I. Материалы движения самопомощи Анонимных Алкоголиков
Цитата из книги «Анонимные алкоголики» (глава 5 «Программа в действии», стр. 56):
«Мы редко встречали человека, который бы строго следовал по нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком подчинить свою жизнь этой простой Программе; обычно это мужчины и женщины, которые органически не могут быть честными сами с собой. Такие несчастные есть. Они не виноваты; похоже, что они просто родились такими. Они по натуре своей не способны усвоить и поддерживать образ жизни, требующий неумолимой честности. Вероятность их выздоровления ниже среднего. Есть люди, страдающие от серьезных эмоциональных психических расстройств, но многие из них все–таки выздоравливают, если у них есть такое качество как честность.
Истории из нашей жизни рассказывают в общих чертах, какими мы были, что с нами произошло, и какими мы стали. Если Вы решили, что хотите обрести то же, что и мы, и у Вас появилось желание сделать все ради достижения цели, — значит, Вы готовы предпринять определенные шаги»…
Двенадцать Шагов АА
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над своей жизнью.
2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем наша собственная, способна вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем.
4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
5. Признали перед Богом, собой и каким–либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому–либо другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт с Богом, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.
Двенадцать Традиций АА
1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте: личное выздоровление зависит от единства АА.
2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители — всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают.
3. Единственное условие для того, чтобы стать членом АА, — это желание бросить пить.
4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом.
5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают.
6. Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой–либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
7. Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
8. Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией.
9. Содружеству АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.
10. Содружество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого–либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности, поэтому имя АА не следует вовлекать в какие–либо общественные дискуссии.
11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
12.Анонимность — духовная основа всех наших традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главными являются принципы, а не личности.
II. «Возвращение к жизни» [23]
Программа выздоровления, основанная на восьми принципах, соответствующих Заповедям Блаженства
Принцип 1
Осознаю, что я — не Бог. Признаю, что не способен справиться со своими проблемами и зависимостью, и поэтому не могу управлять своей жизнью.
«Блаженны нищие духом…»
(Мф 5:3)
Шаг 1. Мы признаем, что не способны самостоятельно справиться со своими проблемами и зависимостями, и поэтому не можем управлять своей жизнью.
Принцип 2
Целиком и полностью верю, что Бог существует, что Он любит меня и может вернуть мне душевное здоровье.
«Блаженны плачущие…»
(Мф 5:4)
Шаг 2. Мы поверили, что существует Сила — ббльшая, чем наша собственная, — которая способна вернуть нам здравомыслие.
Принцип 3
Сознательно принимаю решение доверить свою жизнь и волю заботе Господа нашего Иисуса Христа.
«Блаженны кроткие…»
(Мф 5:5)
Шаг 3. Мы решили доверить свою волю и жизнь Господу, Каким мы Его знаем.
Принцип 4
Честно испытываю себя и признаю свои ошибки перед Богом, собой и человеком, которому доверяю.
«Блаженны чистые сердцем…»
(Мф 5:8)
Шаг 4. Мы бесстрашно заглядываем во все уголки своего «я».
Шаг 5. Мы честно признаем все свои ошибки перед Богом, перед самими собой и окружающими.
Принцип 5
Добровольно принимаю все изменения, которым Бог желает подвергнуть мою жизнь, и смиренно прошу Его исправить мои недостатки.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды…»
(Мф 5:6)
Шаг 6. Мы полностью готовы доверить Богу исправление наших недостатков.
Шаг 7. Мы смиренно просим Его исправить наши недостатки.
Принцип 6
Анализирую свои отношения, прощаю тех, кто обидел меня, и делаю все возможное, чтобы искупить вину перед теми, кому я причинил боль (если это не принесет вреда им самим или другим людям).
«Блаженны милостивые…»
(Мф 5:7)
«Блаженны миротворцы…»
(Мф 5:9)
Шаг 8. Мы составляем список людей, которым когда–либо причинили вред, и готовы загладить свою вину перед ними.
Шаг 9. Мы сделали все возможное, чтобы искупить свою вину перед людьми, которым нанесли ущерб, за исключением тех случаев, когда наши действия могли бы причинить им новую боль.
Принцип 7
Ежедневно провожу время в самоанализе, чтении Библии и молитве, чтобы лучше узнать Его, познать Его волю и обрести силы исполнять ее.
Шаг 10. Мы продолжаем анализировать свое «я» и сразу исправляем то, что считаем неправильным.
Шаг 11. С помощью молитвы и размышления мы стремимся к более глубоким отношениям с Богом, Каким мы Его знаем. Мы просим Его указать нам Свою волю и дать нам сил, чтобы исполнить ее.
Принцип 8
Прошу Бога, чтобы через мою жизнь и слова люди познавали Благую Весть.
«Блаженны изгнанные за правду…»
(Мф 5:10)
Шаг 12. После того как с помощью программы «Двенадцать Шагов» мы пробудились духовно, мы стараемся рассказывать о своем опыте другим людям и пытаемся строить свою повседневную жизнь по этим принципам.
[1]Инцест (лат, incestus — нечистый, порочный) — половая связь между ближайшими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами и т. п.), кровосмешение. — Прим. ред.
[2]Исчерпывающая характеристика дисфункциональной (неблагополучной) семьи дана в книге Е.Н. Проценко «Наркотики и наркомания. Надежда в беде». М.: Триада, 2007. — Прим. ред.
[3]Паттерн (англ. pattern), в психологии — привычные, устойчивые схемы и способы мышления, поведения и реагирования, постоянно воспроизводящиеся и повторяющиеся. — Прим. ред.
[4]Компульсивность (лат. compulsum — принуждать) — реакция психики на внутреннюю тревогу, когда человек чувствует себя вынужденным делать что–либо вопреки воле, разуму, эмоциям. — Прим. ред.
[5]Впервые понятие «клиент» (англ. client) и «клиентоцентрированная терапия» ввел в научный обиход американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс. Использование понятия «клиент» (вместо «пациент») подчеркивает признание самостоятельности и активности человека на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Преимущество такого подхода заключается в том, что психотерапевт выстраиваете клиентом отношения, которые воспринимаются человеком не как лечение с преобладающей ролью терапевта и/или изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт. — Прим. ред.
[6]Умению противостоять нездоровому поведению близких людей посвящена книга Генри Клауда и Джона Таунсенда «Искусство трудного разговора». М.: Триада, 2007. — Прим. ред.
[7]Перфекционизм (лат. perfectus — абсолютное совершенство) — постоянное стремление к совершенству, как собственному, так и других людей. Перфекционист не принимает себя таким, какой он есть и, поскольку идеальное совершенство недостижимо, изматывает себя. Он не умеет наслаждаться результатом и всегда желает большего. Вечный удел такого человека — «счастье в дороге», его основное состояние — тревога. В основе перфекционизма лежат нерешенные психологические проблемы, а его следствием являются неврозы и различные психосоматические заболевания. — Прим. ред.
[8]Стадии проживания горя описаны в книге Джона Патона «Пастырское попечение». М: Триада, 2007. — Прим. ред.
[9]Расширенная семья — семья, состоящая из родителей, их детей и совместно с ними проживающих родственников: старших родителей, братьев и сестер, внуков и так далее. Семья, в которую входят только муж, жена и дети называется ядерной. — Прим. ред.
[10]Копинг–механизмы , или механизмы совладания (англ. coping — преодоление, совладание) — мысли, чувства и действия, характерные для человека в стрессовых ситуациях, а также в ответных реакциях на запросы обыденной жизни. Эффективные механизмы совладания дают ощущение контроля над средой. Наличие этого ощущения определяет успешную адаптацию и способствует психологической устойчивости, способности принимать на себя ответственность, физическому, личностному и социальному благополучию. Подавление (изоляция, недопущение) чувств, соответствующих ситуации, является одним из копинг–механизмов. — Прим. ред.
[11]Гиперответственность, сверхответственность — принятие на себя излишней ответственности за окружающих, за ситуации, в которые они попадают, и за последствия их выбора и действий. Постоянные попытки контролировать окружающих людей и течение событий. Внедрение своего представления о том, как все «должно быть» и освобождение окружающих от их личной ответственности, что в конечном итоге ведет к формированию у них безответственных характеров. — Прим. ред.
[12]Дежавю , феномен «дежа вю» — ощущение «уже виденного»: человек переживает то или иное событие и полностью осознает его уникальность, однако у него возникает чувство, что в прошлом он уже оказывался в точно такой же ситуации. Выдвинуто несколько гипотез о природе этого феномена, но достоверного научного объяснения пока не существует. — Прим. ред.
[13]Более детально роли членов неблагополучной семьи описаны в книге Е. Н. Проценко «Наркотики и наркомания. Надежда в беде». М.: Триада, 2007. — Прим. ред.
[14]Адаптация (лат. adaptatio — приспособление) — совокупность приспособительных реакций живого организма, обеспечивающих его существование в изменяющихся условиях внешней среды. Социально–психологическая адаптация подразумевает приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям посредством присвоения норм и ценностей данного общества. Достигается иногда ценой определенных нарушений физического и психического здоровья личности, ее дисгармонией по сравнению с нормой. — Прим. ред.
[15]Джон Таунсенд (главы 7 и 8) и Генри Клауд (главы 9 и 10) — известные христианские психологи, авторы и соавторы многих книг, снискавших мировую популярность. Темам, которые рассмотрены в главах 7–10, посвящены такие книги Г. Клауда и Дж. Таунсенда, как «21 способ сделать семейную жизнь счастливой»; «Как спасти свою семейную лодку»; «Я не виноват»; «9 принципов успеха в любви и жизни» и другие, информацию о которых вы найдете на сайте издательства «Триада» www.triad.ru. — Прим. ред.
[16]О том, как найти таких людей, рассказано в книге Генри Клауда и Джона Таунсенда «Надежные люди». М.: Триада, 2005. — Прим. ред.
[17]Курсив мой — Дж. Таунсенд.
[18]Вопросам установления здоровых границ посвящены многие работы Джона Таунсенда и Генри Клауда. Среди них есть прекрасные популярные книги — «Брак: где проходит граница»; «Дети: границы, границы!»; «Как воспитать замечательного ребенка»; «Фактор матери»; «Свидания: нужны ли границы» и другие, с которыми можно ознакомиться на сайте издательства «Триада» www.triad.ru. — Прим. ред.
[19]Ассертивность (англ. assert — утверждать, заявлять, доказывать, отстаивать свои права) — усвоенный посредством опыта комплекс правил оптимального поведения и общения с окружающими. Ассертивность исключает манипуляции, насилие и агрессию. Характеризуется адекватной оценкой обстановки и себя в ней, естественностью, независимостью от внешних влияний и оценок, способностью самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него. — Прим. ред.
[20]Самоидентификация — соотнесение (отождествление) себя с собой, восприятие себя самого как уникальной, целостной и самостоятельной личности. (Не путать с идентификацией, то есть пониманием своей принадлежности, самоопределением через соотнесение себя с кем–то или с чем–то.) — Прим. ред.
[21]Замечательное пособие по проведению конфронтации «Искусство трудного разговора» написали соавторы этой книги Генри Клауд и Джон Таунсенд (М.: Триада, 2007). — Прим. ред.
[22]Подробный список групп, работающих в России и некоторых стран СНГ, приведен в книге Е. Н. Проценко «Наркотики и наркомания. Надежда в беде». М.: Триада, 2007. Текущую информацию о различных российских группах можно также получить на сайтах: www.aarus.ru; www.na–msk.ru; www.nan.ru; www.detki–v–setke.narod.ru/index.htm; www.alanon.narod.ru; www.mne–ploho.narod.ru/Index.html; www.blizkim.ru. — Прим. ред.
[23]Программа «Возвращение к жизни» представляет собой один из вариантов программы «Двенадцать Шагов». Автором этой разработки является Джон Бейкер, руководитель служения христианских групп поддержки при церквях Калифорнии. В настоящее время по ней работают христианские группы при многих церквях и христианских организациях разных стран. Материалы на русском языке любезно предоставлены руководителем региональной благотворительной христианской организации «Встань» Н. В. Беляковой (Москва). — Поим. ред.