I .I. Место дисциплины в системе подготовки

УДК 330.8

К-44

Киселева О.В.

Корпоративная социальная ответственность: Методические указания по проведению практических занятий . – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2012. – 46 с.

Методические указания содержат планы для проведения семинарских занятий студентов всех форм обучения, перечень литературы, рекомендуемой при изучении дисциплины, перечень тем для написания рефератов и контрольных работ и основные требования к их выполнению.

Рецензенты:

Юдина С.В. – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Печатается по решению учебно-методического совета АГНИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………4

1. Образовательно-профессиональные требования к

дисциплине…………………………………………………………5

2. Цель изучения дисциплины……………………………………….7

3. Задачи изучения дисциплины……………………………………..8

4. Связи курса с другими дисциплинами……………………………8

5. Планы практических занятий для студентов дневной

формы обучения …………………………………………………..9

6. Планы практических занятий для студентов заочной

формы обучения……………………………………………………27

7. Темы контрольных работ и рефератов…………………………..35

8. Основные правила оформления рефератов и контрольных

работ ……………………………………………………………….37

9. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………….41

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время усилилось внимание к такому феномену, как корпоративная социальная ответственность (КСО). Широко обсуждаются проблемы социально ответственного поведения бизнеса, его роли в социально-экономическом развитии страны, возможностей и эффективности

взаимодействия с местным сообществом. Формулировки принципов внутренних стандартов социально ответственного поведения стали непременным атрибутом сайтов крупных компаний, готовятся социальные годовые отчеты. В продвижении лучших практик корпоративной социальной

ответственности подключились правительственные, общественные и международные организации наиболее развитых стран мира. Растет число организаций, провозгласивших своей целью привнесение этических принципов и социальной ответственности в практику деловых отношений Эта тенденция нашла отражение и в российской деловой практике.

Многие компании начали заниматься благотворительностью, социальным инвестированием, публикуют социальные отчеты. Большой интерес к проблематике социальной ответственности бизнеса объясняется рядом обстоятельств, в частности: недостаточностью у Российского государства собственных ресурсов для проведения полноценной социальной политики, вступлением отношений государства и бизнеса в новую фазу развития — партнерства и сотрудничества, а также влиянием нарастающего процесса глобализации. Глобализация подводит российские компании к пониманию необходимости соблюдения международных стандартов корпоративного поведения и этических норм ведения современного бизнеса.

Растущие этические требования и мотивы являются стержнем идеологии корпоративной социальной ответственности. Совершенствование этики бизнеса, расширение корпоративной социальной ответственности способствуют изменению негативного отношения общественности, инвесторов, потребителей к крупному бизнесу, в чем нуждаются российские компании.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ

I .I. Место дисциплины в системе подготовки

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе.

Программа дисциплины построена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификации будущих бакалавров, и направлена на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки.

Формирование мышления, знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и практических занятий, выполнения индивидуальных заданий, самостоятельной работы, участия в научных исследованиях.

1.2.Согласно требованиям ГОС ВПО п.6. «Требования к структуре освоения основных образовательных программ бакалавриата» в результате освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» по направлению 080200 – Менеджмент выпускник должен:

знать:
- основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности (далее - КСО);
- концепцию управления КСО с позиции стейкхолдеров, этапы анализа стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров;
- инструменты регулирования КСО (международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании КСО в России;
- основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров;
- принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики;
- основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических программ;
- элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и масштабам КСО;
- характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя;
- экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причины и законы по защите окружающей среды;
- основные индикаторы результативности КСО; индексы и рейтинги КСО; систему оценки корпоративной социальной ответственности;
- этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребности стейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности;
- основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования;
- виды социальных и экологических инвестиционных индексов;
- основные перспективы развития КСО; направления совершенствования подходов к КСО в России и за рубежом.
уметь:
- анализировать современные представления о КСО, его роль в современном российском бизнесе;
- сформулировать примеры успешных подходов к КСО, в том числе в практике российского бизнеса;
- дифференцировать национальные/региональные особенности КСО;
- анализировать основные субъекты регулирования КСО в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные);
- анализировать стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров;
- структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании;
- находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами;
определять типологию внешних стейкхолдеров;
- критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать предложения по их совершенствованию;
- проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности;
- анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций;
- анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции.
владеть:
- методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса;
- методиками анализа подходов к регулированию КСО, а также степени их воздействия на российские организации;
- базовыми навыками управления КСО;
- методами разработки стратегии и тактики компании в области КСО;
- базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы;
- методологией оценки влияния КСО на репутацию компании;
- базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью преподавания дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» является овладение современными концепциями управления компанией с позиции социально-ориентированного менеджмента и маркетинга, методами анализа и оценки корпоративной социальной ответственности компании.

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

- усвоение современных теоретических представлений о корпоративной социальной ответственности бизнеса, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и управление корпоративной социальной ответственностью;

- овладение основами методологии и методики в области корпоративного социального учета, аудита и отчетности;

- приобретение базовых навыков практической работы в области развития и управления корпоративной социальной ответственностью.


4. СВЯЗЬ КУРСА С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

И ИХ СОГЛАСОВАНИЕ

Дисциплина «Корпоративно-социальная ответственность» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Корпоративно-социальная ответственность» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: психология, философия, основы управления персоналом, а также предполагает междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как: организационное поведение, управление социальным развитием персонала, мотивация и стимулирование трудовой деятельности.
Дисциплина «Корпоративно-социальная ответственность» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: оценка персонала, профессиональная диагностика персонала, кадровый аудит.

Наши рекомендации