Стратегии мышления при решении задач

В работах Дк. Брунера и К. Левина экспериментально выявлены три основные стратегии, которые использовали испытуемые при решении различных задач.

Случайный перебор (метод проб и ошибок).

При этой стратегии случайным образом формулируется гипотеза или осуществляется выбор метода решения, а затем оценивается их правомерность. В случае отрицательной оценки выдвигается новая гипотеза. Процесс продолжается до тех пор, пока случайно не будет найдено верное решение. Чаще всего эту стратегию используют дети и люди со слабо структурированным, неразвитым мышлением.

2. Рациональный перебор. При этой стратегии пытаются минимизировать этапы решения задачи, "отсекая" на каждом из них неверные направления поиска.

Рассмотрим простой пример. Если Вам необходимо отгадать неизвестную цифру от 1 до 100, задавая вопросы, на которые будут отвечать только "да" или "нет", то наиболее рациональна следующая стратегия. В начале следует спросить, больше ли эта цифра 50?(или меньше ли она 50?). В случае ответа "да", поле вашего поиска сузилось вдвое. Ясно, что эта цифра от 51 до 100. Затем выяснить, больше ли эта цифра 75 (или меньше ли она 75). При любом ответе круг поиска уменьшается еще вдвое. Задача решается буквально за несколько этапов.

3. Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует одну за другой, пытаясь прийти таким образом к определенным выводам. Такая стратегия самая строгая, но в то же время и самая утомительная. Однако, это единственная стратегия, которая позволяет наиболее полно разрабатывать планы долговременных или сложных действий. В науке, например, многие исследования заранее обречены на неудачу ввиду того, что с самого начала не предусмотрены все возможные последствия различных манипуляций и меры строгого контроля всех переменных, кроме независимой.

Оригинальный подход к решению различных проблем предложен в работах Г.С.Альтшуллера. Прежде всего, он утверждает, что при решении сложных задач необходимо использовать, так называемое, «полиэкранное мышление». При этом следует рассматривать решаемую проблему во всех ее связях и опосредованиях: в прошлом, настоящем и будущем; частью решения какой более общей проблемой она является (надструктура); надструктура в прошлом, настоящем и будущем; на решение каких более мелких проблем она распадается (подструктура); подструктура в прошлом, настоящем и будущем. То есть при решении проблем в голове как бы загораются 9 экранов.

"Включение" этих экранов позволяет иногда "с ходу" решить весьма сложные реальные проблемы. Пример: необходимо разработать способ определения температуры тела насекомого. Традиционное решение: отловить насекомое, наложить на него электроды и при помощи электротермометра измерить температуру. "Включаем" верхний экран (надструктура). Представим, что насекомое не одно, а много. Решение становится очевидным. Отловить много насекомых, насыпать их в стакан и опустить туда обыкновенный термометр.

В целом при решении любой практической проблемы Г.С.Альтшуллер рекомендует использовать следующие четыре этапа (приводятся в упрощенном виде, без конкретизации методов выполнения каждого из них):

1) Формулирование идеального конечного результата (ИКР) -что мы хотим получить в результате решения проблемы в идеале, при условии, что никаких финансовых, ресурсных, временных и иных ограничений нет.

2) Определение конфликтующих структур (КС). Что мешает достигнуть ИКР?

3) Что необходимо изменить в КС, чтобы достигнуть или хотя бы приблизиться к ИКР?

4) Внесение необходимых изменений.

Решение проблем не всегда выступает как процесс, где действует только логика и разум. Изменяют процесс мышления, искажая или стимулируя его, эмоции и чувства человека. Эмоции особенно выражены в момент поиска человеком решения трудной задачи.

Виды мышления

1. По форме:

наглядно-действенное,

наглядно-образное,

абстрактно-логическое.

2. По характеру решаемых задач:

теоретическое,

практическое.

3. По степени развернутости:

дискурсивное,

интуитивное.

4. По степени новизны и оригинальности:

нетворческое,

творческое.

Наглядно-действенное (или конкретно-действенное) мышление наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, которую человек осуществляет с реальными объектами внешнего мира. Этот вид мышления наиболее развит у людей занятых созданием конкретных материальных продуктов.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его отличительная особенность в том, что мыслительный процесс прямо связан с восприятием человеком окружающей действительности. Необходимые для мышления образы и представления представлены в кратковременной и оперативной памяти человека. Эта форма мышления наиболее развита у детей, а у взрослых среди лиц, занятых практической работой.

Абстрактно-логическое (теоретическое понятийное) мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Пользуясь этим видом мышления человек в процессе решения задачи использует понятия, производит действия в уме, непосредственно не обращаясь к данным чувственного опыта. Решая задачу в уме от начала и до конца, человек использует уже сформированные у него знания, выраженные в форме понятий, суждений, умозаключений. Решение задачи подчинено строгим законам формальной логики. Наиболее развит этот вид мышления у представителей точных наук.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что для решения задачи используются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, представления. Они или непосредственно извлекаются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Наиболее характерно теоретическое образное мышление для работников искусства, людей творческого труда, имеющих дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы и представления преобразуются, и, в ходе манипулирования ими, человек старается решить интересующую его творческую задачу. Оба вида теоретического мышления (образное и понятийное) дополняют друг друга, раскрывают разные стороны действительности.

Исследования последних лет позволили связать преобладание теоретического образного или теоретического понятийного мышления с функциональной асимметрией головного мозга. Еще К.Юнг выдели два типа людей по характеру мышления: 1) Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. 2) Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария над правым, преобладание логики над интуицией и чувством. В настоящее время чаще используют термины: левополушарная и правополушарнал стратегия в познании и творчестве. (В.С.Ротенберг). При этом левое полушарие "отвечает" за логическое, а правое - за образное мышление. Левополушарная стратегия создает однозначный контекст реальности, всеми понимаемый одинаково и необходимый для успешного общения между людьми. Правополушарная стратегия формирует многозначный контекст, который не поддается исчерпывающему объяснению.

Наши рекомендации