Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

(гимнастика)

Учебное пособие

Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена - student2.ru

Дисциплина специализации

«Технология спортивной подготовки»

Ставрополь 2006

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

Теория и методика спортивной подготовки (гимнастика): Учебное пособие – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – с.

Пособие содержит программный материал курса «Теория и методика спортивной подготовки» специализации «Технология спортивной подготовки», разработанный для студентов специальности 032101 – «Физическая культура и спорт». Предназначено для студентов факультета физической культуры.

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Магин В.А.

кандидат педагогических наук, доцент Вучева В.В.

© Издательство Ставропольского

Государственного университета

ОТ АВТОРОВ

Пособие содержит программный материал курса «Теория и методика спортивной подготовки», дисциплины специализации: «Технология спортивной подготовки», разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032101 “Физическая культура и спорт” на кафедре гимнастики факультета физической культуры Ставропольского государственного университета.

Цель курса «Технология спортивной подготовки» - подготовить будущего специалиста в области физической культуры и спорта к работе тренера по гимнастике.

Учебное пособие по дисциплине специализации «Технология спортивной подготовки» призвано повысить уровень теоретических знаний и качество профессиональной подготовленности выпускаемых специалистов в избранном виде спорта гимнастика. Подготовка будущего специалиста физической культуры построена в единстве взаимосвязи всех элементов, а предмет «Теория и методика спортивной подготовки» рассматривается в качестве дисциплины, которая систематизирует остальные дисциплины учебного плана. С учетом этого в учебном материале отражены системные межпредметные связи с циклами общетеоретических, медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Это позволяет обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста в области гимнастики, воспитать необходимые личностные качества, приобрести высокий уровень общей культуры.

В течение последних десятилетий определились основные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки в гимнастике, такие как прирост тренировочных нагрузок, увеличение соревновательной практики, расширение нетрадиционных средств подготовки; совершенствование системы управления тренировочным процессом, создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах спортивной тренировки и совершенствование системы управления тренировочным процессом. Правильное понимание организационных и методических основ современного спорта, современных тенденций развития гимнастики как вида спорта и тренировочного процесса позволит тренеру рационально строить процесс спортивной тренировки.

Дисциплина «Теория и методика спортивной подготовки» знакомит студентов с программным материалом по дисциплине специализации «Технология спортивной подготовки» (гимнастика) и требованиями к специализированной подготовке будущего тренера по гимнастике.

В подготовке учебного пособия приняли участие преподаватели кафедры гимнастики доц. Яцынин А.И., Яровой Н.М., Титаренко Е.В., Горбатых О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  с.
От авторов
ГЛАВА 1 ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 1.1. Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена 1.2. Цели, задачи и характерные черты спортивной тренировки 1.3. Подготовка спортсмена, готовность, тренированность и её виды, спортивная форма и закономерности её развития 1.4. Структура тренировочного процесса в гимнастике, исходные предпосылки планирования тренировочного процес­са 1.5. Современные тенденции совершенствования спортивной тренировки
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 2.1. Средства спортивной тренировки 2.2. Соревновательные упражнения 2.3. Специально-подготовительные упражнения 2.4. Общеподготовительные упражнения 2.5. Естественно-средовые средства тренировки 2.6. Медико-биологические средства спортивной тренировки 2.7. Средства психологического воздействия 2.8. Материально-технические средства тренировки
ГЛАВА 3. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРЕНИРОВКИ 3.1.Понятие о внешней и внутренней стороне физической нагрузки 3.2.Единицы измерения нагрузки 3.3.Объем и интенсивность нагрузки в гимнастике 3.4.Классификация тренировочных нагрузок 3.5.Виды динамики развития тренировочных нагрузок 3.6.Характер и виды отдыха в спортивной тренировке
ГЛАВА 4. ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ 4.1. Структура процесса обучения технике упражнения в гимнастике 4.2. Классификация ошибок в гимнастике и методика их исправления 4.3 Методы обучения двигательному действию
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 5.1. Основные принципы тренировки 5.2. Принцип углубленной специализации, направленности к высшим достижениям, индивидуализации и особенности его реализации в гимнастике 5.3. Принцип прогрессирования и направленности к высшим достижениям 5.4. Принцип единства общей и специальной подготовки 5.5. Принцип непрерывности тренировочного процесса 5.6. Принцип цикличности тренировочного процесса 5.7. Принцип постепенности возрастания тренировочных нагрузок 5.8. Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок  
ГЛАВА 6. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАСТИКЕ 6.1. Исходные предпосылки планирования тренировочного процесса 6.2. Планирование больших циклов подготовки 6.3.Периодизация подготовки 6.4. Структура периодов подготовки 6.5.Структура микроциклов, методика построения и виды 6.6.Структура мезоциклов, методика построения и виды 6.7. Структура макроциклов и методика их построения
ГЛАВА 7. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ 7.1. Структура тренировочного процесса в гимнастике 7.2. Структура тренировочного занятия 7.3. Типы занятий и формы проведения
ГЛАВА 8. МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 8.1. Переменный метод тренировки 8.2. Повторный метод тренировки 8.3.Соревновательный метод тренировки 8.4. Игровой метод тренировки 8.5. Метод круговой тренировки
ГЛАВА 9. ОСНОВЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ 9.1.Основы периодизации спортивной тренировки (закономерности становления спортивной формы) 9.2.Фазовый характер развития спортивной формы, критерии спортивной формы 9.3.Подготовительный период 9.4.Соревновательный период 9.5.Переходный период
ГЛАВА 10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 10.1. Скоростные способности 10.2. Силовые способности 10.3. Выносливоть 10.4. Гибкость 10.5. Координационные способности
ГЛАВА 11. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 11.1. Задачи технической подготовки 11.2. Структура технической подготовки 11.3. Спортивная техника 11.4. Подготовленность спортсмена и техника 11.5. Индивидуальные особенности спортсменов и техника 11.6. Принципиальная схема овладения спортивной техни­кой 11.7. Обучение спортивной технике и совершенствование в ней
ГЛАВА 12. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 12.1. Структура тактической подготовки, обучение тактике и ее совершенствование
ГЛАВА 13.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 13.1. Структура психологической подготовки 13.2. Задачи и виды психологической подготовки
ГЛАВА 14. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 14.1. Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
ГЛАВА 15. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ 15.1.Сущность и назначение планирования, его виды 15.2. Многолетнее (перспективное) планирование тренировки 15.3. Содержание перспективного плана, методические указания к его состав­лению 15.4. Годовой план, его содержание и методика составления 15.5. Месячное и недельное планирование 15.6. Контроль в подготовке спортсменов 15.7. Основные формы и организация контроля 15.8. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов  
ГЛАВА 16. ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ 16.1. Возникновение Олимпийских игр 16.2. Исторические предпосылки возникновения олимпийского движения и его первоначальное развитие 16.3. Деятельность Пьера де Кубертена 16.4. Международный Олимпийский Комитет - МОК 16.5. Президенты Международного олимпийского комитета 16.6. Девиз, символ и эмблема Олимпийских игр 16.7. Хронология Олимпийских игр XX и XXI веков 16.8. Значение Олимпийских игр в современном мире 16.9. Результаты участия гимнастов СССР и России в развитии современного Олимпийского движения
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВА 1. ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена

Понятие «тренировка» весьма емкое. В общем виде — это специализи­рованный процесс, основанный на системном применение специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки гимнастов. В процессе тренировки гимнасты овладевают программным материалом (объемным материалом и классификационными упражнениями), повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма. В узком смысле «тренировкой» в гимнастике называется одна из форм (разновидностей) занятий.

Таким образом, под тренировкой понимается и долгосрочный процесс, и отдельные занятия. Термин «занятие» имеет более точный смысл, так как позволяет выде­лить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого.

Тем не менее, в практике широко используется понятие «тренировка» как интегрирующее для всех видов работы гимнаста. Тренировка в гимнас­тике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности.

Наши рекомендации