Социально-психологические характеристики школьного класса
СОСТАВЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА
Методические рекомендации студентам
Владимир 2009
УДК
ББК
М
Малова Е.Н., Сиднева Л.Ю. Составление психолого-педагогической характеристики класса. Методические рекомендации студентам / Е.Н. Малова, Л.Ю. Сиднева. – Владимир: ВГГУ, 2009. –– 57 с.
Пособие предназначено для студентов 4 курса педагогических специальностей ВГГУ, проходящих практику в школе. В него включены схема характеристики класса, основные методики исследования группы, примерные конспекты коррекционно-развивающих занятий. Основная цель издания состоит в том, чтобы помочь студенту организовать исследование классного коллектива и составить его социально-психологический портрет.
Рецензент
В.А. Штраус, кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия»;
И.В. Плаксина; кандидат психологический наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии ВГГУ
Ответственный за выпуск: Е.Р. Артамонова, кандидат психологический наук, доцент, зав. кафедрой психологии ВГГУ.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ВГГУ
© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2009
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая практика в системе вузовского профессионального образования дополняет и обогащает теоретическую подготовку, создает возможность для закрепления и углубления полученных теоретических знаний, перевода их в плоскость технологического применения, формирования профессиональных умений, адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая практика является частью общего процесса подготовки студентов - будущих педагогов и представляет собой комплексные практические занятия, дополняемые другими формами учебного процесса (конференции, семинары, индивидуальные и групповые консультации и т.п.), в ходе которых осуществляется формирование профессиональной культуры будущего учителя.
В процессе практики студент, реализуя сложившийся профессиональный опыт, задается новыми вопросами, связанными с профессиональной деятельностью. Именно педагогическая практика призвана пробудить в нем потребность в педагогическом самообразовании и личностном самосовершенствовании как необходимой составляющей педагогической культуры.
Практика студентов 4 курса предполагает приобретение опыта работы в роли помощника классного руководителя. Поэтому перед студентами ставятся следующие задачи:
1. изучив особенности класса и опыт воспитательной работы классного руководителя с классом, выделить педагогические проблемы и предложить научно обоснованные пути их разрешения. Обозначить наиболее значимые, с Вашей точки зрения, воспитательные задачи и проанализировать опыт собственной помощи в реализации этих педагогических задач;
2. приобрести опыт подготовки и проведения разнообразных форм организации внеклассной воспитательной работы. Оценить результативность примененных форм организации внеклассного воспитательного процесса с точки зрения учета возрастных и психологических особенностей учащихся «своего» класса. Выявить их педагогические возможности с точки зрения окультуривающего влияния воспитания;
3. подготовить и организовать психолого-педагогическое исследование классного коллектива.
4. составить и определенным образом оформить социально-психологический портрет классного коллектива (характеристику группы) по результатам исследования. Вторую часть характеристики необходимо посвятить практическим рекомендациям по использованию полученной информации.
Все исследования проводятся с учетом принципов конфиденциальности и профессиональной этики психолога, с учетом возрастных особенностей в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Данное методическое пособие содержит материалы, позволяющие студентам успешно справиться с поставленными перед ним задачами и обрести разносторонний опыт педагогического взаимодействия с классным коллективом, что в свою очередь определяет профессиональную готовность и компетентность выпускников. Пособие состоит из трех разделов. В первом рассматриваются вопросы этапов развития класса как группы, социально-психологических характеристик школьного класса как малой группы, целенаправленной развивающей работы педагога.
Второй раздел содержит примерную схему психолого-педагогической характеристики класса и арсенал методик, позволяющий провести его социально-психологическую диагностику.
Третий раздел включает в себя примерные конспекты развивающих занятий, которые могут быть полезны студентам для организации внеклассной воспитательной работы.
Надеемся, что во время педагогической практики студенты продемонстрируют не только глубокое овладение изученного, обладание определенными умениями, но и смогут использовать эту ситуацию для познания самого себя с целью выявления, а при необходимости и совершенствования своих личностных особенностей и профессиональных качеств.
РАЗДЕЛ 1.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНОГО КЛАССА
По представлениям социальной психологии, школьный класс не в полной мере соответствует представлению о малой социальной группе.
Малая группа – это небольшое по численности объединение людей, которое имеет общие цели и непосредственное общение лицом к лицу.
Школьный класс представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом, очерченными границами, в котором общение носит непосредственный характер. Сложность составляет вопрос наличия общих целей. В силу того, что деятельность каждого ученика сугубо индивидуальна, школьный класс в своем основании не несет общих целей и не может быть отнесен к малым группам. Однако искусственное создание их, привнесение извне в индивидуальную деятельность в воспитательных целях или по доброй воле участников открывает для школьного класса возможность превращения в малую группу. Создание таких общих целей, дающих возможность объединить учащихся в «Мы» - дело непростое, предполагающее наличие мудрых и умелых взрослых, которые преобразуют возможность в реальность.
Американские исследователи Г. Стенфорд и А.Е. Роарк установили, что развитие класса как группы происходит в несколько этапов:
1. Ориентационный этап: формируются представления учащихся о классе и друг о друге. Структура отношений складывается в основном из диад, реже – триад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе.
2. Формирование групповых норм, образа группы как целого в представлениях учащегося.
3. Этап межличностных конфликтов, которые возникают из-за стремления выйти из под опеки учителя в решении вопросов, касающихся жизни класса.
4. Первый опыт решения внутригрупповых конфликтов приводит на этом этапе к развитию сплоченности и солидарности.
5. Впервые возникают элементы сложившейся группы с выраженным чувством «Мы». Доминируют учебная активность и учебные цели. Это наиболее удобный для педагога этап с точки зрения управления ученическим коллективом.
6. Доминирование эмоциональной активности, переоценка групповых норм, класс «закрывается» для взрослого руководителя.
7. Высший этап зрелости: группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, уровень групповой сплоченности достаточно высок.
Превращение класса в высокоразвитую малую группу не происходит само собой, а становится возможным в процессе целенаправленной развивающей работы педагогов и психолога. Варианты такой работы - создание разнообразных форм конструктивной совместной деятельности учащихся (коллективные творческие дела, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса) - формируют единство целей и ценностей. Тренинговые ситуации, ролевые и деловые игры как варианты психологической работы с классом развивают сплоченность, поднимают уровень взаимного доверия, формируют чувство «Мы».
Целесообразно отслеживать в наблюдении и подтверждать диагностически следующие характеристики детской группы (по Битяновой М.Р., 2008):
1. Системы устойчивых межличностных отношений, основанные на симпатии. Стабильность-непостоянство дружеских диад и микрогрупп плюс доброжелательность отношений между микрогруппами - очень важные показатели состояния класса, зрелости сложившихся отношений;
2. Готовность группы к выдвижению лидера в ситуации, требующей управления групповыми действиями. Дело не в наличии лидерского потенциала группы (кому лидировать всегда найдется), а в том, готов ли каждый член класса признать значимость групповой задачи для себя, готов ли класс в целом и большинство его участников в отдельности следовать за лидером после того, как он проявится. Умение следовать за лидером – это признак социальной зрелости и отдельного человека, и группы.
3. Уровень сплоченности группы. Это наличие в группе общих чувств и настроений, общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников, готовность к принятию коллективной ответственности за те или иные действия группы и т.д. Сплоченность способствует эффективности деятельности, делает группу стабильной и управляемой. У членов сплоченной группы повышается уровень психологического здоровья, самооценка, снижается тревожность, появляется состояние личной защищенности.
4. Готовность к принятию групповых решений. Умение принимать коллективные решения, которые бы продвигали развитие группы в целом, и при этом воспринимались бы каждым членом группы как его собственное, - серьезный показатель высокого уровня развития класса. Важно отмечать: как протекает обсуждение, как принимается итоговое решение, как выражается несогласие, как на него реагирует группа, как в дальнейшем выполняется принятое обязательство.
5. Уровень доверия и открытость внутригрупповым конфликтам. При высоком уровне доверия в группе противоречия между свободно выражающимися людьми достойно, достаточно доброжелательно разрешаются. Педагогу очень важно понимать природу возникающих конфликтов, а именно: непонимание, склонность к противостоянию, различия в ценностных ориентациях или др.
6. Принятые способы нормативного контроля. Как группа относится к фактам нарушения принятых норм и правил, к каким наказаниям и поощрениям склонна, каков стиль поведения в подобных ситуация у высокостатусных членов группы?
Важно подчеркнуть значение группы в подростковом возрасте. Если в начальной школе огромное влияние на психическое развитие и формирование личности ребенка оказывают отношения с первым учителем, то в подростковом возрасте принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении и в определении статуса в глазах сверстников. Группа защищает подростка, одновременно предъявляя к нему жесткие требования.
В этот период группа сверстников становится важнейшим агентом социализации, т.к. именно в группе сверстников подросток усваивает основные нормы и ценности. Именно этим нормам и представлениям стремится соответствовать подросток, чтобы быть принятым сверстниками, стать «своим» в классе, группе. Так называемые массовидные явления (в том числе конформизм) очень характерны для средних или подростковых классов в школе. Подростки-нонконформисты обычно становятся мишенью для насмешек.
Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Достойное положение в группе сверстников, дающее школьнику моральное удовлетворение, - важное условие его нормального психического развития.
В зарубежной литературе имеются данные, показывающие, что подростки, не принятые или отвергнутые своими сверстниками, став взрослыми людьми, гораздо чаще демонстрируют асоциальное иди невротичное поведение. Чтобы не быть отвергнутым классом, занять в нем удовлетворяющее место, подросток готов на многое, даже на пренебрежение собственным мнением в угоду мнению большинства. Поэтому большое значение имеет формирование коллектива класса, создание условий для того, чтобы именно эта группа стала для подростка одной из наиболее значимых.
Данные о положении ребенка в системе личностных взаимоотношений и о факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить наиболее целесообразные и оптимальные отношения в детском сообществе, а подчас и кардинально изменить (улучшить) положение ребенка в классе.
Весьма эффективным в работе с отверженными детьми является подход, предложенный А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским, который позволяет нормализовать положение изолированного ребенка в группе, повысить его статус в системе межличностных отношений.
Выявив причины неблагоприятного отношения школьника, можно попытаться изменить его статус в детском сообществе. С этой целью можно:
1) привлечь ученика к интересной деятельности;
2) помочь ученику достичь успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит его положение в классе (группе);
3) постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая чаще всего оказывается причиной (и, конечно, следствием) психологической изоляции;
4) у тех, кто в этом нуждается, вырабатывать уверенность в себе, умение преодолевать чрезмерную застенчивость (хороших результатов можно добиться и различными косвенными мерами: например, иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники);
5) искусственно создавать такие ситуации, в которых изолированный ребенок мог бы проявить себя с лучшей стороны, обратить на себя внимание сверстников.
Тестовая диагностика, а также наблюдение позволят иметь надежную информацию о структурно-динамических, ценностно-деятельностных и других характеристиках школьного сообщества. Создавайте ситуации, требующие проявления групповых процессов – сплочения, принятия групповых решений, лидирования – и вы увидите реальную группу в ее динамике, самопроявлении. Подобные специально созданные подобного рода ситуации возможны в тренинговых занятиях, варианты которых размещены в разделе 3.
РАЗДЕЛ 2.