Задачи возрастной психологии
Задачи возрастной психологии, как правило, формулируются с позиции критерия содержания предмета. Следовательно, по этому критерию можно сформулировать следующие задачи возрастной психологии:
- изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека на основных возрастных этапах онтогенеза;
- характеризовать особенности психического развития человека в каждом возрастном периоде;
- описать особенности протекания возрастных кризисов развития;
- показать возможности использования возрастных закономерностей человека в практической деятельности и повседневной жизни.
Можно сформулировать задачи возрастной психологии с позиции критерия «практическая деятельность психолога». По данному критерию все частные задачи возрастной психологии можно свести к трем группам задач:
1) изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека;
2) исследовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека;
3) использовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
В первую группу можно отнести все частные задачи, в которых необходимо субъективно познать возрастные закономерности, известные науке, или познать особенности развития конкретного лица определенного возраста. Например: изучить особенности проявления психических новообразований в подростковом возрасте.
Во вторую задач включаются все задачи, которые направлены на открытие новых (не изученных или недостаточно изученных) возрастных закономерностей психического и личностного развития. Например: исследовать особенности переживаний лиц юношеского возраста, проживающих в сельской местности.
Третья группа включает конкретные задачи по использованию знаний по возрастной психологии в практической деятельности и повседневной жизни.
Можно сформулировать задачи и по другим критериям, например, по функциональному критерию.
1.3. Методологические принципы
возрастной психологии
Каждая наука кроме предмета, задач имеет свои методологические принципы и методы. Методологические принципы возрастной психологии определяют всю идеологию науки и теоретическую направленность. Универсальными принципами возрастной психологии являются: принципы: детерминизма, развития, системности, историзма.
Принцип детерминизма полагает, что любое психическое явление причинно обусловлено. При этом детерминант существует множество.
Принцип развития утверждает, что любое психическое развитие представляет собой непрерывный процесс.
- Принцип системности в развитии гласит о том, что развитие представляет собой сложную систему внутренних и внешних связей движущих сил, условий и протекания развития.
- Принцип историзма исходит из того, что психическое развитие обусловлено культурно-историческими условиями, в которых человек развивается. Выделяется два плана исторического принципа: хронологический и этнический.
Кроме универсальных существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы дополнить принципом единства сознания и деятельности, то возрастная психология будет иметь направление деятельностного подхода.
1.4. Методы возрастной психологии
и их классификация
Возрастная психология имеет свои методы, которые изучают и описывают предмет и решают задачи науки.
Методом в возрастной психологии называют способ сбора фактического материала, его обработки и интерпретации. Все методы принято классифицировать по разным критериям.
По критерию «продолжительность исследования» все методы можно дифференцировать на методы одномоментных срезов и лонгитюдные методы. Эти методы решают разные задачи, но наиболее чаще в возрастной психологии используются лонгитюдные методы.
По критерию «ход исследования» можно выделить: пилотажные методы, методы сбора фактического материала и методы обработки и интерпретации данных исследования.
Пилотажные позволяют ознакомиться с объектом исследования, уточнить тему и цель исследования, сформулировать гипотезу, отобрать наиболее адекватные методы. К методам сбора фактического материала относятся все методы, которые позволяют собрать достоверные факты в достаточным количестве для репрезентативного исследования. Методы обработки позволяют систематизировать, обобщить, сделать количественный и качественный анализ и сформулировать выводы.
К последним относятся математические (статистические, вероятностные) методы, моделирование и др.
По критерию задачи практического психолога все методы делятся на описательные, диагностические, экспериментальные.
К описательным относятся все виды наблюдения, опросные методы (анкетирование, беседы, опросники, интервью), анализ результатов деятельности. Задача описательных методов – охарактеризовать, описать развитие психического явления.
К диагностическим относятся различные тесты, шкалирование, групповые оценки, социометрия, референтометрия и многие другие, в результате которых измеряются показатели психического явления в определенных единицах. Задачей диагностических методов является измерение развития психических явлений для сравнения, а также определения уровней развития.
К экспериментальным методам относятся естественный, лабораторный, полевой, моделирующий эксперименты. Целью экспериментальных методов является изучение психических явлений, установление связей между специально меняющимися условиями развития и его показателями. По процедуре проведения различаются эксперименты констатирующие и формирующие.
В констатирующем эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Условно допускается, что группы по своему развитию одинаковые. В контрольной группе, исходные условия, в экспериментальной – специально организованные для эксперимента. Сравнительный анализ показателей изучаемых психических явлений в контрольной и экспериментальной группах, позволяют установить связь между разными условиями и показателями психического развития испытуемых.
В формирующем эксперименте на первом этапе осуществляют измерения изучаемых явлений в группе с исходными условиями, а затем условия специально изменяются, и на втором этапе снова осуществляется измерение. Затем сравниваются данные измерений, что позволяет установить связь между условиями развития на разных этапах исследования и показателями изучаемых явлений.
Глава 2. Общие и возрастные
закономерности психического
и личностного развития человека
2.1. Общие закономерности
психического развития человека
Психическое развитие определяется общими законами и закономерностями.
Во-первых, психическое развитие определяется общим диалектическим законом – законом единства и борьбы противоположностей. Это означает, что в основе психического развития лежат противоречия, которые образуют единство явления, и противоречия лежат в основе развития и определяют его направленность и темпы.
Во-вторых, психическое развитие определяется диалектическим законом накопления количества и перехода в новое качество. Отсюда следует, что психическое развитие происходит по стадиям. Идет количественное накопление развития отдельных показателей, которые приводят к состоянию возрастного кризиса, и затем происходит скачок в развитии.
В третьих, в соответствии с законом отрицания отрицания на каждом возрастном этапе психическое развитие отрицается развитие на предшествующем возрастном периоде, чтобы затем отрицаться на последующем этапе.
Кроме этого, психическое развитие подчиняется следующим закономерностям: непрерывности, неравномерности, пластичности, стадиальности, асинхронности.
2.2. Современные психологические теории
об условиях психологического развития личности
В психологической теории не умолкают споры о доминировании определенных условий в психическом развитии человека.
В биогенетических теориях доминирующим условием в психическом развитии считаются биологические условия. Согласно биогенетическому закону генотип определяет развитие человека, а социальные условия лишь способствуют либо препятствуют психическому развитию.
В социогенетических теориях определяющая роль в психическом развитии отводится социальным условиям и особенно обучению и воспитанию. Биологические условия сводятся лишь к задаткам, которые можно развить.
Для снятия противоречия между биогенетическими и социогенетическими теориями была разработана теория конвергенции (Г. Штерн и другие), согласно которой психическое развитие в равной мере определяется как биологическими, так и социальными условиями. Такое эклектическое соединение несовместимых условий определяет противоречие развития и не соответствует современным теоретическим взглядам, а также не решает практических задач развития личности.
В последние годы возникли и развиваются психологические теории развития. Основным положением этих теорий является то, что определяющим в развитии является адекватное восприятие, понимание, осознание и переживание человеком биологических и социальных условий.
Биологические условия включают в себя генотип и врожденность. Генотип определяется хромосомным набором родителей и передается по наследству. Врожденными психическими явлениями называют те, которые возникают в пренатальный период в процессе родов и период новорожденности.
Социальные условия включают в себя макросреду и микросреду. Макросреда – общество, в котором человек развивается. Психическое развитие человека во многом определяется уровнем общественных отношений. Микросреда – это непосредственное окружение человека.
Психологические условия представляют собой совокупность внутренних и внешних условий, определяющих восприятие, осознание и переживание всех условий – биологических, социальных и многих других. Фактически все то, что человек переживает, и является определяющим в его развитии. Следует лишь отметить, что переживания могут быть не только положительными и отрицательными, но и конструктивными и деструктивными. Конструктивные переживания способствуют активности личности, направленной на собственное развитие. Деструктивные сдерживают активность и могут вообще привести к состоянию фрустрации, внутреннему конфликту.
Возрастная психология и психология развития с позиции психологического подхода рассматривают вопросы о том, как управлять собственными переживаниями и помогать другим людям справляться со своими переживаниями.