История развития педиатрии

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Пе­диатрия — слово греческого происхождения (paid — ребенок, iatrea — врачевание). Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев вну­триутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового воз­раста (18 лет) включительно и является по существу медициной растущего организма.

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в древних рукописях государства Урарту, Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. «Отец» медицины, греческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.), в книге «О природе ребенка» приводит сведения о за­кономерностях роста ребенка и развития ребенка. В трудах таких врачей античного мира, как Соран Эфесский, Гален, также можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В XV—XVI вв. появляются отдельные книги, посвященные детским болезням. В XVII в., благодаря классиче­ским работам английских ученых Глиссона, Сиденхемао рахите, оспе и кори, скарлатине, получившим всемирную известность, педиатрия привлекает внимание врачей.

В 1766 г. было напечатано первое руководство по педиатрии шведского врача Р. Розенштейна«Руководство к познанию детских болезней», в котором автор опирался преимущественно на свой кли­нический опыт и результаты вскрытий, а также на существовавшую в то время литературу по данному вопросу. Он подробно рассма­тривал проблемы естественного и искусственного вскармливания, предупреждения врожденного сифилиса путем лечения кормящей матери, изгнания глистов и предупреждения гельминтозов и т. д. Он дал основательное описание клинического течения натуральной оспы, дифтерии, коклюша и других болезней, а также рекомендации относительно лечения в соответствии с уровнем развития медицины своего времени. Дополнением к этому начинанию явились работы немецких врачей X. Гуфеланда о золотухе, Ф. Гофмана о врожденном сифилисеи др. В первой половине XIX в. значительный вклад в раз­витие педиатрии внесли французские педиатры, которые значитель­но углубили понимание диететики детского возраста, заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных форм пневмоний, тубер­кулезного менингита, врожденного сифилиса, ателектаза легких, приобретенных пороков сердца и других болезней. В 40-х гг. XIX в. появились работы австрийских врачей Л. Маутнера и Ф. Майра по диететике, семиотике детских болезней. Их усилиями в стране была создана первая педиатрическая школа. В 1837 г. в Вене открылась детская больница с амбулаторией. Почти одновременно создаются детские больницы в Германии. Появляются первые учебники по детским болезням, преимущественно компилятивного характера. В это же время был создан детский госпиталь в Стокгольме (1845). Работами врача И. Гейне (1840) было положено начало изучения детского полиомиелита.

В конце XIX — начале XX вв. в ряде стран были открыты новые детские больницы, организованы отделения и. созданы специальные больницы для грудных детей. Начала складываться система охраны здоровья детей, в которой педиатрия занимала ведущее место. В Германии в 1902 г. была создана Лига по борьбе с детской смертностью, а в 1909 г. — институт по борьбе с детской смертностью в Берлине. В 1911 г. в Берлине был проведен первый Международный конгресс по охране младенчества, а в 1912 г. в Париже был созван Международный конгресс педиатров. От­носящиеся к этому периоду работы немецкого педиатра А. Черни (1863—1941) были посвящены физиологии и патологии пищева­рения и обмена веществ у детей. Он ввел понятие «расстройства питания», разработал их классификацию и описал картину так называемого экссудативного диатеза. Одним из основателей французской педиатрии является А. Марфан (1852—1942), разра­батывавший почти все важнейшие разделы педиатрии, особенно вопросы борьбы с туберкулезом у детей. Он принял участие в организации охраны сирот и покинутых детей, консультаций для детей раннего возраста, обществ «Капля молока», учреждений для предохранения детей от туберкулеза. Крупный вклад в развитие педиатрии в Венгрии, особенно работами о детских заразных болезнях (в том числе монография об интубации при дифтерии), внес Я. Бокай (1858—1937). В области детской инфекционной патологии видное место принадлежит австрийскому патологу и педиатру К. Пирке (1874—1929).Его труды посвящены изучению сывороточной болезни, аллергических явлений и туберкулеза у детей. В 1907 г. им разработана диагностическая кожная реакция на туберкулез. Он автор методики определения нормы упитан­ности детского организма. Создатель крупной школы педиатров в Германии М. Пфаундлер (1872—1947) разработал учение о диатезах и роли наследственности при них. Совместно с А. Шлоссманом он создал пятитомное руководство по педиатрии, которое продолжает оказывать влияние на формирование научных взглядов педиатров.

В России выделение педиатрии в самостоятельную меди­цинскую дисциплину произошло в XIX в., однако уже в XVIII в. ряд ученых и общественных деятелей обращают внимание на актуальные вопросы, связанные с охраной здоровья детей. На чрезвычайно высокую детскую смертность в России обратил внимание М. В. Ломоносов, и в своем письме «О размножении и сохранении российского народа» он предлагал ряд мер по борьбе со смертностью. В 1721 г. был издан сенатский указ «О строении госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». Воспитательные дома были открыты в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря деятельности И. И. Бецкого. Передовые ученые того времени понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеют правильный уход и питание. Наиболее известными явля­ются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа», «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни; А. И. Данилевского «Слово о необхо­димых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа». Основоположником отечественного акушерства и ученым, внесшим большой вклад в развитие педиатрии, следует считать профессора Повивального института Н. М. Максимовича-Амбодика (1744—1812), который в 1784—1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или Наука о бабичем деле». Часть этого труда содержала разделы, посвященные новорожденным детям, проблемам нарушения развития детей и детским болезням в целом. В 1798 г. в Санкт-Петербурге была основана Медико-хирургическая академия (МХА), ныне Военно-медицинская академия (ВМА), с которой связаны многие славные страницы истории отечественной педиа­трии. Так, в 1806 г. в терапевтической клинике МХА была открыта палата на 6 детских коек, и это было первое детское отделение в России. В 1834 г. в России в Санкт-Петербурге была открыта первая детская больница (Николаевская больница, позднее дет­ская больница имени Н. Ф. Филатова). Вслед за ним в 1840-х гг. в Москве появились Ольгинская, Софийская и Владимирская детские больницы. С. Ф. Хотовицкш (1796—1885), профессор МХА, в 1836 г. был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях». С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции. Свои на­учные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом ори­гинальном отечественном руководстве по педиатрии «Педиятрика» (1847). Ему принадлежит знаменитая формула о том, что «ребенок не есть маленький взрослый», что ему присущи анатомические, физиологические и, соответственно, патологические особенности, требующие особого изучения и медицинского подхода. Заслугой профессора МХА Н. И. Быстрова (1841—1906), первого в России профессора-педиатра, является введение в преподавание вопросов детского здравоохранения и организации детских лечебных учреж­дений. В 1885 г. по инициативе и при непосредственном участии Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей. Одним из выдающихся отечественным педиатров был К. А. Раухфус (1835—1915). По его планам были построены две детские больницы — одна в Петербурге (больница принца Ольденбургского, 1869 г., которая в настоящее время носит имя Раухфуса), другая в Москве — больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. К. А. Раухфус внес большой вклад в развитие детской патологической анатомии, ото­риноларингологии, детской кардиологии. Профессора кафедры детских болезней ВМА Н. П. Гундобина (1860—1907) считают одним из основоположников отечественной научной педиатрии. Итоги научных исследований Н. П. Гундобина и его учеников нашли отражение в работе «Особенности детского возраста — основные факты к изучению детских болезней» (1905), и многие положения, содержащиеся в этом труде, не потеряли актуальности до настоя­щего времени. Н. П. Гундобин в своих работах в области педиатрии во многом придерживался концепций, близких к тем, которые исповедовал в терапии С. П. Боткин. Н. П. Гундобин активно участвовал в создании «Союза борьбы с детской смертностью» (1904), был председателем отделения гигиены воспитания и об­разования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900). Н. А. Тольский (1832-1891) — основа­тель детского отделения (1868), клиники (1891) и кафедры (1888) детских болезней Московского университета, московской школы педиатров; активный пропагандист профилактической направлен­ности медицины, один из основоположников школьной гигиены. Н. Ф. Филатов (1847—1902) — выдающийся отечественный пе­диатр, впервые выделивший как самостоятельные заболевания идиопатическое воспаление лимфатических желез (инфекционный мононуклеоз), скарлатинозную краснуху. Н. Ф. Филатов впервые в России применил противодифтерийную сыворотку, а также люмбальную пункцию для диагностики менингита. Моногра­фии Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890), «Лекции об острых инфекционных болезнях удетей» (1885, 1895), «Краткий учебник детских болезней» (издавался 12 раз!), «Клинические лекции» (1890, 1902) являются золотым фондом отечественной педиатрии и переведены на основные европейские языки. Н. Ф. Филатов как клиницист шел по пути, во многом близким к пути известного терапевта Г. А. Захарьина, считая его «путеводной звездой». М. С. Маслов (1885—1961) руководил кафе­дрой и клиникой детских болезней ВМА и кафедрой факультетской педиатрии в Ленинградском педиатрическом медицинском инсти­туте. Направления научных исследований М. С. Маслова включали в себя изучение биохимических и функциональных особенностей детского организма в норме и при патологии; разработку учения о конституции и аномалиях конституции ребенка; реактивности детского организма. А. Ф. Тур (1894— 1974) с 1925 г. заведовал рядом кафедр в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. А. Ф. Тур является одним из основоположников отечественной детской гематологии и эндокринологии, неонатологии, диететики. А. А. Кисель (1859—1938) в начале своей врачебной деятельности работал в детской клинике ВМА, с 1910 г. заведовал кафедрой детских болезней медицинского факультета Московского универ­ситета, затем кафедрой 2-го Московского медицинского института (ныне Российский медицинский университет имени Н. И. Пиро-гова). А. А. Кисель известен как сторонник профилактического направления в педиатрии и использования природных факторов для предупреждения и лечения болезней детей, санаторно-курорт­ного лечения, наблюдения за естественным течением болезни. Он внес существенный вклад в изучение туберкулезной интоксикации и ревматизма у детей. Г. К Сперанский (1873—1968) — выдающийся педиатр, ученик Н. Ф. Филатова, является одним из основопо­ложников организации системы охраны материнства и детства в России. Еще в 1908 г. он организовал в Москве консультацию для матерей по уходу за грудными детьми и был одним из первых педиатров, начавших работать в родильном доме (1906), редактор и основной автор учебника «Болезни раннего детского возраста» (1934). Исследования Г. Н. Сперанского и его школы в области расстройств питания и пищеварения у детей раннего возраста, неонатологии, сепсиса, пневмоний удетей грудного возраста, не­фрологии и многие другие отличаются новизной мысли и большой практической значимостью. Он был сторонником профилактиче­ского направления педиатрии, организации перинатальной службы и специализированных родильных домов. Вместе с развитием педиатрической науки шло развитие и становление детской психологии и тех ее аспектов, которые с позиций сегодняшнего дня могут рассматриваться как вопросы детской клинической психологии. Исследования психического развития детей начались в эпоху Античности и нашли свое отра­жение в трудах таких философов, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, что, в свою очередь, оказывало влияние на миро­воззрение врачей Античности и Средневековья. Вот почему не­удивительно, что вопросы психологии ребенка разрабатывались рядом выдающихся врачей того времени. Так, знаменитый врач средневекового Востока Авиценна (Ибн Сина) (980—1037) явился одним из первых исследователей в области возрастной психофи­зиологии, изучив связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение Авиценна придавал воспитанию, по­средством которого, по его мнению, осуществляется воздействие психики на организм. Идея взаимосвязи психического и физио­логического разрабатывалась Авиценной исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности, излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экс­периментом. Авиценне также приписывают попытки изучения неврозов и использование при этом зачатков экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Становление детской психологии как науки относится к концу XIX — началу XX в., и свою весомую лепту в этот процесс внесли многие видные педиатры того времени. Так, А. Черни указывал, что в результате тесной связи между физическими и психическими факторами неблагоприятные воздействия, ошибки, допущенные в ходе воспитания ребенка, в конечном счете могут вылиться в забо­левание. Большое значение для становления практической детской психологии имели работы отечественных педиатров И. В. Тарха­нова, Н. П. Гундобина, Е. А. Покровского, которые считали, что проблема воспитания нравственной личности является задачей не только педагогики, но и других наук, в том числе педиатрии, а также занимались профилактикой школьных болезней. Исследо­вание психического развития ребенка привело многих педиатров к мысли о значимости семьи и семейного климата в этом процессе, поэтому многие из них старались не только анализировать основ­ные задачи семейного воспитания, но и начать систематическое просвещение родителей. Исследовалась роль не только семьи, но и школы, в том числе методы оптимизации умственного развития ребенка, а также причины школьной дезадаптации. Эти работы также проводились совместно психологами, педагогами и врачами. К концу XIX в. можно также отнести и зарождение клини­ческой психологии как самостоятельного научного направления. Само понятие «клиническая психология» было введено американ­ским исследователем Л. Уитмером (1867—1956), который в 1896 г. основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании. Примечательно, что в этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном обследовались и лечились дети со слабой успеваемо­стью. В 1907 г. Л. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic».

Развитие детской практической психологии и укрепление ее связи с клинической педиатрией было тесно связано с педологи­ей — комплексной наукой о ребенке, в основе которой лежала идея педоцентризма, т. е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов: психоло­гов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, данная наука объединяла все отрасли знаний, связанные с исследованием детского разви­тия. Основоположником этого направления явился американский психолог Г. С. Холл (1844—1924), который одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса станов­ления психики конкретного ребенка. Хотя многие положения педологической концепции были впоследствии пересмотрены, сама педология как наука очень быстро завоевала популярность во всем мире и была привнана почти до середины XX в.

Развитие детской психологии и педологии требовало не только. четкого определения предмета и задач этих наук, но и разработки новых объективных методов оценки психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественнонаучным. Одним из первых такие методы разработал А. Бине (1857—1911), который начал экспериментально исследо­вать этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий. Эти исследования привели автора к мысли о том, что можно разработать определенные нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие про­вести диагностику процесса формирования их мышления, и для каждого возраста были сформулированы определенные задания разной степени сложности, исследующие разные стороны интел­лектуального развития.

Одной из наиболее значимых концепций детской психологии, оказавшей существенное влияние и на педиатрическую практику, стала теория привязанности, разработанная английским психоло­гом и психиатром Док. Боулби (1907—1990). Работая с малолетними правонарушителями, он пришел к мысли о том, что основные проблемы, испытываемые такими детьми в процессе социализа­ции, связаны с нарушением общения с родителями, недостатком тепла и заботы в раннем возрасте. Идея автора состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, и разрыв этой связи приво­дит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Дж. Боулби показал, что подобные нарушения могут проявиться не сразу, а значительно позднее, часто лишь в подростковом возрасте. Исследования Дж. Боулби свидетельствовали о том, что дети, имевшие тесный эмоциональный контакт с матерью, характеризовались более вы­сокими результатами в уровне познавательной активности, чем дети, которые росли в холодных семьях, или дети, потерявшие мать в дошкольном возрасте. Автор также доказывал, что у под­ростков, которые не имели устойчивой эмоциональной связи с матерью, чаще наблюдаются депрессии, формируются изменения в структуре личности. Эти работы Дж. Боулби привели в 1950-х гг. к изменению условий госпитализации маленьких детей, которых перестали разлучать с матерью, а также повлияли на формирование принятой в настоящее время практики совместного пребывания родильницы и новорожденного ребенка.

Большое внимание отношениям ребенка и семьи и особен­но отношениям ребенок — мать уделял Э. Эриксон (1902—1994), который пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Автор пола­гал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т. е. не только узкий круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Э. Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Значительный вклад в учение о развитии ребенка внес выда­ющийся швейцарский психолог Ж Пиаже (1896—1980), который пришел к выводу о том, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ре­бенок. Ж. Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит организма к окружающей среде, при этом адаптация — не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой, являющееся необходимым условием развития ребенка.

Существенный вклад в формирование представлений о раз­витии ребенка внес видный отечественный психолог Л. С. Выгот­ский (1896—1934). Исследуя речевое мышление, Л. С. Выготский по-новому решил проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Автором была разработана периодизация жизненного цикла человека, не утратившая своего значения, в основу которой положено чере­дование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новооб­разований. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введенное Л. С. Выготским понятие «зона ближайшего развития», под которой понималась «область не созревших, но со­зревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребенок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого.

Исследования другого отечественного психолога Д. Б. Элъконина (1904—1984) были посвящены проблемам игровой деятельно­сти детей и периодизации детского возраста. Он выделял структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, вообража­емая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. Исследования Д. Б. Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее ведущее значениедля формирования психических функций и личностных качеств детей. Большое значение имеет и разработанная автором периодизация детского возраста, в основу которой положены познавательная и мотивационная стороны деятельности ребенка.

Развитие учения о здоровом и больном ребенке является пред­метом научного поиска современных отечественных и зарубежных педиатров и детских психологов, что открывает новые горизонты улучшения здоровья детей и оптимизации их развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково происхождение термина «педиатрия»"?

2. В трудах каких медиков Античности, Средневековья и Нового времени нашли отражение вопросы педиатрии?

3. Когда началось становление педиатрии как науки?

4. Назовите наиболее видных отечественных и зарубежных педиатров. Каков их принципиальный вклад в развитие педиатрии?

5. Какие вопросы, относящиеся к предмету детской клини­ческой психологии, нашли свое отражение в работах основоположников педиатрии?

6. Каково влияние трудов виднейших отечественных и зарубежных психологов на развитие педиатрической науки и форми­рование учения о здоровом и больном ребенке?

Литература

1. Заблудовский П. К, Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Медицина, 1981. 352 с.

2. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологи­ческая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. 384 с

3. Кельмансон И.А. Основы педиатрии для детского клинического психолога.-СПб.:Речь,2010.-348с.

4. Марцинковская Т. И. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Владос 1998. 272 с

5. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. СПб.: СпецЛит., 2003. 893 с.

Наши рекомендации