Групповая деятельность

1. Понятие и структура групповой деятельности

2. Процесс принятия группового решения

3. Групповые эффекты

4. Потери при групповой деятельности

Понятие и структура групповой деятельности

Групповая деятельность – это форма групповой активности, которая запускается групповыми потребностями и направлена на достижение групповых целей.

Групповая деятельность включает в себя следующие компоненты: групповые цели и задачи, групповые мотивы, групповые действия.

Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.

Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. К сожалению, этому условию групповые цели отвечают далеко не всегда. Когда целеполагание некорректно, перед членами группы ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом деятельности становится достижение конкретного оценочного результата.

Цель деятельности в том случае, когда она действительно может служить источником активности членов группы, должна отвечать следующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все одинаково понимают смысл и цель происходящего.

В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные участникам средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны ими на предыдущих этапах совместных действий.

Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого участника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные для него. Деятельность, организуемая в группе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

Групповая задача. М. Шоу выделил основные направления изучения групповых задач.

К подобным направлениям М. Шоу относит:

· описание стандартных групповых задач;

· построение типологий групповых задач;

· дименсиональный анализ групповых задач;

· выяснение влияния характеристик задачи на групповой процесс.

Что касается стандартных групповых задач, то под ними понимаются задачи с четко установленными характеристиками, легко видоизменяемыми в целях исследования тех или иных аспектов группового поведения. В таких задачах описаны исходные условия, конечные продукты и определены действия, требуемые от членов группы для успешного достижения цели.

Согласно Р. Зайонцу [Shaw, 1981]), стандартная групповая задача должна позволить экспериментатору осуществлять точные и независимые измерения показателей индивидуальных и групповых действий, манипулировать условиями задачи, не меняя при этом ее сути, влиять на взаимозависимость членов группы, не затрагивая основных характеристик задачи, и т.д. Однако, как замечает М. Шоу, весьма сомнительно, чтобы сложное групповое поведение могло быть исследовано посредством решения подобного рода задачи, предназначенной скорее для изучения механических действий, нежели таких явлений, как групповая дискуссия или групповой интеллектуальный анализ.

Построение типологий групповых задач — другая выделяемая М. Шоу линия анализа обсуждаемой проблемы. В самом элементарном выражении такие типологии могут классифицировать задачи на две взаимоисключающие категории: например, простые и сложные [Shaw, 1981], или конъюнктивные (требующие кооперации усилий и координации действий) и дизъюнктивные (антитеза конъюнктивным) [Thibaut & Kelley, 1959].

Несколько более сложная классификация разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом [Blumberg et al., 1983] и включает следующие типы групповых задач:

♦ продукционные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например к генерированию новых идей),

♦ дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения),

♦ проблемные (требуют спецификации процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).

Аналогичная по числу выделенных вариантов типология групповых задач, или, по иной терминологии, моделей совместной деятельности, предложена Л. И. Уманским. Описываемые им разновидности моделей совместной деятельности характеризуются как совместно индивидуальная, совместно последовательная и совместно взаимодействующая деятельность [Уманский, 1980].

Однако, пожалуй, наиболее развернутую (восьмивариантную) типологию групповых задач сконструировал Д. Макгрет [McGrath & Kravitz, 1982]. Он положил в основу классификации представление о группе как системе, которая осуществляет четыре функции (причем реализация каждой из них сопряжена с выполнением двух типов соответствующих задач):

· генерирует (имея дело соответственно с задачами порождения замыслов и выдвижения оригинальных идей);

· выбирает (имея дело соответственно с задачами поиска правильного ответа и поиска предпочитаемого ответа);

· решает (имея дело соответственно с задачами в области когнитивного конфликта и в ситуациях взаимодействия со смешанными мотивами);

· выполняет (имея дело соответственно с задачами как соревновательными-состязательными, так и противоположного им свойства, в обоих случаях, однако, предполагающими физическое взаимодействие).

Предложенная Д. Макгретом типология охватывает большой спектр разноплановых групповых задач с относящимся к ним поистине гигантским фактическим материалом и является на сегодня, пожалуй, наиболее логически выстроенной (во всяком случае в функциональном плане) классификационной схемой.

В процессе дименсионального анализа этих задач выделяются различные измерения или стороны, планы рассмотрения групповой задачи, т.е. представить ее как многомерное образование. Используя строгие вычислительные процедуры, включая факторный анализ, и опираясь на мнение компетентных судей, в том числе ряда ведущих специалистов в области групповой динамики, М. Шоу получил следующие измерения групповой задачи:

· трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);

· множественность решения (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений);

· внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);

· требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);

· интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи от чисто умственного до чисто двигательного характера);

· популяционное знакомство (та степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

Последний относящийся к обсуждаемой проблеме вопрос касается влияния характеристик задачи на групповой процесс. М. Шоу предполагает рассмотрение зависимости группового поведения от тех или иных разновидностей (типов,) задачи. Эта зависимость выявлялась, в частности, в сериях лабораторных экспериментов, выполненных в разное время Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Они использовали три описанных выше типа групповых задач: продукционные, дискуссионные и проблемные. Аналогом эффективности группового поведения (группы состояли из трех испытуемых) служила его продуктивность, представленная такими параметрами, как ориентация на действие, оригинальность решения, оптимизм, включенность в дискуссию, продолжительность и качественность решения. В результате было обнаружено, что решение проблемных задач характеризовалось сильной ориентацией на действие, продукционных задач — значительным уровнем оригинальности выдвигаемых идей, а дискуссионных задач — высокой степенью включенности испытуемых в обсуждаемый вопрос. Кроме того, было установлено, что лидеры экспериментальных групп проявляли наибольшую активность в решении проблемных задач.

Этими же авторами описаны три основные «итоговые переменные», влияющие, по их мнению, на групповую эффективность в процессе решения групповых задач:

· усилия, которые члены группы прилагают к решению групповой задачи (речь идет о координации этих усилий и степени их затрат);

· стратегии решения задачи, используемые членами группы для решения задачи (имеется в виду как использование ранее существовавших стратегий, так и коррекция имеющихся стратегий или создание новых);

· знания и умения членов группы, которые должны быть эффективно применены ими к решению задачи (речь идет, с одной стороны, об оценивании этих знаний и умений, а с другой — о создании в группе условий для роста этих знаний и умений).

Влияние типа задачи, или формы организации (модели) совместной деятельности, на групповой процесс отчетливо выражено и в цикле исследований, проведенных Л. И. Уманским с сотрудниками в естественных группах [Уманский, 1980]. Оказалось, например, что по мере организации совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно индивидуальной модели (каждый член группы отдельно от других членов выполняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодействующей модели (каждый член группы выполняет свою часть общей задачи во взаимосвязи с другими членами), возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров, кооперативными действиями членов группы, растущим чувством причастности к общему делу.

В серии экспериментов Б. Равен и Д. Риетсма [Кричевский, 1973] показали, что члены групп, действующих в четко определенных условиях (высокая степень ясности достижения цели), демонстрируют большую сплоченность и мотивацию к деятельности, нежели испытуемые, находящиеся в ситуациях значительной неопределенности (низкая степень ясности достижения цели).

Эксперименты М. Дойча [Cartwright & Zander, 1968] показали, что в условиях кооперации (гомогенные цели) сравнительно с конкурентной ситуацией (гетерогенные цели) члены группы более внимательны и дружелюбны друг к другу, чаще взаимодействуют между собой и координируют усилия по решению экспериментальной задачи, проявляют более сильное чувство долга по отношению к партнерам, высказывают большее удовлетворение группой и ее результатами.

Единство действия означает наличие общего объекта и согласование усилий, которые приводят к общему искомому результату совместного действия. Иначе говоря, мы называем действие единым, если имеются общность интересов, общность цели, общий предмет действия и достигается искомый результат, удовлетворяющий участников группы. Одна лишь общность интересов и целей в действиях людей еще не означает единства их действия. Отсутствие любого из отмеченных признаков препятствует возникновению группового действия.

Следует заметить, что общность интересов, целей и единство действия могут иметь как стихийный, спонтанный характер, так и организованный, координированный.

И в том, и в другом случае, если трехэлементная цепь существует, действие будет иметь групповой характер, т. е. группа выступит как субъект действия. Естественным принципом группового действия является разделение труда и функций между членами группы в процессе оперирования с объектом. Разделение труда и функций всегда происходит при наличии определенных объективных предпосылок. Вместе с тем разделение труда и функций зависит от субъективных качеств членов группы, от их способностей, возможностей и навыков выполнения определенных функций.

Разделение труда и функций может быть как стихийным, так и организованным. Объективно разделение функций дает участникам группового действия возможность большего совершенствования и приобретения навыков в выполнении одной или группы аналогичных операций, возможность одновременного выполнения нескольких операций разными исполнителями, что ускоряет совокупную операцию, увеличивает качественную и количественную эффективность. В то же время до предела узкая специализация вызывает отрицательные психические эффекты — ощущение однообразия и монотонности труда снижает оптимистическую установку и порождает апатию.

Соединение в групповом действии отдельных личностей, обладающих различными индивидуальными способностями и чертами характера, приводит к взаимному дополнению способностей и черт характера в едином групповом субъекте. Наличие в группе решительного человека может придать совместным действиям решительность, наличие упорных, последовательных людей — упорство и последовательность. Необходимо отметить, что дополнительность имеет как положительную, так и отрицательную направленность, т. е. дополняться и тем самым усиливаться могут качества, как повышающие эффективность действия группы, так и снижающие их — пассивность, безволие.

Совместные действия, особенно при выполнении сходных операций, могут вызвать социально-психологический эффект соревнования, т. е. стремление выполнить работу лучше, быстрее своего товарища, и тем самым подтянуть его во время выполнения группового действия. Закон соревнования действует в группах, основанных на общем интересе и ценностных ориентациях, во имя реализации этого общего интереса. Закон соревнования основан на гармоничном сочетании личных и групповых интересов членов группы.

Наши рекомендации