Основные стили и типы общения

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства), соответственно и три стиля общения:

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным).

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

· стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;

· стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;

· описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;

· социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;

· стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.

Взависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) иинициативный (ориентация человека на дело и на себя).

Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.

Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.

В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным.

Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие « тип общения ».

Известными и описанными в научной литературе являются следующие типы:

· менторский тип общения, который основывается на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений;

· «информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. « Информативный » тип общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивности его восприятия, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии;

· «вдохновленное» общение считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активным участием каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является, взаимозаменяемость, взаимопомощь, сотрудничество и диалог;

· «конфронтационный» тип общения, который сейчас становится дидактически необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять словами и жестами содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому он создает определенное коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный.


24. Понятие аффилиации в социальной психологии.

В западной социально-психологической традиции общение как воздействие исследуется как различные проявления аффилиа­ции. Аффилиация (от англ, to affilatte — присоединять, присоеди­няться) — стремление индивида к контакту с другим индивидом, стремление искать общества других людей вне зависимости от того, какие чувства к ним испытываешь. Феномен аффилиации похож на близость и в значительной мере связан с ней. Но термин «близость» имеет как бы один позитивный аспект — приближение, сближение с другим. Термин же «аффилиация» носит нейтраль­ный оттенок и в равной мере касается как выраженного позитив­ного, так и негативного эффекта. Негативная сторона континиума аффилиации столь же важна, как и позитивная, поскольку без учета ее мы не сумеем описать сохранение неудовлетворитель­ных, неблагополучных и даже враждебных отношений, а также упадок тех отношений, которые когда-то находились в прекрас­ном состоянии. В позитивном аспекте аффилиация выражается через усиление близости (ближе, чем ситуативная норма): взгляд направленный на другого, зрительный контакт, прикосновение, открытая поза, личные темы, наконец, самораскрытие. По Кнэппу, возможен выбор множества коммуникационных стратегий, которые различаются по уровню аффилиации. Но са­мой сильной является стратегия самораскрытия. Самораскрытие — это добровольное сообщение информации о своем «я», которая в данный момент обычно недоступна для других. Оно обычно состоит из информации, вербально переданной одним человеком другому, но может также быть информацией, которую один позволяет другому узнать, например, проводя с ним время или допуская его в свою приватную обстановку. Самораскрытие используется для эскалации отношений в сторону позитивной аффилиации при по­мощи операции, которую Гулднер назвал правилом взаимности(то есть «требование» от партнера эквивалентной реакции на множество социальных поведений, в особенности на самораскрытие). Конечно, процесс совсем не так прост. Позитивная информация с низкой интимностью наиболее эффективна для создания позитивной аффилиации при началь­ном взаимодействии. Итак, аффилиация — это чрезвычайно распространенное явление межличностного общения. Люди в принципе склонны искать контактов с другими людьми, но в определенных обстоя­тельствах эта склонность оказывается особенно явной. Какое сочетание поведений аффилиации будет восприниматься как «нормальное», зависит от природы отношений (например, ро­дитель—ребенок, преподаватель—студент) и достигнутого уровня аффилиации. Кнэпп предложил восемь параметров, по которым варьируется коммуникативное поведение:

Меньшая близость Большая близость
Ограниченное Расширенное
Стилизованное Особенное
Затрудненное Эффективное
Ригидное Гибкое
Неуклюжее Ровное
Публичное Персональное
Нерешительное Спонтанное
Открытое суждение откладывается Открытое суждение дается

Он подчеркнул, что поведение по каждому параметру будет изменяться в сторону большей аффилиации, пока не будет достиг­нут оптимальный уровень. В этой точке наступит стабильность, но время от времени будут происходить колебания (иногда значи­тельные) по одному или нескольким параметрам. Кнэпп разработал коммуникационную модель раз­вития и ухудшения отношений, состоящую из десяти «этапов взаимодействия». Этапы отношений, которые характеризуются, нарастающей близостью и (обычно) нарастающей позитивной аффилиацией, включают в себя поступательно:

1) вступление,

2) экспериментирование,

3) интенсификацию,

4) интеграцию и

5) объединение.

Что касается упадка, или распада отношений, Кнэпп описал следующие стадии:

6) дифференциация,

7) ограничение,

8) стагнация,

9) избегание и

10)прекращение.

Эти стадии можно считать примерно параллельными первым пяти стадиям. Каждая характеризуется ослаблением аффилиации и внимания к чувствам другого. По мере того как отношения приходят в упадок, «мы» превращается в «ты и я», уменьшается количество и качество обмена информацией, обще­ние затрудняется, становится стилизованным, неловким и тому подобное. Партнеры по возможности избегают друг друга либо через физическую сепарацию, либо игнорируя друг друга, когда физическая сепарация невозможна. Прекращение — это более или менее официальное объявление, что отношения завершены. Самый ясный пример — .это движение (юридическое или иное) к разводу,. Каковы же мотивы аффилиации, почему люди общаются друг с другом? В реальной жизни мотивов существует множество: в поисках утешения, в поисках поддержки, чтобы добиться внима­ния и похвалы, из простого любопытства и т. д. Экспериментально было исследовано влияние на аффилиацию в условиях стресса трех мотивов: социального сравнения, редукции тревоги, поиска информации.Решающее влияние на преодоление состояния стресса ока­зывает осуществляемая в ситуации аффилиации социальная поддержка.

Социальная поддержка— это чувство, что тебя поддержи­вают другие; как правило, она включает в себя четыре компонен­та. Это эмоциональнаяподдержка (уверенность в том, что о тебе заботятся, тебя любят и высоко ценят), оценочнаяподдержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отно­шусь к тому или иному явлению), информационнаяподдержка (информация о том, как воспринимать явления) и инструмен­тальнаяподдержка (получение конкретной действенной помощи). Негативный аспект аффилиации в значитель­ной мере связан с одиночеством. Одиночество — один из самых явных признаков недостатка общения и удовлетворительных со­циальных связей. С психологической точки зрения, одиночество — это совокупность эмоций, возникающих в ответ на ощущаемый дефицит в количестве или качестве социальных связей. В рабо­те Шейвера и Рубинштейна одино­чество определяется как совокупность четырех комплексов и пе­реживаний: I) отчаяния (чувство отчаяния, панического ужаса, беспомощности и брошенности); 2) депрессии (чувство горя, по­давленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденнос­ти); 3) невыносимой скуки (чувство неловкости, нетерпения, ску­ки, невозможность сосредоточиться) и 4) нелюбви к себе (ощу­щение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение опасности). Установлено, что соци­альное одиночество чаще сопровождается депрессией и особенно связано с количеством и качеством дружеских связей, недостатком случайных контактов с людьми, недостатком внушаемой другими уверенности в собственной значимости и отсутствием друзей. Эмоциональное одиночество,наоборот, скорее сопровож­дается чувством тревоги и беспокойства и связано с отсутствием интимных контактов и романтических отношений, а также с отсутствием привязанности.


25. Социализация. Сферы и институты социализации.

Понятие социализации.Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Социализации- процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества

социализация— это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство.

Содержание процесса социализации.социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. В качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Институты социализации.Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. надотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли ,осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у

ребенка «образа-Я» (Берне, 1986)Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе. Школа большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.


26. Особенности изучения социализации в отечественной и зарубежной социальной психологии. Ч. Кули, Г. Мид.

В изучении особенностей ранней первичной социализации значительный вклад внесли американские социологи Чарльз Кули и Джордж Мид.

Чарльз Кули рассмотрел формирование личности ребенка в ходе его взаимодействия с ближайшим социальным окружением: родителями, сверстниками. Как отмечал Кули, существенное значение для развития личности ребенка имели мнения и оценки окружающих его людей, под влиянием которых ребенок обучался контролировать свои поступки. Окружающие люди выступали как своего рода зеркало, в которое смотрелся ребенок. Кули использовал такое понятие, как «зеркальное Я», то есть с точки зрения этого социолога именно под влиянием окружающих людей ребенок усваивал социальные нормы и правила и в конечном итоге становился самостоятельной личностью.

Социолог Джордж Мид также уделял основное внимание процессу социального взаимодействия. С точки зрения Мида необходимой предпосылкой любого человеческого взаимодействия является способность человека принимать на себя роли других людей. Такая способность формировалась еще в детском возрасте, и, по мнению Мида, развитию этой способности во многом способствовали разнообразные детские игры.

Вступление в коллективную игру предполагало принятие на себя определенной роли. Постепенно ребенок обучался в процессе игры последовательно исполнять несколько различных ролей. Согласно Миду, критерием вполне сложившейся личности была способность человека принимать на себя так называемую роль «обобщенного другого». Это понятие обозначало у Мида возникающий в сознании человека образ общественного мнения. Как утверждает Мид, с помощью такого образа «обобщенного другого», социальная группа могла влиять на поведение отдельного человека и контролировать это поведение.


Особенности изучения социализации в отечественной и зарубежной социальной психологии. Л. Колберг.

Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людейдостигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошеми плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем.Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно».Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей. На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое«хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека. На шестой стадии у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга.Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе,когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.


Особенности изучения социализации в отечественной и зарубежной социальной психологии. Э. Эриксон.

Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развитияличности в течение всей её жизни. Согласно теории Эриксона, жизненный циклразвития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, апоследние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждойстадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переходот одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса,даже если он разрешается не полностью.Далее приводятся все стадии развития личности в соответствии с теорией Эриксона.Восемь стадий человеческого развития по Эриксону Доверие – недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормятгрудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какоймере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуютсебя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто оних заботится, можно считать что они преодолели свой первый кризис в своейжизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим можетсохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью. Автономия– стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и бегать, непадая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот периодособенно ярко проявляются стремления детей к самостоятельности инеповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычностараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляютслишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокоечувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается егостремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. Инициатива – чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаютсяподвижность, любознательность работа фантазии. Ярко проявляются духсоперничества и осознания различий между мальчиками и девочками. Врезультате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далекоможет заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатсявыполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, вгруппе – участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливаютотношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлятьинтерес к реальным жизненным ролям: пожарного, лётчика, медицинскойсестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие ихуверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период детиначинают усваивать (и воспроизводить в свое соображении) подлинные роливзрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствуетсебя неполноценным. Становление индивидуальности (идентификация) –ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основныхсобытия. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослымии испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходитсятакже выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрособ учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни.Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выборподходящей работы, партнеров, друзей. Интимность –одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основноезначение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений.Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постояннымпартнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся.Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения,может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временнысвязи, всегда кончающиеся разрывом. Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваиваютопределенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы наследующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек?Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особыйинтерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив ивоспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие наработе, и в связи с воспитанием детей? Умиротворение – отчаянье (старость). На этой стадии люди поводят итоги своей жизни; некоторые из нихспокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, вэтот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольныею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некоецелостное единство. Если нет, наступает отчаянье.

Наши рекомендации