Качества личности, оцениваемые с помощью анкеты для родителей, воспитателей н учителей, и соответствующие этим качествам пункты анкеты

Оцениваемые качества Соответствующие этим качествам
личности пункты анкеты
Общительность 2,3,4
Организаторские способности
Взаимоотношения с другими детьми
Альтруизм
Эмпатия
Агрессивность
Беспомощность
Обидчивость
Справедливость
Правдивость
Вежливость
Послушание
Самостоятельность
Настойчивость
Трудолюбие
Уверенность в себе

Текст анкеты1

1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

а) очень,

б) не очень,

в) совершенно замкнутый.

3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочита
ет играть не один, а с другими детьми,

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

4. Если ва ш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:
а) с детьми старше себя по возрасту,

1 Работая с анкетой, необходимо в каждом пункте, кроме первого, выбрать один из подходящих ответов, отмеченных строчными буквами.

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

б) с ровесниками,

в) с более младшими детьми.
5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?

а) умеет организовать детей для совместной игры и для дру
гих занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,

б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерс
кие, так и подчиненные, второстепенные роли,

в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, под
чиняясь другим. *

6 . Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,

б) часто конфликтует.

7 . Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?

а) охотно делится,

б) иногда делится, иногда нет,

в) не делится.

8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?

а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен,пы
тается его утешить, пожалеть, помочь,

б) иногда сочувствует, иногда нет,

в) почти никогда не сочувствует.

9. Обижает ли ваш ребенок других детей?

а) часто обижает,

б) иногда обижает,

в) никогда не обижает.
1 0 . Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?

а) часто,

б) иногда,

в) никогда.
1 1 . Обидчив ли ваш ребенок?

а) очень обидчив,

б) иногда обидчив,

в) не обидчив.
1 2 . Справедлив ли ваш ребенок?

а) всегда справедлив,

б) иногда справедлив, иногда нет,

9 Немов Кн. 3

в) чаще всего не справедлив.

NataHaus.ru – знание без границ

Часть 1. Психологическая диагностика

1 3 . Всегда ли ваш ребенок говорит правду?

а) всегда,

б) иногда говорит, иногда нет,

в) чаще обманывает и говорит неправду.
1 4 . Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?

а) всегда,

б) иногда.

в) почти никогда не ведет себя вежливо.
1 5 . Всегда ли ваш ребенок послушен?

а) всегда,

б) иногда послушен, иногда нет,

в) почти никогда не бывает послушным.
1 6 . Самостоятелен ли ваш ребенок?

а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,

б) иногда самостоятелен, иногда нет,

в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него
все делали другие.

1 7 . Настойчив ли ваш ребенок?

а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца,

б) иногда настойчив, иногда нет,

в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.
1 8 . Трудолюбив ли ваш ребенок?

а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет
порученную ему работу,

б) иногда любит трудиться, иногда ленится,

в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.
19. Уверен ли ваш ребенок в себе?

а) вполне уверен,

б) иногда уверен, иногда нет,

в) не уверен.

В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные све­дения о личности и межличностных отношениях ребенка, кото­рые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большин­стве случаев мнение родителей является субъективным.

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Оценка результатов

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следую­щей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответст­вие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

10 баллов— выбор для ответа пункта «а». 5 баллов— выбор из ответа пункта «б». 1 балл— выбор для ответа пункта «в». Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

Замечание.По первому (анкетные данные) и по четвертому пунк­там (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Отве­ты на четвертый пункт позволяют делать выводы ка­чественного характера, которые дополняют количе­ственные оценки.

Если оценки ребенка, полученные со стороны родителей, вос­питателей и учителей, совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно су­ществует. Если совпадают только оценки двух из трех экспер­тов, характеризующих ребенка, то делается вывод о том, что дан­ное качество свойственно ребенку с достаточной степенью веро­ятности. Если, наконец, оценки, предложенные всеми тремя экс­пертами, расходятся, то ничего определенного о наличии или от­сутствии у ребенка данного личностного качества без дополни­тельного специального исследования сказать нельзя.

ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОБ УРОВНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заключение об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста делается на основе анализа и обоб-

9*



NataHaus.ru – знание без границ

Часть 1. Психологическая диагностика

щения данных, получаемых в результате исследования его по­знавательных процессов, личности и межличностных отношений. Основанием для такого заключения являются данные, представ­ленные в соответствующей Карте индивидуального психологи­ческого развития ребенка младшего школьного возраста, форма которой показана в таблице 13.

Пользуясь данными о ребенке, показанными в этой карте, психолог может ответить на следующие вопросы:

1. Готов ли данный ребенок к обучению в школе? 2 . В каком отношении он готов и не готов к обучению в школе? (В ответах на эти два вопроса имеются в виду дети, поступаю щие в школу.)

Готовым к обучению считается ребенок, чьи показатели уров­ня развития познавательных процессов восприятия, памяти, вни­мания, воображения, мышления и речи по данным Карты инди­видуального психологического развития находятся на уровне не ниже 5 баллов(речь идет в данном случае только о количест­венных оценках). Недостаточно готовыми к обучению в интел­лектуально-познавательном плане считаются дети, чьи показа­тели степени развитости познавательных процессов составляют 3-4 балла.Если же показатель 2 баллаи ниже, то такой ребенок считается совершенно не готовым к школьному обучению в обыч­ной, нормальной школе

Особо хорошо подготовленными к обучению считаются дети, чьи показатели уровни развитости познавательных процессов превысили 7 баллов,а те, у кого соответствующие показатели оказались равны 9 баллам и выше— способными.

Личностная готовность ребенка к школьному обучению оп­ределяется аналогичным образом по показателям, представлен­ным в соответствующих графах Карты индивидуального психо­логического развития («Личностные черты» и «Индивидуаль­ные межличностные особенности ребенка...»).

По итогам комплексного психодиагностического обследова­ния детей дошкольного и младшего школьного возраста при по­мощи методик, подробно описанных в 7 и 8 главах книги, реко­мендуется делать определенные психолого-педагогические вы­воды о каждом ребенке и на их основе давать родителям, учите-260

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

лям и воспитателям конкретные рекомендации по повышению уровня психологического развития ребенка. Соответствующие выводы и рекомендации также представляются в виде таблицы (табл. 14), где отмечаются наиболее развитые у данного ребенка психологические свойства, наименее развитые психологические свойства, другие особенности, отмеченные у него в ходе прове­дения психодиагностического обследования.

На основе всего этого вырабатываются общие психолого-пе­дагогические рекомендации по индивидуальной работе с данным ребенком, которые также фиксируются письменно для памяти в этой же таблице. Кроме того, в таблице отмечаются и особые, спе­циальные психолого-педагогические рекомендации, касающие­ся индивидуальности данного ребенка. Завершается соответст­вующая работа письменными отметками о том, кому и когда эти выводы и рекомендации были сообщены, а также — данными о том, были ли они в дальнейшем реализованы.

Контрольные вопросы

1. Трудности проведения психодиагностики в младшем школьном возрасте.

2. Учет индивидуальных психологических различий в выбо­ре методик диагностики в младшем школьном возрасте.

3. Соотношение игровых и деловых ситуаций при проведе­нии практической психодиагностики младших школьников.

4. Особенности применения различных тестов в младшем школьном возрасте.

5. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей младшего школь­ного возраста.

6. Чем определяется психологическая готовность детей к обу­чению в школе и каким образом она оценивается?

7. Способы оценки общей ориентации ребенка в мире при по­ступлении в школу и его мотивационно-познавательной го­товности.

8. Методы оценки внимания детей младшего школьного воз­раста.

Качества личности, оцениваемые с помощью анкеты для родителей, воспитателей н учителей, и соответствующие этим качествам пункты анкеты - student2.ru NataHaus.ru – знание без границ

Таблица 13

Наши рекомендации