Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существен­ных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновид­ности определенного класса явлений -такова сущность человеческого мышления.

Классификация явлений мышления˸

1)Мыслит. деятельность-система мыслительных деи̌ствий, на­правленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслит. деи̌ствия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

По содержанию мыслит. деятельность подразделяется на˸

1) практическую; 2) художественную и 3) научную,

Структурной единицей практического мышления является деи̌­ствие, а коммуникативной единицей — сигнал.

В художественном мышлении соответственно -об­раз и символ.

В научном мышлении — понятие и знак.

При характеристике индивидуального мышления учитываются та­кие качества, как систематичность, последовательность, доказатель­ность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышления индивида, ᴇᴦο интеллектуальные особенности, качества ума.

2)Мыслит. действия- совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт ос­нован на системе операций.

3)К мыслит. операциямотносятся˸

Сравнение- установление сходства и различия между предметами (путем их сравнения, сопоставления). Без сравнения объектов нельзя вычленить их существенные стороны, объединить, синтезировать их по определœенному признаку. На базе сравне­ния делаются обобщения.

Общие закономерности мышления.

Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания, в целях разрешения какой-то проблемы на основе анализа и синтеза и имеет своим результатом новое обобщение.

Таким образом: проблемность, анализ-синтез_и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Мышление возникает в связи с необходимостью решения пробле­мы; условием его возникновения является проблемная ситуация — обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, не­понятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характе­ризуется дефицитом исходной информации, возникновением опреде­ленного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — пу­тем изыскания необходимых познавательных стратегий.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.

Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задач

Мыслит.деятельности - процесс постановки и решения нестан-х задач.

Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последова­тельного ряда этапов:

Первый - четкая ре­чевая формулировка задачи, определение данных условий и основного тре­бования (вопроса) задачи.

Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи — это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успеш­ное решение зависит от правильного осознания ее ос­новного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки:

1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеоб­разных особенностей, (начиная расследование преступления оп­ределенной категории, следователь иногда может не обратить внима­ния на специф.особенности условий совершения данного пре­ступления);

2)неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоско­сти, хотя это и не является условием задачи).

Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения.

Интуиция в работе юриста. Речь в юридической работе

Интуиция

Большинство психологов не отрицает, что решение творческой задачи интуитивным путем проходит бессознательно или подсознательно. (Правильнее предположить, что интуиция появляется, в сфере подсознания, а не бессознательно. Сфера бессознательного более простая (элементарные чувства, установки). В сфере подсознания проходят процессы, оказывающие решающее влияние на течение сознательной жизни индивида.

Интуитивное решение проявляется при определенных условиях.

1. Если налицо ситуация напряженных поисков (поисковой деятельности) следователя.

Эта ситуация выражается параллельно в двух сферах: в эмоциональной и мыслительной. Следователь во время поиска несколько возбужден (эмоциональная сфера). Он стремится снять это возбуждение, вызванное поисковой доминантой, с помощью мыслительного процесса, направленного на решение проблемной ситуации (мыслительная сфера). Именно поисковая деятельность следователя и определяет особенность последующей ориентировки в ситуации, когда встречается неосознаваемый продукт (т.е. когда наступает ситуация подсказки) и выдвигается правильная версия по делу.

Наиболее благоприятные условия для верного решения дела складываются в тот момент, когда следователь перебрал все возможные варианты по делу, но еще не достиг стадии, на которой гаснет поисковая доминанта. Основным условием здесь является целеустремленность и настойчивость, увлеченность делом.

2. "Оказалось, что чем больше насыщать содержание прямого продукта действия в ситуации подсказки, чем больше этим заинтересовывать испытуемого, тем менее возможно решение задачи".

В условиях творчества следователя это означает, следующее: интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содержательна прямая цель действия, в котором следователь наталкивается на неосознанный продукт, объективно содержащий ключ к решению задачи.

3. Успех решения задачи зависит "от степени автоматизации того способа действия, которым осуществлялось выполнение подсказки. Чем менее автоматизирован был этот способ, тем лучше решалась задача".

Натолкнуться на интуитивное решение больше шансов, делая что-либо непривычное.

Еще одно условие возникновения интеллектуальной интуиции - предварительное упрощение проблемы.

Внешне интуитивный процесс протекает так быстро, что отдельные его этапы сливаются в единый, непрерывно текущий познавательный акт, в котором, если его "специально не анализировать, нельзя выделить переход от одного этапа к другому.

Интуиция - это стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с таким быстрым проскакиванием отдельных звеньев рассуждения, что посылки и промежуточные процессы не вычленяются, хотя при тщательном восстановлении хода мыслей их можно было бы обнаружить.

Психологический процесс перехода интуиции из подсознания в сознание происходит своеобразно. При переходе интуиции в сферу сознания субъект ощущает эмоциональный фон (приятный, угнетающий и т.п.), содержание которого от него скрыто. В результате целенаправленного поиска смысла эмоционального фона интуиция появляется в сфере сознания.

Но иногда субъект усилием воли снимает этот эмоциональный фон. В результате этого процесс перехода может затухать, т.е. повернуть обратно в подсознательное (например, при мощных самовнушениях).

Вот почему для следователя большое значение имеет мастерство самонаблюдения, самопознания, являющееся одновременно опосредованным объективным знанием.

Речь

Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда — это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.

Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых. голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи*.

Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную*.

Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.

Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соответствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка.

14.Воображение и его виды. Роль воображения в деятельности юриста.

Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений.

По активности выделяют два вида воображения: пассивное и активное.

Активное воображение - это когда субъект по своему желанию, сознательно вызывает у себя те или иные образы.

Пассивное воображение – это такой процесс, при котором образы возникают спонтанно.

Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, адвоката, судьи.8

Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, побуждается потребностями личности. Воображение протекает в образной форме в виде ярких представлений.9Отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в затруднительных ситуациях, когда исходные данные не поддаются точному анализу. Воображая, можно предвидеть конечный результат деятельности, при этом обеспечивая создание тактических действий для достижения цели.

В качестве примера, можно рассмотреть значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления. Отсутствие исчерпывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к активной мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, образа разыскиваемого преступника и других деталей. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий.10

Воображение и склонность к фантазированию также оказывают влияние на процесс формирования свидетельских показаний, искажая их. Под склонностью к фантазированию в юридической психологии понимается неумышленное воссоздание свидетелем образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявляется у детей в силу особенностей развития их психики. Данный факт, безусловно, необходимо учитывать юристам.11

Наши рекомендации