Невербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Расположение в пространстве
- угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)
- угол наклона тела меньше прямого («Тупой угол между собеседниками - это провал переговоров»);
- дистанция - индивидуализированная, с учетом общих закономерностей: интимная (0-45 см.); личная (45-120 см.); социальная (120-360 см.); публичная (360-750 см.);
- соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне.
2. Поза
- открытая, а не закрытая (развернутый к собеседнику корпус, повернутая к собеседнику голова, раскрытые ладони, расслабленные мышцы, контакт глаз, отсутствие сцепленных перед грудью рук, скрещенных ног);
- свободная, большую часть времени не симметричная.
3. Мимика
- улыбка;
- живое, естественно изменяющееся выражение лица.
4. Взгляд
- продолжительность контакта глаз 3-5 сек;
- частота контакта - не реже 1 раза в минуту;
- частота моргания - раз в 3-5 сек.
5. Движение собеседников в пространстве
Не допускаются:
- ритмические (многократно повторяющиеся) движения;
- движения большой амплитуды;
- резкие движения;
- неритуализированные прикосновения (непривычные для представителя данного этноса движения, их интерпретация затруднена и вызывает дискомфорт или задевает чувство достоинства).
6. Прикосновения
- ритуализированные прикосновения допускаются;
- неритуализированные прикосновения не допускаются.
Прикосновение - есть выражение не только тепла и заботы, но и статуса, отношения, возможно, и подавления. Например, невербальное утверждение: «Я имею право к тебе прикасаться».
Желательные паралингвистические сигналы при вступлении в контакт
1. Отчетливость речи.
2. Доброжелательная интонация.
3. Громкость голоса – средняя.
4. Высота тона – низкая.
5. Быстрота речи – умеренная.
При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим и лишь на 7% содержанию вашей речи.
Проблема доверительного общения разрабатывалась в работах В.С.Сафонова (1981), Е.А. Хорошиловой (1984). Ими были выделены два признака доверительного общения: 1) значимость доверяемой информации, 2) отношение доверия к партнеру.
Особенностью доверительного общения является обмен значимыми мыслями, чувствами на основе веры в партнера. Доверие в данном случае понимается как отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать значимое самораскрытие против доверившегося [140]. Доверительное общение реализует следующие функции:
● психологическое облегчение;
● обратную связь в процессе самопознания;
● психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.
Как пишет В.Н.Куницына (2003), «цель межличностного неформального доверительного общения – установление психологической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции» [140, с.279].
В случае уменьшении доверия в общении между людьми, происходит увеличение дистанции между ними, субъекты отдаляются друг от друга, становятся более закрытыми и «непонятными» друг для друга, что сказывается на характере их отношений друг с другом, вплоть до возможного их прекращения.
В регуляции межличностной дистанции участвует коммуникативная компетентность субъектов отношений. Под ней понимается:
● совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения;
● ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения; проявляется в степени успешности задуманных актов влияния и используемых средств произведения впечатления на других людей [99]
Коммуникативная компетентность предполагает коммуникативные способности, коммуникативные умения и коммуникативные знания, которые адекватны коммуникативным задачам и достаточные для их решения [224, с.60].
Коммуникативная способность предполагает природную одаренность человека в общении, коммуникативную производительность. К числу способностей также относят непроизвольную экспрессивность (способность спонтанного кодирования). Она дает определенные преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы (преднамеренное кодирование).
Коммуникативное знание – это представление о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, каковы их возможности и ограничения, их эффективность в отношении разных людей и разных ситуаций.
Е.В.Сидоренко [224] предлагает коммуникативные умения, влияющие на компетенцию в общении, представленные в таблице ниже.
Таблица 14
Коммуникативные умения, обеспечивающие коммуникативную компетентность (Е.В.Сидоренко)
1. Умение воспринимать коммуникативные сигналы | 2. Умение производить коммуникативные сигналы |
Вербальные Невербальные Паралингвистические | Вербальные Невербальные Паралингвистические |
3. Умения воспринимать экспрессивные сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть | 4. Умение производить обманные коммуникативные сигналы |
Вербальные Невербальные Паралингвистические | Вербальные Невербальные Паралингвистические |
К умениям, способствующим уважению другого человека, облегчающим коммуникацию, относят:
● умение вступать в контакт,
● умение задавать вопросы,
● умение вести «малый разговор»,
● умение воодушевить партнера к прояснению его позиции, предложения и т.п.,
● умение услышать и понять то, что имел в виду партнер,
● умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии был выразить,
● умение передать партнеру, что его услышали и поняли,
● умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе [224].
Отметим, что овладение этими навыками будет говорить о коммуникативной компетентности человека. Чем она выше, тем больше вероятность установления благоприятной для субъекта межличностной дистанции в отношениях.
Возникают ситуации, когда в общении между людьми, равно как и в отношениях, возникает напряжение, которое с одной стороны необходимо (и является одним из признаков) для поддержания интенсивности отношений, а с другой стороны – может негативно влиять как на характер взаимодействия, так и на самих субъектов. Снятие напряжения собеседника выступает одним из факторов регуляции социально-психологической в межличностных отношениях. Как указывает Л.В.Куликов, изменять в определенных пределах психическое состояние собеседника можно и нужно. Для этого важно учиться контролировать свое поведение во время общения, исключать техники, повышающие напряжение, применять техники, снижающие напряжение, представленые в таблице ниже.
Таблица 15
Техники регулирования напряжения собеседника (Л.В.Куликов)
Снижают напряжение | Повышают напряжение |
Выслушивание партнера, предоставление ему возможности выговориться. | Перебивание партнера. |
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. | Поиск виноватых, обвинения. |
В случае Вашей НЕПРАВОТЫ – немедленное признание ее. | Отказ признать свою неправоту или оттягивание этого момента. |
Обращение к фактам. | Переход на «личности». |
Проявление интереса к проблеме партнера. | Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера. |
Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера). | Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера). |
Подчеркивание значимости партнера, его мнения в Ваших глазах. | Принижение партнера, негативная оценка личности партнера. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего. |
Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели). | Подчеркивание разницы между собой и партнером. |
Спокойный, уверенный темп. | Резкое ускорение темпа беседы. |
Контакт глаз. | Избегание контакта глаз. |
Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела. | Нарушение пространственной организации общения. |
Обращение по имени. | Безличное общение. |
В следующей части книги обратимся к рассмотрению правил взаимодействия людей, используемых в транзактном анализе, которые также выступают условиями, влияющими на межличностную дистанцию между взаимодействующими людьми.