Тактические, психологические и нравственные аспекты взаимодействия следователя и психолога
В криминалистической, уголовно-процессуальной и психологической литературе постоянно используются термины «взаимодействие», «взаимоотношение», «взаимоконтракт», «коммуникация» и т.п.
Эти понятия применяются для обозначения совместных действий следователя и других участников уголовно-процессуальной деятельности, контролирующих органов и т.д.
Взаимодействие органов, призванных вести борьбу с преступностью, «предполагает разумное сочетание и наиболее эффективное использование полномочий, методов и средств, присущих каждому из органов, и направлено на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений».[211]
Особое значение приобретают вопросы организации технически грамотного и психологически верного взаимодействия между следователем и теми, кто обязан помогать ему своими специальными знаниями и навыками в обнаружении и закреплении фактических данных, необходимых для расследования преступления, т.е. со сведущими лицами (специалистами, экспертами, консультантами и др.).
На наш взгляд, взаимодействие следователя и психолога - это основанная на законе или подзаконных актах согласованная деятельность процессуально независимых участников предварительного расследования, осуществляемая посредством наиболее целесообразного сочетания делового сотрудничества и личностных отношений следователя и психолога.
В настоящее время в следственную практику все активнее внедряются следственно-оперативные группы (СОГ) как наиболее прогрессивная форма специализации и четкого взаимодействия следователя и других участников расследования преступления (оперативных работников, судебного медика, криминалиста, психолога и др.).
Следственно-оперативные группы подразделяются в зависимости от стоящих перед ними целей: для проведения тактических операций на месте происшествия; раскрытия преступлений прошлых лет; расследования определенной группы однородных преступлений; раскрытия конкретных (единичных) преступлений; осуществления криминалистических комплексов (тактических операций, комбинаций).
Эффективность деятельности следственно-оперативной группы во многом зависит от стабильности ее состава. Групповая деятельность требует ролевой дифференциации, поэтому следователь руководит всеми процессуальными действиями, в которых участвует психолог, устраняет все возникающие личностные конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию следователя и психолога. Особенно это необходимо, когда следственные действия проводятся в сложных эмоциональных и физических условиях.
Взаимоотношения между следователем и психологом можно подразделить на деловые, возникающие между участниками общего дела как носителями определенных общественных функций и личные, складывающиеся на основе симпатии или антипатии, притяжения или отталкивания. Деловой контакт между следователем и психологом регулируется уголовно-процессуальными нормами, регламентирующими деятельность лиц, обладающих специальными познаниями (ст.157, 179, 180 УПК РФ), а также различными подзаконными актами (приказами, инструкциями, положениями), издаваемыми различными учреждениями.
Эффект притяжения психолога к следователю будет тем выше, чем ярче у последнего проявляются такие качества личности, как высокая компетентность, деловитость, требовательность, организованность, нравственность и др.
Тактику взаимодействия следователя и психолога необходимо рассматривать применительно к следующим этапам:
- знакомство психолога с материалами уголовного дела, изучение обстановки происшествия, беседа с лицом, подлежащим экспертному исследованию;
- обсуждение с психологом результатов предварительного ознакомления с конкретной ситуацией, уточнение тактики производства следственного действия, формы предполагаемых вопросов, подлежащих экспертному исследованию, поставленных перед экспертом;
- выполнение процессуального действия (допроса, следственного эксперимента, экспертизы и др.);
- оценка результатов следственного действия.
Взаимодействие следователя с психологом наиболее активно проявляется при назначении и производстве судебной психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Например, при возникновении у следователя сомнений в достаточности оснований для судебной психологической экспертизы он должен использовать помощь психолога. Ознакомившись с материалами дела, последний может рекомендовать назначение психологического экспертного исследования, помочь правильно и в полном объеме сформулировать экспертное задание, указать на необходимость получения новых материалов. Консультация с экспертом-психологом позволит избежать необоснованного назначения судебно-психологической экспертизы и отказа от производства экспертизы при наличии оснований для ее назначения.
Умение прогнозировать возможные варианты контакта с экспертом - обязательное условие взаимодействия следователя и психолога. Следователь должен информировать эксперта-психолога об особенностях получения тех или иных доказательств (например, о порядке и характере проведения допроса малолетнего свидетеля или потерпевшего).
В период экспертного исследования следователь обязан постоянно наблюдать за ходом экспертизы. Эксперт немедленно ставит следователя в известность о целесообразности предоставления дополнительных материалов, о выявлении новых обстоятельств, особенно таких, которые потребуют неотложных следственных действий. При необходимости психолог содействует правильному оформлению протокола.
Сотрудничество следователя и эксперта-психолога осуществляется и при оценке заключения экспертизы, правильность которой зависит от объема психологических познаний следователя, знания уголовного дела, умения логически мыслить. Оценка заключения эксперта-психолога предполагает разрешение юридических (соблюдение процессуальных норм назначения и производства экспертизы) и научно-практических (обоснованность, полнота выводов) вопросов. Значительные трудности возникают при оценке результатов экспертных исследований, выполненных с использованием психологических тестов и методик. Здесь следователь должен обратить внимание на компетентность психолога в современных методах исследования, безошибочность избрания тактики проведения экспертизы, полноту проведения исследований (т.е. использование экспертом-психологом всех методов и приемов, которые освоены и внедрены в практику психологических исследований, правильность интерпретации и обобщения результатов экспертизы, логику экспертных выводов).
Практика расследования преступлений показывает, что большинство следователей оценкой описательной части экспертного заключения не занимаются. Объясняется это либо их недостаточной профессиональной подготовкой по психологическим вопросам, либо сугубо профессиональным языком описания, рассчитанным на специалиста-психолога. Так или иначе, но следователи обычно устанавливают лишь противоречия между выводами эксперта и материалами уголовного дела.
Основой делового контакта является установление причин и условий, способствующих появлению вероятного или в форме «не представляется возможным» вывода эксперта. Следовательно совместно с психологом необходимо изучить качество и полноту предоставленного на экспертизу материала, проверить логическую очередность и правильность методов исследования. Такие творческие и доброжелательные взаимоотношения следователя и эксперта-психолога при оценочной деятельности будут способствовать устранению имеющихся недочетов и значительному улучшению правоохранительной работы в целом.
Сотрудничество следователя и эксперта предполагается не только при расследовании преступлений, но и в деятельности по их предупреждению. Существующие нормативные акты предписывают следователю и эксперту (в том числе психологу) заниматься профилактической работой.
Обязательным компонентом психологической структуры деятельности, связанной с осуществлением правосудия , является коммуникативная деятельность. В психологической литературе под коммуникативной понимается деятельность, цель которой - получение, сообщение или обмен информацией. Видами коммуникативной деятельности считаются общение, обучение, воспитание, пропаганда, взаимодействие человека и ЭВМ.
Значительные достижения научной психологии (общей, прикладной) относятся к проблеме общения, которое предполагает взаимодействие субъектов с целью обмена рациональной и эмоциональной информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности.
Совместный труд следователя и психолога - деятельность социальная , и на нее распространяются положения общей психологии. Поскольку всякое индивидуальное действие (например, психолога при осмотре места происшествия) осуществляется в условиях прямых и косвенных отношений с другими людьми (участниками уголовно-процессуальной деятельности) и включает в себя как физические , так и психологические аспекты, то субъекты коммуникативного процесса при расследовании преступлений (следователь, эксперт, специалист и др.) имеют общую цель - эффективно выполнить задачу установления объективной истины по делу. В то же время коммуникация предусматривает индивидуальность действий каждого участника расследования.
Коммуникация классифицируется по типу отношений между участниками (например, межличностная) и по средствам выражения (речевая, письменная, устная). Кроме того, выделяется паралингвистическая коммуникация (жесты, мимика и др.). Общение следователя и сведущего лица (психолога, криминалиста и др.) предполагает применение всех указанных способов с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела и сложившейся ситуации.
Общение характеризуется как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого и опосредованного влияния теми или иными средствами друг на друга...»[212] и формируется с учетом свойств (темперамента, характера), направленности, убеждений и других особенностей взаимодействующих лиц (следователя, психолога и др.).
Важнейшим свойством личности является направленность, которая определяет весь психологический склад. «Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик»[213]
Сущность направленности человека определяется его отношением к другим людям, к себе, своем будущему.
Направленность психолога проявляется в устойчивом интересе к объекту изучения. Потребность в исследовательской деятельности для оказания помощи следователю в изучении обстоятельств, требующих психологических познаний, предопределяется склонностью сведущего лица к экспертной или иной специальной деятельности, желанием активно содействовать правоохранительным органам в квалифицированном решении поставленной задачи.
Коммуникативная деятельность следователя и психолога (эксперта, специалиста, консультанта) подразделяется на несколько видов:
официальное и неофициальное общение (предъявление эксперту-психологу постановления о назначении судебной экспертизы - официальное, беседа о возможностях современной психологической науки - неофициальное);
непосредственное и опосредованное общение (личная встреча следователя с психологом и их беседа о предстоящих исследованиях - непосредственное, передача информации через руководителя экспертного учреждения, больницы, диспансера и т.д. - опосредованное);
общение в процессе выполнения отдельных следственных действий;
общение при осуществлении деятельности по расследованию и предупреждению преступлений.
Межличностные отношения должны строится на базе товарищеской взаимопомощи и делового сотрудничества, причем знакомство следователя с психологом начинается задолго до прямого контакта. Следователь через руководителя учреждения изучает компетенцию специалиста, его профессиональный стаж, опыт работы в интересах правоохранительных органов и т.д. Их общение начинается и развивается при совместном участии в процессуальных действиях (допросе, обыске, судебно-психологической экспертизе и др.).
В любых ситуациях при сотрудничестве следователя и психолога (эксперта, специалиста) на первый план выдвигается оценка деловых качеств взаимодействующих сторон, а личные симпатии и антипатии отступают.
Общение следователя и психолога можно подразделить на следующие периоды:
взаимоотношения в процессе подготовки к предстоящему общению;
непосредственный контакт взаимодействующих лиц;
анализ результатов общения.
На подготовительном этапе следственного действия взаимоотношения участвующих в нем лиц необходимо рассматривать с позиций общей подготовки всего следственного действия.
Стадия общей подготовки характеризуется более конструктивной деятельностью (формирование цели, составление плана производства следственного действия и др.) Коммуникативная деятельность при этом сводится к анализу обстановки взаимодействия, изучению личностных качеств психолога.
Тактика подготовки участников процессуального действия предполагает выполнение следователем ряда мероприятий: информирование психолога о предстоящем следственном действии (где, при каких условиях и возможностях оно будет проводится); подготовка психолога к деятельности в сложных условиях с целью предельного уменьшения отрицательного воздействия на него «фона преступления». А.В. Дулов справедливо отмечает: «Даже очень хорошему специалисту, приглашенному для участия в следственном действии, необычность условий может помешать полностью проявить свои знания и умения. Ему, следовательно, нужна отдельная психологическая подготовка, которая должна заранее проводится следователем»[214]
Следователь должен разъяснить психологу правовое значение рекомендаций и заключения по психологическим вопросам, важность точного, четкого, аргументированного ответа. Это настраивает эксперта на серьезное, принципиальное отношение к своим профессиональным обязанностям.
На эффективность взаимоотношений влияют личностные качества следователя и психолога: инициативность, тактичность, выдержанность, стойкость, скромность. Сообразительность, умение считаться с мнением других, внимательность, мужество, решительность и т.д. И конечно, особое значение имеет интеллект. А.Р. Ратинов считает, что хорошему следователю должны быть присущи такие интеллектуальные качества, как наблюдательность, достаточный запас знаний, умения и навыки, хорошая память, развитая речь, воображение, мобильность, быстрота, самостоятельность, целеустремленность, критичность, гибкость мышления.[215]
Наиболее продуктивным бывает взаимодействие профессионалов. Стержнем общения является способность к творческому мышлению. Первые экспериментальные исследования процесса мыслительной деятельности следователя были проведены Н.Л. Гранат; особенностям профессионального мышления работников уголовного розыска посвятил свои труды В.М. Богданов; изучением мышления экспертов занимался Я.М. Яковлев.[216]
В процессе подготовки к общению следователь и психолог имеют свои взаимоотношения с ее учетом. Следователю важно знать, с каким специалистом ему предстоит работать, какова его компетентность, стаж экспертной деятельности и т.п. Необходимо отметить, что нельзя допускать сотрудничество психологически несовместимых следователя и эксперта (специалиста). А.В. Дулов об этом писал так: «... важно выяснить их отношение друг к другу в настоящее время, как развивались взаимоотношения между лицами ранее. Имеет ли место антипатия или взаимная симпатия, не стоят ли они в какой-либо зависимости один от другого, а если это так, то каковы причины ее»[217].
Совместимость во многом зависит от подготовки следователя к предстоящему общению с психологом. Он должен настроить себя на определенную деятельность, своевременно преодолеть состояние некомпетентности в психологических вопросах посредством предварительного изучения необходимой литературы, справочников и других источников информации.
На стадии непосредственного контакта следователя и психолога возникают, развиваются и прекращаются многоплановые акты общения.
Следователь действует сам, контролирует поведение других, направляет усилия всех участников процессуального действия, изменяет условия и средства достижения поставленной цели. Каждое направление следственной деятельности осуществляется в конкретной обстановке, при наличии групповых мнений, суждений и настроения.
Следователь и психолог в процессе взаимоотношений контролируют собственное поведение, анализируют причины изменения внутреннего состояния. Постоянный самоанализ позволяет им получать объективную информацию о возможностях и личностных особенностях протекания психологических процессов.
Эффективность взаимоотношений людей определяется их темпераментами и характерами. «При любом типе темперамента человек может иметь высокие социальные достижения», отмечал В.М. Теплов.[218]Представляется, что данное утверждение должно быть положено в основу взаимоотношений следователя и психолога (эксперта, специалиста).
Многие отрицательные свойства темперамента, например, неуравновешенность, неумение сосредоточится в нужный момент, отсутствие выносливости, могут быть компенсированы усилием воли, самодисциплиной. Эффективность прогнозирования в процессе совместной деятельности выше в тех случаях, когда свойства темперамента партнеров противоположны по структуре.
В общей психологии различают четыре системы свойств характера.
1. Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным лицам (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.).
2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к своим обязанностям и т.п.).
3. Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное обращение с вещами и др.).
4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость, самомнение, скромность и пр.).[219]
Однако необходимо отметить, что качество общения помимо перечисленных влияют и другие свойства личности.
Эффективность общения следователя и психолога зависит от правильности и полноты реализации ими профессиональных функций. Например, специалист-психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, обязан активно помогать следователю в установлении психологического контакта, в изучении личности допрашиваемого. В противном случае следователь должен установить причины, препятствующие психологу выполнять свои обязанности (некомпетентность, нервное перенапряжение и др.) и принять меры для их устранения. С этой целью он может более обстоятельно объяснить специалисту сущность и важность его участия в следственном действии, создать необходимые условия для его активного включения в работу, дать возможность и время для нейтрализации состояния перевозбуждения (перенапряжения).
Судебно-следственная практика выработала методы (приемы) установления и поддержания психологического контакта со специалистами (криминалистом, судебным медиком, психологом и др.) и экспертами в процессе расследования преступлений. Психологический контакт на предварительном следствии - это ситуативное состояние взаимоотношений следователя (органа дознания) и участников уголовного процесса, в том числе специалистов и экспертов, характеризующееся достижением взаимопонимания и установлением психологических барьеров при общении в целях получения информации или совершения следственных действий для установления истины по уголовному делу.
Методы (приемы) установления и поддержания контакта подразделяются на тактические, эвристические, эмоциональные, морально-этические и контролирующие.
Тактические и эвристические методы рассчитаны на установление рабочего контакта путем уточнения задач, цели взаимодействия, уяснения сложившейся ситуации, активизации внимания психолога, оперативного получения информации и предварительной ее обработки и оценки, сопоставления полученных данных с имеющимися у следователя сведениями по делу, обмена дополнительными вопросами (уточняющими, контрольными и др.).
Эмоциональные и морально-этические методы способствуют установлению и поддержанию делового контакта с помощью предварительной неофициальной беседы следователя и психолога, позволяющей снять эмоциональное напряжение (особенно у лица, впервые приглашенного для участия в расследовании преступления), уточнению задач и целей общения, определению вариантов эффективного использования психологических познаний.
Контролирующие методы помогают проверить эффективность взаимоотношений путем постановки уточняющих вопросов, вовлечения психологов (специалистов, экспертов), участвующих в производстве следственного действия, в оформление его результатов (составление протокола, таблиц, схем и др.).
На наш взгляд, установление и поддержание психологического контакта зависит в основном от следователя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств (способности не допустить серьезных разногласий в начале взаимодействия, умения использовать те или иные черты характера психолога).
Пути установления и поддержания эффективного взаимодействия между следователем и психологом, четкое определение цели общения и желание совместно решать стоящую перед следствием задачу имеют важное значение, особенно для профессионала, впервые участвующего в расследовании преступления в качестве специалиста или эксперта. В этом случае следователь должен объяснить, какое значение имеют познания психолога в производстве процессуального действия.
Важную роль играют познания психолога в оценке результатов заключения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Судебно-экспертная деятельность характеризуется своей проверяемостью. Описывая в заключении ход проведенных исследований и их результаты, эксперт-психолог дает следователю возможность проверить научную достоверность выводов экспертизы и сопоставить их с другими данными по делу.
Это порой становится причиной возникновения сложных (проблемных, конфликтных) ситуаций в общении следователя и эксперта (эксперта-специалиста). К категорической форме изложения обычно прибегает эксперт, имеющий достаточно сведений, позволяющих ему уверенно отстаивать свои выгоды. Предположительное (вероятное) заключение требует дополнительных усилий для налаживания взаимопонимания между следователем и психологом.
Общение следователя и психолога обязательно связано с обучением - специфическим видом формирования отдельных свойств личности, в котором активно участвуют как обучающий, так и обучаемый. Обучение в свою очередь служит основой воспитания, которое представляет собой целенаправленный и планомерный вид формирования личности в целом.
Психологическая наука и практика выработали основные принципы, формы и методы воспитательного воздействия в процессе коллективной деятельности. Среди общих принципов следует назвать такие, как связь теории и практики, научная достоверность, психологическая обоснованность, системность и т. д.
Принципы воспитания определяют формы и методы: убеждение, подражание, внушение, воздействие (делом, словом, внешним обликом). Следователь, эксперт или специалист-психолог личным примером, отношением к своим профессиональным обязанностям, умением самостоятельно решать возникающие проблемы оказывают определенное воспитательное воздействие друг на друга и на окружающих.
Воспитание следователя и психолога осуществляется при помощи воздействия, эффективность которого зависит от доступности информации, соответствия ее профессиональному опыту, убедительности сведений, логической расстановки теоретических и фактических аргументов.
Речь позволяет быстро установить контакт, но она же порой является причиной смыслового барьера, который может возникнуть в случае, если психолог не понимает требований следователя. Возможна и обратная ситуация, когда некомпетентность следователя в специальных психологических вопросах, подлежащих выяснению, либо нечеткое изложение психологом своих выводов становятся причиной возникновения резкого конфликта между взаимодействующими лицами.
Столкнувшись с фактом смыслового барьера, следователь и психолог должны выяснить, что послужило его основанием, каковы реальные условия, в которых взаимодействуют участники расследования преступления, и соответственно изменить формулировку вопросов и ответов, а также тон устной беседы. Взаимное недопонимание порой вызвано использованием выражений, неточного или двусмысленно отражающих какое-либо явление, предмет или его свойства.
А.Р. Ратинов отмечал, что необходимо «уяснить соотношение между содержанием речи и ее формой, между тем, что сказано, и тем, как сказано, понять интонационно-мимические и стилистические средства выражения, в зависимости от которых меняется смысл и значение словесной информации».[220]
Иной характер носит язык документов (постановление о назначении психологической экспертизы, заключение экспертов и др.), который отличается большей четкостью и лаконичностью.
Значительные требования предъявляются к письменной речи заключения эксперта-психолога. Сформулированные выводы должны логически вытекать из исследовательской части заключения, содержание в целом не должно быть излишне сложным для понимания следователя, обвиняемого и других участников следственного процесса.
Профессиональная убежденность, доходчивая аргументация, логика рассуждений психолога положительно влияют на следователя, и наоборот, компетентность, глубина знаний следователя по специальным вопросам, в том числе психологическим, воспитывают у эксперта-психолога уважение и внимательное отношение к нему.
Воспитательное воздействие осуществляется не только благодаря профессиональной компетенции, но и чисто визуальным умением вызвать расположение к себе. Следователь, психолог (эксперт, специалист) должны уметь «подать» себя в соответствии с требованиями профессиональной этики и общего этикета.
В психологии такое поведение называется эффектом самопрезентации. «У культурного человека, - отмечает В.М. Шепель, - она выступает как внутренне присущий ему стиль общения с людьми, наглядно подтверждающий уважительное отношение к ним».[221]
Воспитание следователя, психолога (эксперта, специалиста, консультанта) формирует направленность личности. «Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективное отношение к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик».[222]
В направленности личности следователя и психолога значительную роль играет установка, под которой в психологии понимается неосознаваемое психическое состояние, выражающее готовность личности к определенной деятельности.[223]В формировании установки важное значение имеют такие факты, как желание способствовать искоренению правонарушений, интерес к проводимой познавательной деятельности, стремление совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Направленность психолога (эксперта, специалиста) неразрывно связана с верой в целесообразность использования современных достижений психологической науки и практики, убежденностью в необходимости и важности своей деятельности (экспертной, консультационной и др.).
Эффективность коммуникативной деятельности зависит от соответствующих способностей. Важнейшими элементами психологической структуры коммуникативных способностей являются:
гностическая способность (способность человека понимать других людей);
экспрессивная (способность к самовыражению личности);
интеракционная (способность адекватно влиять на партнеров по общению).
Гностическая способность следователя и психолога выражается в стремлении понять друг друга, умении внимательно выслушать партнера, высокой наблюдательности. Наблюдательность следователя и психолога (эксперта, специалиста) зависит от их субъективных установок и от того, насколько успешно они могут отделять объективные события от своих внутренних чувств; она предполагает также их активное самонаблюдение, позволяющее критически относится к собственным словам и поступкам.
Экспрессивная способность представляет собой желание быть понятым, правдивость, доверие к партнеру, культуру речи. Экспрессивность следователя и психолога призвана всеми доступными способами (визуально и акустично, посредством мимики, позы, жеста, модуляции голоса) выразить отношение к партнеру и к предмету обсуждения. Эмоциональная устойчивость следователя, психолога характеризует степень их волевого владения своими достаточно сильными эмоциями (субъективными переживаниями и физиологическими реакциями). Умение учитывать эмоциональные реакции и состояния - важнейшее требование к личности следователя и психолога. Эмоциональная неустойчивость (несдержанность) способствует возникновению эмоционального барьера между партнерами, что происходит в двух случаях: а) когда используются неприемлемые формы общения (психологические, этические и др.); б) когда состояние одного из взаимодействующих лиц объективно препятствует уяснению смысла вопросов и ответов (например, состояние усталости, подавленности, крайней степени возбуждения).
В этих условиях необходимо дать человеку возможность преодолеть исключительное состояние, в котором он пребывает, после чего вернуться к решению возникших вопросов. Вполне справедливо утверждение Г.А. Туманова, что «не всегда время и обстановка предоставляют возможность снимать конфликт сугубо психологическими средствами».[224]
Зная особенности собственной психики, ее сильные и слабые стороны, следователь, эксперт, специалист должны постоянно скрывать и подавлять свое волнение, устранять волевым усилием эмоциональные состояния растерянности, тревоги, риска, повышенной ответственности и активизировать сознательный контроль над своим настроением и поведением.
Взаимоотношения следователя и психолога складываются успешно, если стороны помнят о профессиональном такте. Последний зависит от психологических особенностей человека, а также от способности действовать в соответствии с конкретной следственной или экспертной ситуацией, от индивидуальных качеств взаимодействующих лиц.
Такт представляет собой единство нравственного отношения к человеку и формы обращения к нему. Следователь, психолог должны соблюдать этические нормы в процессе общения.
Важным элементом интеракционной коммуникативной способности следователя, эксперта-психолога и других сведущих лиц является вежливость. Для культурного человека внимательное отношение к окружающим, готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается, доброжелательность и т.д. являются элементарными требованиями. Высокомерие, пренебрежительность и тому подобные качества отрицательно влияют на взаимоотношения следователя и психолога.
Применение специальных познаний на предварительном следствии требует от следователя, эксперта и специалиста не только высокого профессионального мастерства, но и неукоснительного соблюдения принципов и норм профессиональной этики.
В юридической литературе постоянно обращается внимание на проблемы судебной этики, а вот этические проблемы, существующие в уголовном процессе, освещаются явно недостаточно. В печати проскальзывало мнение, что нет основания распространять начала судебной практики на эксперта, так как в суде нередко используются знания лиц, не являющихся сотрудниками экспертного учреждения, для которых деятельность к качестве экспертных учреждений (ст. 187 УПК РФ), то хотя они и выступают в качестве экспертов систематически, однако не входят в число участников процесса, осуществляющих определенные уголовно-процессуальные функции.
На важность и необходимость соблюдения экспертом нравственных принципов и норм в своей работе указывал А.Ф. Кони[225]этическим проблемам деятельности судебных психологов интересовались видные криминалисты и судебные психологи Л.Е. Ароцкер (1963) и Я.М. Яковлев (1977).
Важнейшим нравственным принципом следователя является сочетание требовательности с уважением к личности эксперта.
Корректность, вежливость и сдержанность в отношениях между следователем и сведущими лицами - залог эффективности их совместной деятельности. Необходимо, чтобы следователь не оказывал давления на психолога, не навязывал ему свое мнение при производстве процессуальных действий, при допросе несовершеннолетнего следователь не должен поручает свою работу педагогу или психологу.
Неэтичным считается разговор следователя и психолога о возможных причинах поведения преступника или пострадавшего в присутствии как заинтересованных лиц, так и посторонних. «Подобные разговоры, - отмечает С.Г. Любичев, - граничат с разглашением профессиональной тайны, а порой могут породить у окружающих необоснованные подозрения в отношении непричастных к делу лиц».[226]
В процессе производства судебно-психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз используются различные психоаналитические, психофизиологические и инструментальные методы. Например, психологи активно применяют приборы, которые дают возможность осуществлять экспресс-диагностику основных показателей психофизиологического состояния человека: время реакции на звуковой и световой раздражители, состояние двигательных центров нервной системы, энергетический резерв мышц и др. Психолог может оказать помощь следователю в анализе психофизиологических реакций допрашиваемого на факт предъявления каких-либо предметов или их изображений, фотографий, связанных с преступлением.
Объективным средством фиксации психологического состояния испытуемого является прибор «Полиграф», который автоматически фиксирует изменения ритма дыхания, давления крови, частоты пульса, состояния мышц и изображает их в виде графиков. Допрос с его применением предполагает подготовку вопросов (нейтральных и критических), связанных с событием преступления и известных только допрашиваемому (подозреваемому, обвиняемому и др.). Человек, дающий правдивые показания, на поставленные вопросы реагирует спокойно, виновный же - настороженно.
Современные конструкции этих приборов регистрируют до 19 различных параметров, в их числе кожно-гальваническая реакция, пульсовое кровенаполнение пальцев, реакция зрачка, температура тела, насыщенность крови кислородом, электроэнцефалограмма, движения глазного яблока и др. Фиксация осуществляется точными шлейфовыми осцилографами. В последнее время появились «Полиграфы», присоединяемые к компьютеру, посредством которого графики преобразуются в цифровую распечатку.
«Полиграф» имеет своих сторонников и противников. Среди первых особенно активную позицию занимает С.Ю. Якушин, который считает, что подобные приборы позволяют получить объективную информацию о психофизиологических реакциях допрашиваемого. «Надежность полиграфа в отношении достоверности изображаемой им картины психофизиологических процессов в организме человека доказана многочисленными экспериментами и едва ли может вызывать серьезные сомнения. Поэтому, думается, нет оснований говорить о научной необоснованности данного метода выявления и регистрации психофизиологических изменений в организме в ответ на определенные раздражители.[227]