Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
(гимнастика)
Учебное пособие
Дисциплина специализации
«Технология спортивной подготовки»
Ставрополь 2006
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Теория и методика спортивной подготовки (гимнастика): Учебное пособие – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – с.
Пособие содержит программный материал курса «Теория и методика спортивной подготовки» специализации «Технология спортивной подготовки», разработанный для студентов специальности 032101 – «Физическая культура и спорт». Предназначено для студентов факультета физической культуры.
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Магин В.А.
кандидат педагогических наук, доцент Вучева В.В.
© Издательство Ставропольского
Государственного университета
ОТ АВТОРОВ
Пособие содержит программный материал курса «Теория и методика спортивной подготовки», дисциплины специализации: «Технология спортивной подготовки», разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032101 “Физическая культура и спорт” на кафедре гимнастики факультета физической культуры Ставропольского государственного университета.
Цель курса «Технология спортивной подготовки» - подготовить будущего специалиста в области физической культуры и спорта к работе тренера по гимнастике.
Учебное пособие по дисциплине специализации «Технология спортивной подготовки» призвано повысить уровень теоретических знаний и качество профессиональной подготовленности выпускаемых специалистов в избранном виде спорта гимнастика. Подготовка будущего специалиста физической культуры построена в единстве взаимосвязи всех элементов, а предмет «Теория и методика спортивной подготовки» рассматривается в качестве дисциплины, которая систематизирует остальные дисциплины учебного плана. С учетом этого в учебном материале отражены системные межпредметные связи с циклами общетеоретических, медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Это позволяет обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста в области гимнастики, воспитать необходимые личностные качества, приобрести высокий уровень общей культуры.
В течение последних десятилетий определились основные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки в гимнастике, такие как прирост тренировочных нагрузок, увеличение соревновательной практики, расширение нетрадиционных средств подготовки; совершенствование системы управления тренировочным процессом, создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах спортивной тренировки и совершенствование системы управления тренировочным процессом. Правильное понимание организационных и методических основ современного спорта, современных тенденций развития гимнастики как вида спорта и тренировочного процесса позволит тренеру рационально строить процесс спортивной тренировки.
Дисциплина «Теория и методика спортивной подготовки» знакомит студентов с программным материалом по дисциплине специализации «Технология спортивной подготовки» (гимнастика) и требованиями к специализированной подготовке будущего тренера по гимнастике.
В подготовке учебного пособия приняли участие преподаватели кафедры гимнастики доц. Яцынин А.И., Яровой Н.М., Титаренко Е.В., Горбатых О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
с. | |
От авторов | |
ГЛАВА 1 ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 1.1. Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена 1.2. Цели, задачи и характерные черты спортивной тренировки 1.3. Подготовка спортсмена, готовность, тренированность и её виды, спортивная форма и закономерности её развития 1.4. Структура тренировочного процесса в гимнастике, исходные предпосылки планирования тренировочного процесса 1.5. Современные тенденции совершенствования спортивной тренировки | |
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 2.1. Средства спортивной тренировки 2.2. Соревновательные упражнения 2.3. Специально-подготовительные упражнения 2.4. Общеподготовительные упражнения 2.5. Естественно-средовые средства тренировки 2.6. Медико-биологические средства спортивной тренировки 2.7. Средства психологического воздействия 2.8. Материально-технические средства тренировки | |
ГЛАВА 3. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРЕНИРОВКИ 3.1.Понятие о внешней и внутренней стороне физической нагрузки 3.2.Единицы измерения нагрузки 3.3.Объем и интенсивность нагрузки в гимнастике 3.4.Классификация тренировочных нагрузок 3.5.Виды динамики развития тренировочных нагрузок 3.6.Характер и виды отдыха в спортивной тренировке | |
ГЛАВА 4. ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ 4.1. Структура процесса обучения технике упражнения в гимнастике 4.2. Классификация ошибок в гимнастике и методика их исправления 4.3 Методы обучения двигательному действию | |
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 5.1. Основные принципы тренировки 5.2. Принцип углубленной специализации, направленности к высшим достижениям, индивидуализации и особенности его реализации в гимнастике 5.3. Принцип прогрессирования и направленности к высшим достижениям 5.4. Принцип единства общей и специальной подготовки 5.5. Принцип непрерывности тренировочного процесса 5.6. Принцип цикличности тренировочного процесса 5.7. Принцип постепенности возрастания тренировочных нагрузок 5.8. Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок | |
ГЛАВА 6. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАСТИКЕ 6.1. Исходные предпосылки планирования тренировочного процесса 6.2. Планирование больших циклов подготовки 6.3.Периодизация подготовки 6.4. Структура периодов подготовки 6.5.Структура микроциклов, методика построения и виды 6.6.Структура мезоциклов, методика построения и виды 6.7. Структура макроциклов и методика их построения | |
ГЛАВА 7. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ 7.1. Структура тренировочного процесса в гимнастике 7.2. Структура тренировочного занятия 7.3. Типы занятий и формы проведения | |
ГЛАВА 8. МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 8.1. Переменный метод тренировки 8.2. Повторный метод тренировки 8.3.Соревновательный метод тренировки 8.4. Игровой метод тренировки 8.5. Метод круговой тренировки | |
ГЛАВА 9. ОСНОВЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ 9.1.Основы периодизации спортивной тренировки (закономерности становления спортивной формы) 9.2.Фазовый характер развития спортивной формы, критерии спортивной формы 9.3.Подготовительный период 9.4.Соревновательный период 9.5.Переходный период | |
ГЛАВА 10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 10.1. Скоростные способности 10.2. Силовые способности 10.3. Выносливоть 10.4. Гибкость 10.5. Координационные способности | |
ГЛАВА 11. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 11.1. Задачи технической подготовки 11.2. Структура технической подготовки 11.3. Спортивная техника 11.4. Подготовленность спортсмена и техника 11.5. Индивидуальные особенности спортсменов и техника 11.6. Принципиальная схема овладения спортивной техникой 11.7. Обучение спортивной технике и совершенствование в ней | |
ГЛАВА 12. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 12.1. Структура тактической подготовки, обучение тактике и ее совершенствование | |
ГЛАВА 13.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 13.1. Структура психологической подготовки 13.2. Задачи и виды психологической подготовки | |
ГЛАВА 14. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 14.1. Интегральная подготовка: задачи, средства, методы | |
ГЛАВА 15. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ 15.1.Сущность и назначение планирования, его виды 15.2. Многолетнее (перспективное) планирование тренировки 15.3. Содержание перспективного плана, методические указания к его составлению 15.4. Годовой план, его содержание и методика составления 15.5. Месячное и недельное планирование 15.6. Контроль в подготовке спортсменов 15.7. Основные формы и организация контроля 15.8. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов | |
ГЛАВА 16. ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ 16.1. Возникновение Олимпийских игр 16.2. Исторические предпосылки возникновения олимпийского движения и его первоначальное развитие 16.3. Деятельность Пьера де Кубертена 16.4. Международный Олимпийский Комитет - МОК 16.5. Президенты Международного олимпийского комитета 16.6. Девиз, символ и эмблема Олимпийских игр 16.7. Хронология Олимпийских игр XX и XXI веков 16.8. Значение Олимпийских игр в современном мире 16.9. Результаты участия гимнастов СССР и России в развитии современного Олимпийского движения | |
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ | |
ЛИТЕРАТУРА |
ГЛАВА 1. ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена
Понятие «тренировка» весьма емкое. В общем виде — это специализированный процесс, основанный на системном применение специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки гимнастов. В процессе тренировки гимнасты овладевают программным материалом (объемным материалом и классификационными упражнениями), повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма. В узком смысле «тренировкой» в гимнастике называется одна из форм (разновидностей) занятий.
Таким образом, под тренировкой понимается и долгосрочный процесс, и отдельные занятия. Термин «занятие» имеет более точный смысл, так как позволяет выделить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого.
Тем не менее, в практике широко используется понятие «тренировка» как интегрирующее для всех видов работы гимнаста. Тренировка в гимнастике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности.