Межпредметные связи специальной психологии с другими науками

Специальная психология обладает весьма обширными межпредметны­ми связями. Наиболее тесные из них - связи с коррекциониой педагогикой. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создание эффективных ме­тодов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями немыс­лимо без знаний закономерностей их развития. Глубокие и всесторонние зна­ния об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей являются важным фактором эффективной учебно-воспитательной работы с ними.

В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимо­действие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере се­мейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от осо­бенностей отношения к нему, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности.

В связи с этим активно разрабатываются вопросы консультативной и психотерапевтической практики, включения родителей в коррекционный психолого-педагогический процесс. Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания пси­хологической помощи в форме консультирования. Психотерапия - оказание помощи людям при различных психологических затруднениях, т.е. комплекс­ное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматиче­ских заболеваниях.

Являясь частью психологической науки, специальная психология преж­де всего и теснее всего связана с другими ее отраслями. Специальная психо­логия опирается на общие законы функционирования и онтогенетического развития психики и сознания. Их изучает возрастная психология (закономер­ности этапов психического развития и формирования личности на протяже­нии онтогенеза человека от рождения до старости) и генетическая психоло­гия (внутриутробный период жизни и психическое развитие человека с пер­вых часов жизни до смерти). Знание законов "нормального развития" являет­ся для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие "отклоняю­щееся развитие" - понятие относительное. Вместе с тем, изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нор­мального ее развития.

Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обу­чения и воспитания.

Как уже отмечалось, возникновение специальной психологии тесно свя­зано со становлением и совершенствованием практики обучения и воспита­ния детей с отклонениями в развитии. Сегодня специальное образование в нашей стране предполагает вариативные формы обучения и воспитания «особого» ребенка - от дифференцированного до интегрированного. Сравни­тельные исследования в этой области позволяют расширить представления как о самих феноменах отклоняющегося развития, так и о возможностях по­вышения эффективности образовательного процесса в массовой школе.

В сфере специальной психологии все чаще оказываются дети так назы­ваемой «группы риска», не подпадающие под категорию «аномальности», но занимающие пограничные положения между нормой и отклонением в разви­тии, болезнью и здоровьем. Это так называемые «дети с трудностями в обу­чении», которые не нуждаются в специальных стандартах и программах обучения, но имеют особые потребности в организации образовательного и вос­питательного процесса.

Тесные связи существуют между специальной и медицинской, или кли­нической, психологией. В начале XX века они составляли единую научную дисциплину, которую обозначали термином "патологическая психология". Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний.

Специальная психология также связана с рядом клинико-биологических наук. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболева­ния органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами от­клонений в развитии. Поэтому клинические сведения офтальмологии, отола­рингологии и других наук важны для построения теории специальной психо­логии. Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может проте­кать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосом­ного аппарата, с заболеванием мозга и психическими заболеваниями. В силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с медицинской генетикой, с детской невропатологией и психиатрией.

Психиатрия изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения; психопатология - причины, закономер­ности и механизмы появления, протекания и развития психозов и психиче­ских расстройств, а также разрабатывает принципы их классификации, мето­ды лечения и др. Психофизиология - область междисциплинарных исследо­ваний на стыке психологии и нейрофизиологии, изучающая психику в един­стве с ее нейрофизиологическим субстратом: соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в пси­хической деятельности. Исследуются также физиологические и биохимиче­ские изменения, происходящие в нервной системе, их связь с различными аспектами активности: регуляцией эмоций, сном и сновидениями, стрессом и т.д. Возрастная психофизиология изучает процессы созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности.

Круг межпредметных связей специальной психологии можно расши­рить за счет инженерных дисциплин, занимающихся проектированием тех­нических приспособлений и приборов для инвалидов; отметить связь с фило­софией, социологией, общей педагогикой и целым рядом других дисциплин. Все это говорит о сложности и многоаспектности предмета специальной пси­хологии.

Наши рекомендации