Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. деят-ти при решении нестандартных задач
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений -такова сущность человеческого мышления.
Механизмом мышления человека является внутренняя речь.
Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание». В языке проявляется общественное сознание, в речи — индивидуальное.
Речь - индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Сформулировать мысль — значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения).
Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов. Отношение речи к мышлению — отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления — законами всеобщих взаимосвязей.
Классификация явлений мышления:
1)Мыслит. деятельность-система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслит. действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
По содержанию мыслит. деятельность подразделяется на:
1) практическую; 2) художественную и 3) научную,
Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей — сигнал.
В художественном мышлении соответственно -образ и символ.
В научном мышлении — понятие и знак.
При характеристике индивидуального мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности, качества ума.
2)Мыслит. действия- совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
3)К мыслит. операциямотносятся:
Сравнение- установление сходства и различия между предметами (путем их сравнения, сопоставления). Без сравнения объектов нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определенному признаку. На основе сравнения делаются обобщения.
Обобщение -свойство мышления и центральная мыслительная операция. Осуществляется на двух уровнях:
- элементарный уровень - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация).
- второй, более высокий уровень - выделение существенных общих признаков.
Обобщения основаны на сравнении, на противопоставлении существенного всему случайному, второстепенному. Обобщение возможно лишь благодаря абстракции.
Абстракция - выделение в объекте существенных в каком-либо отношении сторон.(от лат.- отвлечение).
Конкретизация - познание целостного объекта во всех существенных его взаимосвязях.Это теоретическое воспроизведение целостного объекта.
Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.
Систематизация— группировка предметов с выделением более мелких подгрупп, видов и разрядов, выделение частей в целом, установление взаимоотношений между отдельными частями.
Все мыслит. операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез — это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
4) Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются 3 формы мышления - суждение, умозаключение и понятие.
Суждение- определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении.
В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность.
Суждения могут быть истинными или ложными, т.е. противоречащими действительности.
Субъект суждения - предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается
Предикат -то, что утверждается или отрицается.
Основную информацию несет в себе предикат суждения. Так, в суждении «закон не имеет обратной силы» предикатом является «не имеет обратной силы»;
Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.
Умозаключение -вывод нового суждения_из других_суждений; это получение_нового_знания_из имеющихся знаний.
Вывод из частных суждений называется индуктивным умозаключением (на основании того, что все известные нам случаи преступления сохраняли какие-либо следы преступления, мы делаем общий вывод: преступление не совершается бесследно). Умозаключение от общего положения к частному случаю называется дедуктивным (например, исходя из вышеприведенного общего положения, мы, встречаясь с конкретным случаем преступления, делаем вывод, что и в этом случае обязательно должны быть следы преступления). Оба вида умозаключений взаимосвязаны: индукция проверяется дедукцией, а дедукция основывается на ранее осущественной индукции.
Различают также умозаключение по аналогии — умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям (этот вид умозаключения используется в следственной практике, когда та или иная версия выдвигается по аналогии с другим сходным случаем). Однако, оно само по себе не дает достоверного знания и требует проверки.
Понятие- форма мышления, в которой отражаются существенные свойства предметов или явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Объем - это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие. Содержание - это знание об этих предметах.
В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются:
-алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач;
-дискурсивное (от лат. рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений;
-эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач;
-творческое мышление - мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.
Виды мышления:
Генетически самый ранний вид мышления - практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами. На основе практически-действенного, манипуляционно-го мышления возникает наглядно-образное мышление. Основным средством его реализации является уже не практическое действие, а умственный (псих.) образ.
Высшей ступенью развития мышления является отвлеченное абстрактное мышление в форме понятий и рассуждений (установление причин явления при помощи умозаключения).
Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художественный), абстрактный (теоретический) и смешанный виды. Но в различной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления (бытовые дела требуют наглядно-действенного или образного мышления, а беседа на научную тему — теоретического мышления).
Общие закономерности мышления.
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания, в целях разрешения какой-то проблемы на основе анализа и синтеза и имеет своим результатом новое обобщение.
Таким образом: проблемность, анализ-синтез_и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.
Мышление возникает в связи с необходимостью решения проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация — обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.
Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза.На них основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслит.и операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ -выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.
(выделение следов, которые имеют доказательственное значение). Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез- объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом мышления является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли. Процесс познания начинается с первичного синтеза- восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа.
Анализ — вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности как:
- селективность - способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя перебор всех возможных вариантов. Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.
-рефлексивность -критическая самооценка субъектом хода своего мышления. Контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой.
При анализе событий возникает особая разновидность аналит. мышления – антиципация - предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.
Обобщенность мышления.Цель мышление - познание существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.
Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задачМыслит.деятельности - процесс постановки и решения нестан-х задач.
Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последовательного ряда этапов:
Первый - четкая речевая формулировка задачи, определение данных условий и основного требования (вопроса) задачи.
Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи — это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успешное решение зависит от правильного осознания ее основного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки:
1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, (начиная расследование преступления определенной категории, следователь иногда может не обратить внимания на специф.особенности условий совершения данного преступления);
2)неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоскости, хотя это и не является условием задачи).
Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения.
Действия с условиями творческой задачи осущ.в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам -версий.
Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определенной причине явлений, связи между ними.
Гипотеза — это выработка общей стратегии решения задачи.
Гипотеза имеет вероятный характер и требует, проверки, доказательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.
Можно выделить основные правила выдвижения гипотезы:
1)она должна совмещаться со всеми относящимися к ней фактами;
2)для объяснения фактов следует выдвигать возможно меньшее количество гипотез с большей связью между ними;
3)из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов. Для объяснения отдельных фактов возможно выдвижение рабочих гипотез;
4)противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными;
5)гипотеза должна быть основана на имеющихся теорет. знаниях.
Версии подразделяются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие.
Общая - это предположение следователя о событии преступления, его юр. квалификации и виновности опр. лица.
Частная - это предположение об отд-х обстоятельствах события.
Рабочая - это предположение о некотором вспомогательном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значения (о марке оружия, о местонахождении опр. лица, документа.
По уровню проблемности следственные версии могут быть разделены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном процессе на первоначальные и завершающие.
Выдвижение версии -это процесс мыслит. деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотношениях и связях между предметами и явлениями. Так, знание синильной кислоте позволяет сделать заключение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а кислота в отдаленной комнате.
Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте.
Познавательная роль следственной версиисостоит: 1) в схематизации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в определенном направлении; 3) в определении направления поиска недостающей информации.
Третий - проверка гипотезы. Проверка гипотезы осуществляется путем практических действий и умозаключений.
Основная цель проверки версии -выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий.
Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных путем осуществления различных следственных действий: след. осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др.
На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логической модели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач.
Следственная интуиция -быстрое неосознанное решение задачи при недостаточности исходных данных. Быстрота решения задачи подготовлена долголетним опытом, глубокими познаниями, отработанностью познавательных действий, доведенных до автоматизма.
Но любая интуитивная догадка имеет вероятностный характер и в следственной практике должна подвергаться тщательной проверке.