Подходы к определению понятия трудной жизненной ситуации (ТЖС)

Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация”.

Ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как к существующей независимо от ее участника или участников.

В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников).

Еще одна точка зрения символических интеракционастов состоит в том, что многие определения ситуации делаются через процесс интеракции. Согласно этой точке зрения, участники сотрудничают для того, чтобы сохранить взаимоприемлемое понимание сопутствующих их взаимодействию обстоятельств, помочь друг другу правильно идентифицировать себя и уменьшить возможные неудобства. Все мы оказываемся в ситуациях таких как работа, совместная вечеринка и т.п., где каждый ведет себя таким образом, чтобы соответствовать своим поведением самым существенным и общепризнаным чертам ситуации, несмотря на то, что наблюдаемые формы поведения могут быть различными или даже противоречащими друг другу. (На нудистском пляже внешний наблюдатель найдет много сексуальных признаков в поведении, в то время как сами участники этой ситуации делают все, чтобы свести эти признаки на нет).

Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида.

Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема.

Изучение объективной природы ситуаций связано с рядом сложностей. Во-первых, трудно классифицировать встречающиеся социальные ситуации, т.к. их количество практически неисчислимо. Например, их можно классифицировать по месту, где они происходят: дома, на работе, на отдыхе... Другой путь - классификация в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что обязательно найдется ситуация, не попадаюшая ни под одну категорию. С другой стороны, разные люди не всегда смогут прийти к соглашению относительно качества одной и той же ситуации, например, игра для любителя и профессионала.

Другим подходом к классификации ситуаций является попытка использовать типичные для большинства людей характеристики их восприятия:

включенность - невключенность

простая - сложная

проявляется активность - проявляется пассивность

приятная - неприятная

интимная - публичная

чувство комфорта - чувство неловкости

известно как себя вести - неизвестно как себя вести

дружесткая - враждебная

случайная - регулярная

организованная - спонтанная

сотрудничество - конкуренция

формальная - неформальная

Таким образом, психологическое определение трудной жизненой ситуации может быть сделано с двух позиций: во-первых, исходя из того, что социальная (жизненная ситуация) складывается и оказывает влияние на поведение человека независимо от его воли, желания, индивидуальных качеств, и, во-вторых, с учетом того обстоятельства, что индивид сам определяет ее содержание и качество, так или иначе понимая и интерпретируя события своей жизни в соответствии с собственными установками, взглядами, индивидуальными чертами. Оба подхода к определению ТЖС рассматриваются в следующих двух параграфах этой главы.

Если рассматривать ТЖС как совокупность объективных обстоятельств, следует сказать, что в этом случае трудная жизненная ситуация является ни чем иным как стрессогенным фактором, влияющим на поведение человека. Следовательно, для того, чтобы описать, понять, предсказать поведение индивида в таких ситуациях, выбрать правильное направление психологической помощи, необходимо понимать сущность стресса.

В психо-физиологии и психологии стресс определяется как адаптивная реакция, опосредованная психологическими процессами, которая является результатом влияния любых внешних воздействий, требующих проявления специфической физической и/или психологической активности. В этом определении подчеркиваются следующие особенности стресса: 1) наличие внешнего объективного источника стресса (стрессогенного фактора или стрессора), 2) возникновение поведения, которое направлено на приспособление (адаптацию) к внешним условиям, 3) использование индивидом психологических резервов для адаптации.

Для нас важно попытаться классифицировать стрессогенные факторы, которые лежат в основе возникновения ТЖС. В соответствии с одной из возможных классификаций выделяется четыре группы стрессоров, проявляющихся на социальном, организационном, групповом и индивидуальном уровнях.

1. Социальный уровень. Источником стресса могут выступать социальные условия, в которых действует индивид, имея при этом ограниченные возможности активно влиять на них. К этим условиям можно отнести экологическую, экономическую, политическую обстановку, влияющие на уровень или качество жизни.

2. Организационный уровень. Независимо от своего желания, большую часть жизни человек проводит в рамках той или иной организации или во взаимодействии с различными организациями. Например, это работа, учебное заведение, политическая партия и т.п. То, как работает организация - применяемая ей технология, ее структура, способы и стили управления - могут оказаться стресоогенными факторами.

3. Групповой уровень. Любой человек является членом той или иной группы, Социальные отношения (интимные, дружеские, профессиональные) осуществляются по большей части в различных формальных или неформальных объединениях, имеющих общие цели, единые нормы и правила поведения, характеризующиеся определенным уровнем сплоченности (семья, объединения по интересам, студенческая группа, группа сотрудников и т.д.). Статус человека в группе, наличие межличностного конфликта, групповой психологический климат являются объективными источниками стресса.

4. Индивидуальный уровень. Стрессогенным фактором может выступать одна или несколько социальных ролей, которые индивид должен выполнять в своей жизни. Социальную роль следует отнести к объективным факторам, влияющим на поведение, т.к. ее выполнение предполагает соответствие поведения ожиданиям других людей и в этом смысле не соотносится с индивидуально-психологическими особенностями. Стрессогенными факторами могут оказаться ролевая неопределенность ( отсутствие четких ориентиров относительно того, какое поведение ожидается окружающими), ролевая перегрузка (противоречивые требования к ожидаемому поведению), ролевой конфликт (несоответствие ожиданий от поведения собственным ценностям индивида).

Последствия стресса тоже можно классифицировать.

1. Физиологические последствия. Стрессоры оказывают негативное водействие на функционирование организма, вызывают различные органические заболевания.

2. Когнитивные последствия. Стрессогенные факторы снижают качество умственной деятельности, что проявляется в отсутствии концентрации при принятии важных решений, забывчивости и т.д.

3. Эмоционально-мотивационные последствия. В результате стресса могут возникать различные негативные переживания:

*фатализм - переживание невозможности контролировать события

*усталость - отсутствие желания заниматься чем-либо

*разочарование - переживание собственной незначительности

*неадекватность - переживание невозможности справиться с препятствиями

*раздражительность - проявление грубости и нетерпимости к окружающим

*неудовлетворенность - сомнения в достойной оценке со стороны окружающих

*эскапизм - стремление опустить руки, проявить пассивность

Взаимодействие источников и последствий стресса показано на следующей схеме.

Модель стресса

Наши рекомендации