Окружающие люди выступали как своего рода зеркало, в которое смотрелся ребенок. Кули использовал такое понятие, как «зеркальное Я», то есть с точки зрения этого социолога именно под влиянием окружающих людей ребенок усваивал социальные нормы и правила и в конечном итоге становился самостоятельной личностью.
Социолог Джордж Мид также уделял основное внимание процессу социального взаимодействия. С точки зрения Мида необходимой предпосылкой любого человеческого взаимодействия является способность человека принимать на себя роли других людей. Такая способность формировалась еще в детском возрасте, и, по мнению Мида, развитию этой способности во многом способствовали разнообразные детские игры.
Вступление в коллективную игру предполагало принятие на себя определенной роли. Постепенно ребенок обучался в процессе игры последовательно исполнять несколько различных ролей. Согласно Миду, критерием вполне сложившейся личности была способность человека принимать на себя так называемую роль «обобщенного другого». Это понятие обозначало у Мида возникающий в сознании человека образ общественного мнения. Как утверждает Мид, с помощью такого образа «обобщенного другого», социальная группа могла влиять на поведение отдельного человека и контролировать это поведение.
Особенности изучения социализации в отечественной и зарубежной социальной психологии. Л. Колберг.
Особенности изучения социализации в отечественной и зарубежной социальной психологии. Э. Эриксон.