Этапы подготовки анкеты

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдель­ных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготов­ка отчета.

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заоч­ная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности по­лучаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лип особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

За ними следуют более сложные вопросы, составляю­щие основное содержание анкеты.

Наконец, в заключительной части бланка вновь следу­ют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респонден­тов.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «что вам нравится в ...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как пред­полагает, что нечто «нравится»)

Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышле­ния респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в ме­сяц Вы тратите на подготовку к семинарам?») » Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опра­шиваемых или имеющие крайне неопределённое содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные та­ким «часто», «редко», «в среднем»,, содержание которых весь­ма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы прояв­ляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции ?

Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

Не спрашивается ли одновременно о нескольких раз­личных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конк­ретном случае?

Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

Имается ли грамматическое согласование между воп­росом и ответами к нему?

Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: анкетирование; виды вопросов: о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения, закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, кос­венные, информационные, фильтры, контрольные, вопросы-контактёры.

Вопросы для обсуждения:

Каковы основные виды вопросов в анкете? Какие ошибки совершают неискушенные исследовате­ли на этапах:

а) разработки анкеты;

б) проведении анке­тирования;

в) при обработке результатов?

Упражнение 1:

Составьте следующие виды вопросов для анкеты на тему «Вуз глазами студентов»:

1. Закрытый вопрос;

2. Полузакрытый вопрос;

3. Открытый;

4. О личности респондента;

5. О факте сознания;

6. О факте поведения;

7. Вопрос-контактёр;

8. Вопрос-фильтр;

9. Основной и контрольный к нему;

10. Косвенный;

11. Закрытый с поливариантными ответами;

12. Закрытый со шкалой ответов.

Упражнение 2:

Подготовьте анкету для студентов на тему «Мнения сту­дентов о преподавателях вуза».

Упражнение 3:

Проанализируйте и обсудите ошибки при выполнении упражнений 1 и 2.

Упражнение 4:

Проведите анкетирование школьников на тему «Мои интересы».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЦЕЛЬ: развитие умений формулировать и редактировать вопросы анкеты.

Качество получаемой исследователем информации в первую очередь определяется качеством составления вопросов. Ниже приведены примеры неудачных вопросов ан­кеты, выясняющей особенности работы психологов, Часть из них снабжена необходимыми комментариями-

1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом?

1.1. Это мое призвание, менять его не собираюсь;

1.2. Буду и далее работать психологом, только не в этой организации;

1.3. Пока буду работать психологом, потом - не знаю;

1.4. Вероятно, изменю сферу деятельности, но ещё не знаю, каким об­разом;

1.5. Твердо решил перейти на другую работу;

1.6. Затрудняюсь ответить.

Следует заметить, что в данном случае спрашивается одновременно о двух разных вещах, что недопустимо. Кро­ме того, третий, четвертый и шестой ответы, фактически, означают одно и то же.

2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет?

2.1. Да, всегда;

2.2. Не всегда, хотя и стараюсь;

2.3. Могу работать лучше;

2.4. Не знаю.

Неясна цель такого вопроса, по сути, не содержащего особой информации. Неизвестно, каким образом можно будет интерпретировать полученные ответы. Достоверность данных подобного самоотчета ничтожна. В формулировке вопроса задана излишняя альтернатива.

3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину

3.1. Малая зарплата;

3.2. Низкий социальный статус;

3.3. Ухудшающийся уровень жизни;

3.4. Социальная незащищённость;

3.5. Другие ответы____________

Заметна неуместность «фильтра», так как предложении ответы могут быть выбраны многими психологами испытывающими удовлетворение от своего труда. Скорее всей» респондент отметит все или почти все ответы, в таком сл; чае вопрос теряет смысл. Варианты ответов первый, третий, четвертый и, во многом, второй имеют отношение к одной проблеме. Другие же возможные проблемы в перечне не представлены.

4. В каком стиле организовано Ваше общение с подчиненными, если они у Вас есть?

4.1. В либеральном;

4.2. В авторитарном;

4.3. В демократическом.

В любом сколько-нибудь длительном акте общения проявляются все названные стили при относительном доминировании какого-либо одного. Возможно, также и прово­цирование выбора социально одобряемого ответа. Неудач­но повторение предлога во всех ответах. В самом вопросе неверно введен «фильтр»» что затрудняет действия тех рес­пондентов, у которых подчиненные отсутствуют.

5. С каким настроением Вы обычно идете на работу?

5.1. Настроение бодрое, хорошее;

5.2. Настроение не всегда одинаковое;

5.3. Настроение, как правило, неважное.

Качество настроения далеко не всегда обусловлено причинами, лежащими в сфере профессиональной деятельности. Помимо этого, о нем не имеет смысла говорить гак об «обычном». Четырехкратное повторение одного и того же слова неоправданно.

6. Можете ли Вы сказать о себе, что относитесь уважительно ко всем Моим клиентам, независимо от их возраста или личностных особеннос­ти.

6.1. Да;

6.2. Нет.

Ни один из вариантов ответа не дает значимой для исследователя информации. Вопрос, с одной стороны не содержит указаний на конкретные проявления названного отношения, которые каждым понимаются по-своему, а с другой стороны, стимулирует социально одобряемую реак­цию.

Предлагается самостоятельно проанализировать, в чем состоят недостатки следующих вопросов:

7. Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?

7.1. Конечно, это значимо для меня;

7.2. Это мне безразлично;

7.3. Мнение начальства для меня важнее;

7.4. Главное для меня - мнение клиентов.

8. Насколько характерно для Вас стремление активно интересоваться новейшими достижениями психологической науки?

8.1. Да, интересуюсь постоянно. Без этого нельзя при работе с людьми. Полученные знания очень помогают мне;

8.2. Иногда, если позволяет время или семейные обязанности;

8.3. Нет.

9. Согласны ли Вы с утверждением, что «психологом» следует быть только на работе, не перенося профессиональные приемы в сферы семей­ного или дружеского общения?

9.1. Да;

9.2. Нет;

9.3. Другие ответы_________ _________________

10. Какое количество рабочего времени за последнюю неделю было использовано Вами не по назначению?

10.1. Менее часа;

10.2. Отодного до трех часов;

10.3. Более трех часов, но менее семи;

10.4. Более половины.

11. Можно ли обойтись без психолога на Вашем предприятии (в уч­реждении)?

11.1. Да, вполне;

11.2. Нет, нельзя.

12. Повышался ли в текущем году Ваш заработок?

12. 1. Да;

12.2. Нет.

13. Каково значение труда в Вашем мировосприятии?

13.1. Труд - потребность человека;

13.2. Это источник благосостояния;

13.3. В труде формируются качества личности;

13.4. В труде человек становится личностью, творцом;

13.5. Какое-либо другое мнение_____________________

14. Что именно удается Вам в работе лучше всего?

14.1. Семейное консультирование;

14.2. Профориентационное интервьюирование;

14.3. Индивидуальная консультация;

14.4. Тренинговые занятия.

Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающее в системе образования (здравоохранения). Проведите анкетирование нескольких специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994

2. Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. - М., 1989

3. Майерс Д. Социальная психология - СПб., 1997

4. Методы социальной психологии /Ред. Е.С. Кузьмин В.Е. Семенов. - Л., 1977

5. Практикум по социологии /Ред. И.М. Слепенков, В.И. Дряхлов и др. - М., 1992

6.Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1972

СОЦИОМЕТРИЯ

1) общая характеристика метода;

2) основные понятия и процедуры социометрии;

Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «изме­ряю») применяется для диагностики межличнос­тных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев.

Позволяет выявить:

1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

3. Внутригрупповые статусы участников процедуры;

4. Качество психологической атмосферы группы, в целом.

Основоположник социометрии - американский психиатр и социальны психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Морено, социометрия - способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамы – средства коррекции индивидуальных затруднений и дисгармоний

В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схём, графиков, числовых вёличин.

Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и1штипатии. Кроме того, всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, социометрия, но позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы. Рассмотрим основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии.

Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека отно­сительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Так, ответ на вопрос «Кого из членов группы Вы пригласили бы домой на День Рождения?» - это и есть положительный выбор. А ответ на вопрос «Кого из группы Вы не хотели, бы иметь соседом по квартире?» - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в отношении тех, кто вообще не был упомянут при ответах, сделан нулевой выбор.

Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов).

Социометрический критерий - так называется конкрет­ная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменого или устного вопроса ко всем участникам диагно­стической процедуры.

Разновидности критериев:

В зависимости от характера исследовательской задачи Выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»), и гностические, выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с чле­нами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).

По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства равенства позиций выбирающего и выбирае­мых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы выбрали бригадиром на субботнике?»).

По характеру ответов критерии могут быть предполагающими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для...?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при..?»).

По количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных вы­боров, и параметрические, или с четким ограничением числа выборов.

Допустим, если в группе двадцать студентов, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девят­надцати из них (естественно, кроме себя самого), во втором же случае ему предписывается не выходить за пределы оп­ределенного количества выборов, скажем, от нуля до пяти человек.

Оптимальной величиной лимита выборов для студенческой группы или школьного класса при социометрии считается четыре-пять человек.

Каждой разновидности критериев присущи свои досто­инства и недостатки. Например:

Наши рекомендации