История педиатрии. Вскармливание. Физическое и нервно-психическое развитие детей

ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

На 2014-2015 учебный год

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ

Раздел 1

История педиатрии. Вскармливание. Физическое и нервно-психическое развитие детей.

1. Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.

2. Здоровый ребенок – педиатрия развития. Клиническое понятие и критерии здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Группы здоровья.

3. Периоды детства: внутриутробный период развития, его характеристика, факторы, формирующие здоровье будущего ребенка. Критические сроки формирования пороков развития различных систем.

4. Периоды детства: новорожденный ребенок: оценка состояния при рождении, признаки доношенности и критерии степени зрелости, безусловные и условные рефлексы, переходные состояния, особенности ухода.

5. Периоды детства: грудной возраст, его характеристика. Темпы физического и нервно-психического развития. Особенности ухода и режима.

6. Периоды детства: развитие детей раннего возраста (от 1 до 3 лет), их характеристика. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в эти периоды. Организация ухода за здоровым ребенком раннего возраста, основные элементы режима дня.

7. Периоды детства: характеристика дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в эти периоды.

8. Общие закономерности процессов роста и развития (законы роста) в различные периоды детства.

9. Физическое развитие здоровых детей, регуляция темпов развития (генетическая, средовая, гормональная). Критерии оценки уровня физического развития детей и подростков.

10. Характеристика и возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей и подростков.

11. Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей от 2-х до 18-ти лет.

12. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей первого года жизни как обоснование к грудному вскармливанию.

13. Физиология пищеварения у детей грудного возраста.

14. Формирование и роль бактериальной флоры у детей первого года жизни в зависимости от типов вскармливания.

15. Питание беременных и кормящих женщин.

16. Естественное вскармливание: определение, периоды. Понятие о свободном и регламентированном режимах вскармливания.

17. Химический состав грудного молока в процессе его созревания. Биологические компоненты и противоинфекционные свойства грудного молока.

18. Преимущества грудного вскармливания, его ближайшие и отдаленные последствия Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «поощрение и поддержка грудного вскармливания».

19. Факторы, формирующие лактацию. Питание беременной и кормящей женщины. Профилактика гипогалактии. Факторы, формирующие лактацию.

20. Лактация: фазы лактации. Гормоны, регулирующие анатомическую перестройку молочной железы и лактацию.

21. Правила и техника кормления ребенка грудью, роль раннего первого прикладывания к груди. Противопоказания к первому прикладыванию и кормлению грудью со стороны матери и ребенка, затруднения при вскармливании.

22. Естественное вскармливание: методы расчёта суточного объема пищи, примерные режимы питания, физиологическая потребность в ингредиентах. Критерии достаточного питания.

23. Прикорм, его определение, физиологическое обоснование, правила, условия и сроки введения прикорма.

24. Смешанное вскармливание: определение, показания, правила и техника проведения. Критерии оценки эффективности.

25. Искусственное вскармливание: определение, режим кормления, расчет обьемов питания, сроки введения добавок и прикормов. Правила искусственного вскармливания. Техника проведения. Критерии оценки эффективности.

26. Классификация молочных смесей, их характеристика, требования, предъявляемые к их составу. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах. Правила приготовления.

27. Консервированные продукты, используемые в питании детей первого года жизни. Ассортимент консервированных блюд прикорма, их классификация. Правила приготовления блюд и их хранение.

28. Питание здоровых детей от 1 до 3 лет, основные принципы с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей.

29. Суточный набор продуктов, режимы кормлений. Кисломолочные продукты, понятие о функциональном питании.

30. Молочные продукты промышленного производства в питании детей раннего возраста.

31. Возрастные особенности электрокардиограммы у новорожденных детей грудного возраста.

32. Возрастные особенности у детей раннего возраста, дошкольного и школьного возраста.

Раздел 2

анатомические и физиологические особенности здорового ребенка. обмен веществ.

1. Нервная система. Анатомические особенности у детей раннего возраста.

2. Нервная система. Физиологические особенности у детей раннего возраста.

3. Нервная система: особенности развития высшей нервной деятельности у детей раннего возраста, необходимые условия.

4. Ведущие линии нервно-психического развития детей первого года жизни, основные показатели. Условия, необходимые для правильного нервно-психического развития, подбор игрушек.

5. Ведущие линии нервно-психического развития детей от 1 до 3 лет жизни, основные показатели. Условия, необходимые для правильного нервно-психического развития этой возрастной группы, значение игр и роль семьи.

6. Кожа, подкожно-жировая клетчатка и придатки кожи. Анатомические особенности у детей и подростков. Значение воспитания гигиенических навыков ухода за кожей и одежды для нормального развития ребенка.

7. Кожа и подкожно-жировая клетчатка. Возрастные физиологические особенности. Значение гигиенического ухода, температурного режима и физических методов закаливания детей и подростков.

8. Костная система. Анатомические и физиологические особенности у детей раннего возраста. Значение характера вскармливания и питания в профилактике деформаций скелета у детей раннего возраста.

9. Костная система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков. Значение характера вскармливания и питания в профилактике деформаций скелета у детей старшего возраста подростков.

10. Мышечная система. Анатомические и физиологические особенности у детей и подростков. Особенности ухода у детей раннего возраста. Допустимые физические нагрузки у детей различного возраста (до 18 лет).

11. Дыхательная система. Анатомические особенности у детей грудного и раннего возраста, принципы ухода и eго значение в профилактике заболеваний данной системы.

12. Дыхательная система. Физиологические особенности у детей раннего возраста.

13. Дыхательная система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков. Клинические и инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.

14. Сердечно-сосудистая система. Кровообращение у плода и новорожденного, сроки закрытия фетальных путей кровотока. Анатомические особенности у детей раннего возраста.

15. Сердечно-сосудистая система. Физиологические особенности у детей раннего возраста. Возрастные особенности функциональных показателей, их характеристика.

16. Сердечно-сосудистая система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков. Гемодинамические показатели, отражающие состояние органов кровообращения и функциональные пробы, применяемые у детей и подростков.

17. Эндокринная система. Анатомо-физиологические особенности у здоровых детей, взаимосвязь и активность отдельных желез в различные возрастные периоды.

18. Эндокринная система. Половое созревание у здоровых детей. Формула полового развития.

19. Система мочеобразования и мочевыделения. Анатомические особенности у детей различного возраста и подростков.

20. Система мочеобразования и мочевыделения. Физиологические особенности у детей различного возраста и подростков.

21. Система мочеобразования и мочевыделения. Клинические, лабораторные и инструментальные методы исследования и их оценка у здоровых детей, особенности ухода.

22. Система кроветворения. Особенности кроветворения у плода и после рождения. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.

23. Система кроветворения. Морфологический состав и физико-химические свойства периферической крови у здоровых детей различного возраста.

24. Иммунная система. Анатомические и физиологические особенности. Условия, обеспечивающие формирование полноценного иммунного ответа и его характеристика в различные возрастные периоды.

25. Неспецифические факторы защиты: формирование и характеристика их у плода и у ребенка после рождения.

26. Температура тела и особенности терморегуляции у детей различного возраста.

27. Пищеварительная система. Физиологические особенности у детей раннего возраста.

28. Пищеварительная система. Анатомические особенности у детей раннего возраста.

29. Пищеварительная система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков.

30. Возрастные особенности обмена веществ у здоровых детей: пищеварение, всасывание, усвоение, выделение конечных продуктов.

31. Особенности энергетического обмена у детей различного возраста и подростков.

32. Роль и значение белка для ребенка. Особенности белкового обмена у детей различного возраста и подростков.

33. Роль и значение жира для ребенка. Особенности жирового обмена у здоровых детей различного возраста и подростков.

34. Роль и значение углеводов для ребенка. Особенности углеводного обмена у здоровых детей различного возраста и подростков.

35. Возрастные особенности водно-солевого и кислотно-основного состояния у здоровых детей и подростков.

Раздел 3

Семиотика детских болезней

1. Семиотика детских болезней как предмет. Основные этапы диагностического процесса.

2. Семиотика анамнеза у детей раннего возраста.

3. Семиотика анамнеза у детей старшего возраста и подростков.

4. Семиотика общего осмотра у детей раннего возраста.

5. Семиотика общего осмотра у детей старшего возраста и подростков.

6. Семиотика и синдромы поражения кожи (дефекты ухода, дистрофический, геморрагический, инфекционно-воспалительный).

7. Семиотика и синдромы поражения подкожно-жирового слоя (недостаточности, избыточности) у детей различного возраста.

8. Семиотика и синдромы поражения мышечной системы (мышечной гипотонии и гипертонии) у детей различного возраста и подростков.

9. Семиотика и синдромы поражения костной системы (нарушение минерализации костной ткани, диспластический, артритический) у детей различного возраста и подростков.

10. Семиотика нарушения физического развития (нарушение роста и массы тела) у детей различного возраста и подростков.

11. Семиотика и синдромы нарушения нервно-психического развития у детей раннего возраста (задержка и отставание).

12. Семиотика поражений дыхательной системы у детей раннего возраста.

13. Семиотика поражений дыхательной системы у детей старшего возраста.

14. Синдромы поражения дыхательной системы (поражение бронхов, инфильтративное уплотнение легочной ткани, повышенной воздушности легочной ткани, острой дыхательной недостаточности 1, 2, 3, 4, ст. скопление жидкости в плевральной полости).

15. Семиотика поражения сердца и сосудов у детей старшего возраста и подростков.

16. Синдромы поражения сердца у детей раннего возраста: врожденного порока, нарушений сердечного ритма.

17. Синдромы поражения сердца у детей старшего возраста и подростков: эндокарда, миокарда, перикарда, приобретенного порока сердца, нейроциркуляторной дистонии, хронической сердечной недостаточности.

18. Семиотика поражения системы мочеобразования и мочевыделения.

19. Клинические синдромы поражения системы мочеобразования и мочеотделения: клинические синдромы (отечный, болевой-абдоминальный, артериальной гипертензии, дизурический).

20. Лабораторные синдромы поражения системы мочеобразования и мочевыделения: лейкоцитурический, гематурический, протеинурический.

21. Клинико-лабораторные синдромы поражения мочевой системы: острой почечной недостаточности, нефритический, нефротический, инфекционно- воспалительный.

22. Семиотика поражения системы кроветворения.

23. Клинико-лабораторные синдромы поражения системы кроветворения (анемический, геморрагический, гиперпластический).

24. Лабораторные синдромы поражения системы кроветворения: анемический; гемолиза, синдром повышенной пролиферации и нарушений дифференциации.

25. Семиотика поражений пищеварительной системы у детей раннего возраста.

26. Семиотика поражений пищеварительной системы у детей старшего возраста и подростков.

27. Синдромы поражения пищеварительной системы у подростков (поражения: пищевода, желудка, толстой кишки, поджелудочной железы; билиарной системы).

28. Синдромы поражения пищеварительной системы у детей раннего возраста: диспепсический, абдоминальный, болевой, нарушенного кишечного всасывания, синдром поражения тонкой и толстой кишки.

29. Семиотика нарушений физического развития, обусловленных болезнями эндокринных желез.

30. Семиотика нарушений полового созревания.

31. Семиотика нарушений иммунитета.

32. Синдромы нарушения иммунитета у детей и подростков первичная и вторичная (приобретенная) иммунологическая недостаточность.

Зав. кафедрой пропедевтики детских болезней

и поликлинической педиатрии О.В. Антонов

Требования к сдачи пРАКТИЧЕСКих навыков по пропедевтике детских болезней

На кафедре пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии проводится предварительный контроль практических навыков в соответствии требованиями менеджмента качества: П-СМК-03. 04-2012.

Студент должен показать уровень овладения практическими навыками работы с ребёнком по разделам.

1. Сбор анамнеза у детей различного возраста и подростков.

2. Общий осмотр у детей различного возраста и подростков

3. Обследование по системам с учетом возраста пациента:

· Кожа, подкожная клетчатка, видимые слизистые и склеры,

· Мышечная система,

· Костная система,

· Система дыхания,

· Система кровообращения,

· Система пищеварения,

· Система мочеобразования и мочевыделения,

· Система кроветворения,

· Эндокринная система,

· Иммунная система.

4. Оценка нервно-психического развития у детей до 3-х лет, физического развития, полового созревания.

5. Обосновать рекомендации по уходу за ребёнком.

Критерии оценки:

1. Полнота сбора данных анамнеза и умение анализировать полученные результаты.

2. Уровень и техника выполнения мануальных навыков.

3. Правильность обоснования ведущего и сопутствующих синдромов поражения.

Примечание: в случае получения неудовлетворительной оценки практической части ее пересдача проводится до начала экзаменационной сессии. При повторной неудовлетворительной оценке студент к сдаче экзамена не допускается.

Раздел 4

Наши рекомендации