Раздел I. Организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения общего типа
К числу основных мероприятий, проводимых в отношении детей с недостатками в развитии, поступающими в учреждения общего образования относятся следующие.
• Тщательное изучение всей имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации. (Медицинская учетная форма № 026/у-2002, Медицинская Карта ребенка для образовательных учреждений*, выписка из «Истории развития» - поликлинической медицинской карты; заключение ПМПК или ПМПк [консилиума], педагогические характеристики и заключения.)
• Беседы с родителями (ближайшими родственниками или лицами, осуществляющими опекунство), педагогами, работавшими с ребенком на предшествующем этапе обучения. Цель бесед: выяснение особенностей развития и условий воспитания ребенка до поступления в данное детское учреждение.
Анкетирование (опрос педагогов и родителей) с целью получения необходимых сведений о ребенке, в частности, знакомство с условиями, в которых ребенок воспитывается дома и др.
• Решение вопроса об условиях обучения ребенка в массовой школе (пребывания в дошкольном образовательном учреждении). В частности должен быть решен вопрос о выборе адекватной психофизическим возможностям ребенка организационной формы обучения: обучение с посещением занятий в школе или индивидуальное обучение на дому; вопрос о наиболее приемлемом режиме школьного обучения (или занятий в ДОУ), целесообразности посещения группы продленного дня (ГПД), участия во внеклассных (спортивно-массовых и др.) мероприятиях и др.
Указанные вопросы решаются совместно органами школьного управления (администрацией детского учреждения) - педсовет, «малый педсовет», ПМПк (консилиум) - и соответствующими органами медицинских учреждений (консультационно - экспертная комиссия [КЭК] при муниципальной (районной)] детской поликлинике или детской больнице).
При этом образовательные учреждения выступают как учреждения, представляющие ребенка (подготавливают соответствующее обоснованное представление в медицинское учреждение), КЭК же является органом, полномочным принимать реще. ние по указанным выше вопросам.
Для детей, имеющих стойкие, но нерезко выраженные отклонения в развитии, могут быть рекомендованы и назначены:
- режим неполной учебной недели (например, назначается дополнительный «выходной день», свободный от учебных занятий);
- режим «свободного посещения» занятий в школе (посещений ДОУ) - в зависимости от психофизического состояния ребенка;
- режим «сокращенного учебного дня» (ежедневного пребывания в детском саду).
При назначении индивидуального режима обучения обязательно учитываются: уровень физического развития, состояние здоровья, в том числе: наличие у ребенка сопутствующих отклонений в состоянии соматического здоровья, хронических заболеваний органов основных функциональных систем организма и др.
· В отношении детей с ЗПР, детей с отставанием в психическом и познавательном развитии должен быть решен вопрос об условиях их обучения и воспитания в дошкольных и школьных учреждениях: необходимо, в частности, определить, где будет обучаться ребенок - в обычной группе или классе, классе компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения (КРО), коррекционной группе для детей с ЗПР в ДОУ - при наличии таких специализированных классов и групп в данном образовательном учреждении.
· Если вопрос о пребывании ребенка в массовом образовательном учреждении решен положительно (имеется соответствующее решение ПМПК), то до начала учебного года ребенок должен пройти медицинское обследование у врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога, ортопеда, психоневролога) и обследование у логопеда.
· Дети, имеющие отставание или задержку в развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы, должны пройти обследование у психолога данного образовательного учреждения (или психолога «Психологической службы» при органах управления образованием, психолога ПМПК, коррекционно-диагностического центра).
Специальное, комплексное обследование детей перед началом учебного года имеет важное значение для успешного проведения всей коррекционно-педагогической работы. Педагогу (воспитателю группы) необходимо ознакомиться с развернутым заключением врачей специального профиля, психолога, логопеда о характере и степени выраженности отмечаемых отклонений в развитии, общем состоянии здоровья ребенка, о его «психическом статусе» и др. Такое заключение является медицинским и коррекционно-педагогическим обоснованием дифференцированного подхода к обучению и воспитанию ребенка в общеобразовательном учреждении (в том числе обоснованием частичного изменения уровня требований к ребенку при прохождении учебно-образовательной программы и др.). Педагог должен получить от врачей-специалистов (через медицинский персонал данного учреждения), а также от психолога и логопеда перечень рекомендаций по вопросам адаптации ребенка к условиям обучения в общеобразовательном учреждении общего вида, осуществления индивидуального подхода к нему на учебных занятиях и в процессе разнообразной (игровой, предметно-практической) деятельности вне занятий - с учетом особенностей его психофизического развития, отмечаемых первичных и вторичных отклонений в развитии и др.
• Все дети, у которых отмечаются нерезко выраженные нарушения психического развития (ЗПР легкой степени, эмоционально-волевые расстройства и др.), должны состоять на учете у психолога образовательного учреждения (специалистов «Психологической службы» в системе образовательных учреждений) и, при необходимости, посещать занятия по психологической коррекции нарушений развития. Дети с нарушениями речи должны состоять на учете у логопеда (логопедического пункта или детской поликлиники), дети с сенсорными нарушениями и дети с расстройствами двигательной сферы - на учете у врачей специального профиля (сурдолог, офтальмолог, ортопед).
· Вопросы организации адекватного педагогического подхода к ребенку с нарушением развития, в том числе правильной организации его учебной деятельности, должны быть обсуждены заседании педагогического совета или методическом объедице нии педагогических работников данного образовательного учре ждения. Обсуждение этих вопросов проводится по представле нию педагога класса, где обучается ребенок, или воспитателей соответствующей возрастной группы в ДОУ общего типа. Сотрудникам школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), которые осуществляют индивидуальное изучение ребенка, необходимо внимательно проанализировать медицинскую учетную форму № 026/у-2000 ребенка, в которой отражены результаты предшкольной диспансеризации. Внимание членов школьного консилиума должны привлечь отмеченные в медицинских документах данные о нерезко выраженных откло- нениях в состоянии здоровья, не являющихся противопоказаниями для обучения в общеобразовательной школе. К ним относятся указания на наличие хронических заболеваний внутренних органов, недостатки слуха, ослабленное зрение, нарушения в строении и функциях лорорганов, костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие), увеличение щитовидной железы, избыточный вес и др. Обращается внимание на наличие в заклю-чениях врача-невролога и детского психиатра указаний на асте-ноневротический и астеновегетативный синдром, вегето-сосудистую дистонию, психосоциальную запущенность, задержанное психическое развитие или психофизический инфантилизм. Каждое из указанных заболеваний и нарушений процесса развития не является достаточным основанием для невозможности обучения в общеобразовательной школе, однако они могут рассматриваться как возможные причины школьной дезадаптации ребенка, отставания в обучении.
В медицинской карте может быть представлена дополнительная информация о детях, относящихся к группе риска, в отношении школьной успеваемости и социальной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе (ДОУ общего типа). При анализе медицинской карты следует обращать внимание на данные, указывающие на отклонения в протекании беременности и родов у матери ребенка (интоксикации, хроническая внутриутробная гипоксия, физические и психические травмы, преждевременные роды, асфиксия новорожденного, родовая травма и др.). Принимаются во внимание указания на болезни, перенесенные ребенком
в раннем и дошкольном возрасте, тяжелые чсрспно-мозгокые травмы и травмы опорно-двигательного аппарата.
Анализируются заключения педиатра и врачей специального профиля: офтальмолога, отоларинголога, ортопеда, дерматолога, сто- матолога, невролога и детского психиатра. (Заключения о состоянии соматического и психического здоровья, наличии отклонений в строении и функциях основных функциональных систем организма, состоянии сенсорных функций и др.).
Раздел II. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии
П Л Ведущие принципы психолого-педагогической диагностики нарушенного развития
Диагностика нарушенного развития на современном этапе строится с опорой на ряд принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и коррекцион-ной педагогики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева). К ним относятся:
• Комплексное изучение особенностей познавательного и психофизического развития ребенка, что предполагает выявление внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи разного профиля, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется инструментарий не только клинического и специально-психологического исследований, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и др. виды обследования.
• Системный подход к диагностике психического развития ребенка, принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный из в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления негативного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться при проведении коррекционно. педагогических мероприятий.
• Динамический подходк изучению ребенка с нарушением раз. вития предполагает учет возрастных особенностей ребенка г организации обследования, выборе методов исследования и анализ» его результатов, учет текущего психофизического состояния ребенка учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
• Выявление иучет потенциальных возможностейразвития ребенка.Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий.
• Качественный анализрезультатов психолого-педагогическогс изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются:
- отношение к ситуации обследования и заданиям;
- способы ориентировки в условиях заданий и способы их выпол нения;
- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и предложенной инструкции;
- возможность использования помощи взрослого;
- умение выполнять задание по аналогии;
- отношение к результатам своей деятельности, критичность своих достижений.