Примеры музыкотерапевтического воздействия
- Согласно нескольким научным исследованиям, прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано Моцарта помогает снизить количество приступов эпилепсии у больных (так называемый «Эффект Моцарта» (англ.))[10]. Однако достоверность результатов данного исследования подвергается сомнению, в связи с наложенными на него ограничениями и невозможности воспроизвести результаты в дальнейших исследованиях[11].
- Некоторые медики[кто?] считают, что музыка способствует расслаблению мускулов, особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес-достижения[12].
- Прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечно-сосудистым ритмом
· Музыкотерапия
· Музыкотерапия является вспомогательной формой лечения, которая была известна еще в древности.
· Человек, не осознавая, снимает с помощью музыки напряжение, успокаивается и отдыхает.
· И если вы будете более внимательны, то поймете, что это именно так. Во многих странах целебные звуки музыки используют в составе комплексной терапии различных заболеваний.
· По определению музыкотерапия это метод, в основе которого лежит оздоровительное действие музыки на организм человека. Самое замечательное в этом то, что такое лечение подходит каждому человеку независимо от возраста, пола, заболевания, музыкальных способностей.
· В 2003 году музыкотерапия признана официальным методом лечения. Есть музыкальные и медицинские академии, в которых имеются отделения музыкальной реабилитации. Здесь музыка, помогает справиться с различными заболеваниями и проблемами.
· Но музыка не может быть основным методом лечения того или иного заболевания. Она идет в комплексе с традиционной медициной — таблетки, уколы и физиотерапия, если излечение болезни требует медикаментозного вмешательства.
· А в случаях, когда можно справиться с болезнью народными способами или снять усталость, раздражение и т. д., целебная музыка будет отличным дополнением. И в первом, и во втором случаях, благодаря музыке, результаты излечения высокие.
· Положительный психологический настрой, веру в успешное лечение музыка позволяет создать пациентам с неврологическими заболеваниями. Она способствует облегчению боли и снятию нервного напряжения.
· Музыкальному воздействию подвластны болевые хронические синдромы, изнуряющие людей годами. Исследования показали то, что музыка, играющая во время неприятных процедур, например, таких
· как гастродуоденоскопия, уменьшает дискомфортные ощущения и боль. У пациентов, перенесших нарушение мозгового кровообращения, музыка играет не последнюю роль.
· Мелодии эффективны в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альйгеймера.
· Музыкотерапия может быть пассивной: пациент слушает различные музыкальные произведения, цель которых вызвать в душе человека эмоциональные переживания.
· В результате этих переживаний и эмоций, которые их сопровождают, происходит толчок к развитию. Он является основой для решения накопившихся проблем со здоровьем.
· Активная музыкотерапия представляет собой активное участие пациента в исполнении музыкальных произведений. Можно играть на музыкальном инструменте, петь или танцевать.
· Пение отлично зарекомендовало себя в комплексном лечении нарушений слуха. Регулярные занятия пением помогают улучшить артикуляцию, учит правильно дышать во время разговора.
· Игра на музыкальных инструментах помогает людям, страдающим нарушениями координации движений.
· Музыка помогает преодолевать трудности, возникающие на пути изучения того или иного предмета, а так же способствует концентрации внимания и памяти в научном и учебном процессе.
· Чтобы снять эмоциональное напряжение и утомляемость, нужно послушать звуки фортепиано, особенно Шопена, флейты, скрипки, легкий вальс, звуки природы. Эти мелодии позволят расслабиться.
· Если вы чувствуете тревогу, неуверенность в себе, тогда послушайте мажорные мелодии, народные песни или детскую музыку. Это придаст ощущение безопасности.
· Классика, например, »Лунная соната» Бетховена уменьшит раздражительность, снимет нервное возбуждение.
· Следует знать, что для музыкотерапии не подходит тяжелая музыка, она оказывает отрицательное воздействие на организм. Самой полезной является классическая и народная музыка.
· Среди композиторов классики следует выбирать Моцарта, Вивальди, 2-й концерт для фортепиано Бетховена, «Лунный свет» Дебюси, симфонию № 2 Рахманинова.
Музыкотерапия
Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегдасоразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.
Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского, В.Ю.Завьялова, К.Швабе и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:
- катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
- облегчение осознания собственных переживаний;
- конфронтацию с жизненными проблемами;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.
Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.
При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.
Музыкотерапия
Владимир Элькин "ЧЕЛОВЕК И МЕЛОДИЯ" (ФЕНОМЕНЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ мелодическими шедеврами)
У меня редкая для нашей страны профессия - музыкотерапевт. Я убедился, что создатели великих мелодий - это могучие целители, которые способны помочь человеку не хуже любого прославленного экстрасенса.
С особым упоением последние 10 лет я занимаюсь музыкотерапией, проводя тысячи сеансов для взрослых и детей. Музыка, по словам Л. Ван Бетховена, высекающая огонь из человеческой души, помогала мне снять трагические состояния, стрессы, установки на самоубийство, отчаяние. Мне удавалось добиться перелома в течение ряда заболеваний, "снимать" речевые нарушения и отклонения в поведении, устранять симптомы неврологических проблем.
Я практикую не только как врач, но и как музыкант, способный исполнить на рояле желанную музыку, вплоть до скрипичных концертов Н. Паганини. Я видел, как музыка оказывала духовное и телесное целительное действие.
Постепенно во мне росла уверенность, что существует связь между предпочтением определенного цвета и восприятием музыки. Причем, это не связано с наличием музыкального слуха. Если человек предпочитает определенный цвет, то определенный аккорд ему приятнее других. Мелодии в тональности этого аккорда особенно отрадны для этого человека и мощно воздействуют на него.