Типы семейного воспитания (стили родительского общения)

· Авторитарный (автократический) тип отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятияребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей —командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка.

· Авторитетный тип характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитетный стиль основывается на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка.

· Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Либеральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребенком.

· Индифферентный тип определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

· Хаотический стиль воспитания характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно.

Наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает авторитетный тип воспитания, в то время как остальные типы приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.

Гармоничный и дисгармоничные типы воспитания

Гармоничный тип семейного воспитания отличается:

• взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

•высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

• признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

• отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

• признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

• обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

•систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

• разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

•устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Типы дисгармоничного воспитания

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:

•недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;

• низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;

• высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;

• ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

•завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

•неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;

•недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

Классификация дисгармоничных типов воспитания в семье.

Гипопротекция

Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля,интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.

Гиперпротекция

Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнемпротекции.

Причины: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характе­ра; б) патологический страх несчастья с ребен­ком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в призна­нии; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.

Противоречивое воспитание

Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членамисемьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.

Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом, большое количество вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих согласовывать свои воспитательные подходы.

Противоречивое воспитание приводит к росту у ребенка личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.

Наши рекомендации