Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения
Застенчивость – свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).
Является ли застенчивость природным или социально приобретенным свойством? По этому поводу существуют различные точки зрения, которые приводит в своем труде Ф. Зимбардо (1987):
– исследователи личностных черт считают, что застенчивость – это наследственная черта, как интеллект или рост;
– бихевиористы объясняют застенчивость несформированностью необходимых социальных умений;
– психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого внутриличностного конфликта;
– социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивость может быть понята в терминах социального программирования: условия общества делают нас застенчивыми.
Дж. Чик (1984) считает, что примерно в 40% случаев застенчивость обуславливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность к возникновению этого свойства.
Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы:
– порядок рождения детей в семье. Рожденные первыми дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем «вторые» дети. «Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям;
– система воспитания в семье;
– застенчивость родителей. У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.
Психологическое содержание застенчивости.Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности.
Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде отрезка, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении, а на другом – незастенчивые люди, чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно-застенчивых. В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно свободные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди – беззастенчивые.
Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.
Исследования В.Н. Куницыной (1991). Среди взрослых людей: застенчивых – 33%; ситуативно-застенчивых – 32%; незастенчивых – 32%; беззастенчивых – 3%. Распределение людей разных профессий по типам застенчивости показывает, что «профессия отбирает людей» (табл. 15).
Таблица 15
Распределение представителей разных профессиональных групп по типам застенчивости
Профессиональные группы | Застенчивые | Ситуативно-застенчивые | Незастенчивые | Беззастенчивые |
Директора предприятий | 8% | 36% | 56% | 0% |
Бухгалтеры и экономисты | 61% | 20% | 19% | 0% |
Учителя | 39% | 26% | 35% | 0% |
Водители такси | 26% | 39% | 32% | 3% |
Застенчивость отрицательно сказывается на положении человека в малой группе, но не является противопоказанием к руководящей деятельности, социальной активности, лидерству. Среди застенчивых нет половых различий. Следовательно, психологическая природа застенчивости у женщин и мужчин одинакова, и это обстоятельство еще раз указывает на ее генетическую обусловленность.
Застенчивость как состояние сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.
Застенчивость как свойство личности связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью, самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность и успешность общения. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.
Типы застенчивости.Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят:
– особо застенчивые – испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами;
– адаптированные застенчивые – те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляются с трудностями.
– псевдозастенчивые – шизоидные личности – имеет высокий показатель по аутичности, замкнутости, низкому самоуважению и внешним поведенческим проявлениям, свойственным застенчивым людям. В большинстве случаев поведение лиц с шизоидной акцентуацией рассматривается окружающими людьми как глубокая застенчивость, однако при внешнем подобии поведенческих реакций отсутствует важный признак застенчивости – состояние нервно-психического напряжения.
Интересную типологию подростковой застенчивости дают В.Л. Леви и Л.З. Волков (1970). Они выделяют три типа патологической застенчивости.
1. Шизоидно-интровертированная (конституциональная) – стойкая и психотерапевтически наиболее неблагоприятная; связанная с изолированностью подростка в группе, его неконформным поведением, сокращением контакта с людьми («бегство от оценок»). Эта форма застенчивости наиболее близка к аутичности.
2. Псевдошизоидная застенчивость – возникает из-за физической или социальной неполноценности, физических дефектов (заикание, косоглазие, ожирение, смешное имя или фамилия). С близкими и хорошо знакомыми людьми не проявляется. Лица с псевдошизоидной застенчивостью имеют неустойчивую самооценку, часто демонстрируют «беззастенчивость от застенчивости» – развязность. Псевдошизоидная застенчивость – это поведение закомлексованного человека, явно компенсаторная беззастенчивость.
3. Психоастеническая застенчивость – характеризуется снижением уровня притязаний в старшем возрасте, отсутствием стремления к роли лидера, конформным поведением.
Беззастенчивость – свойство, прямо противоположное застенчивости. Можно выделить пять групп беззастенчивых.
Первая группа – высокотемпераментные люди, у которых слабы процессы торможения (беззастенчивость лишь в смысле «недержания речи»).
Вторая группа – плохо воспитанные люди, а также те, кто ориентирован на самоутверждение. Нет чувства такта и меры.
Третья группа – возбудимые психопаты, истероидные личности, эгоцентричные, бесцеремонные и навязчивые.
Четвертая группа – морально ущербные, карьеристы, беззастенчивые в самом худшем смысле этого слова (самовлюбленные и наглые). Внешняя вежливость перед старшими и грубость с младшими.
Пятая группа – неадекватно адаптированные застенчивые: те, кто, пытаясь преодолеть застенчивость, впадают в другую крайность. Застенчивость подавлена внешне развязным поведением.
С застенчивостью надо научиться жить. Застенчивые люди вырабатывают собственные приемы саморегуляции; довольно часто их отличают спасительная пунктуальность и педантичность.
Дефицитное общение.
Одиночество.Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.
Одиночество – эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения.
Одиночество также как агрессивность, тревожность, застенчивость, следует понимать как свойство и состояние. Существует одиночество социальное и эмоциональное. Эмоциональное одиночество – результат отсутствия привязанности к конкретному человеку. Социальное одиночество – отсутствие доступного круга социального круга общения, отторжение значимой группой.
Джефри Янг выделил 12 причин возникновения хронического чувства одиночества:
1) неспособность переносить вынужденное уединение;
2) низкое самоуважение;
3) социальная тревожность (боязнь насмешек, осуждения);
4) коммуникативная неуклюжесть;
5) недоверия к людям (изоляция, разочарование);
6) внутренняя скованность (неспособность раскрыться);
7) поведенческий компонент (постоянный выбор неудачных партнеров);
8) страх перед соперником, страх быть отвергнутым;
9) сексуальная тревожность (невозможность расслабиться, чувство стыда);
10) страх перед эмоциональной близостью;
11) неуверенная пассивность, нет инициативы, неуверен в своих желаниях;
12) нереалистические притязания (все или ничего, выбор по образцу).
По мнению исследователей, тест измерения одиночества может состоять всего из одного вопроса: «Вы одиноки?». Известный тест Д. Раадшелдерса (Лабиринты одиночества, 1989) содержит 20 вопросов, его сокращенный вариант – 4 вопроса: два первых предполагают отрицательный ответ, два последних – положительный:
1) Я ощущаю гармонию отношений с окружающими.
2) Я могу найти друзей, как только я этого захочу.
3) Люди вокруг меня, но не со мной.
4) Никто не знает меня по-настоящему.
Аутичность– свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к психопатологии. Аутизм – крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.
Многие черты аутичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.
Среди главных психологических причин аутического развития можно назвать следующие:
1) ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к страхам, тревожности;
2) слабость общего и психического тонуса, отсюда – быстрая пресыщаемость контактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения;
3) аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Факторы: токсикозы при родах; психотравма матери при беременности; болезни первого года жизни; старые родители.
Поздние дети и дети интеллигентных родителей, на которых направлен мощный арсенал развивающих и воспитательных усилий, часто отличаются такими чертами, которые способствуют отторжению их сверстниками. Эти дети часто начинают говорить раньше, чем ходить; их отличает высокий интеллект; внешне они выглядят как холодные, гордые, замкнутые. В общении для них свойственна неуместная прямолинейность; они имеют многочисленные внутренние проблемы, не умеют наладить контакт со сверстниками, поэтому ведут дневник. Они обладают необычными интересами и увлечениями, которые часто не соответствуют возрасту (опережают его) и двигательной неуклюжестью.
Контактность и адаптивность аутичных столь же невысоки, как у интровертов и отчужденных, а совместимость – значительно ниже.
В целом успешность общения этой группы довольно невысокая – на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества.
Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей.
Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты.
Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия. Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Трудности межличностного неформального отношения обязательно влекут за собой нарушение межличностных отношений. Согласны ли вы с этим утверждением?
2. Перечислите причины одиночества и приведите примеры.
3. Назовите главные особенности аутичного поведения.
4. Что общего и в чем отличие между застенчивостью и нерешительностью; застенчивостью и замкнутостью; беззастенчивостью и агрессивностью?
5. Застенчивость как свойство личности связана
а) с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью, самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах.
б) с нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.
в) с разностью ее проявления у людей в зависимости от возраста и профессии, имеет временные характеристики и определенную интенсивность.
Список литературы
1. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1987.
2. Каган В.Е. Семейная терапия в лечении детского аутизма // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89-95.
3. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.
4. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. … докт. психол. наук. СПб., 1991.
5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.
6. Лабиринты одиночества. М., 1989.
7. Леви В.Л., Волков Л.З. Застенчивость как межгрупповой феномен // Проблемы взаимодействия в группах учащихся. Минск. 1970.
8. Мискарян К. Сто лиц одиночества. М., 1996.
9. Чик Дж. Если Вы застенчивы // За рубежом. № 7 (1232). 10-16.02.84.
10. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев. 1991.
ТЕМА 15.
Нарушения общения
Нарушение общения – это двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными качествами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр. Нарушения общения – это смесь дефектного и деструктивного взаимодействия.
Дефектное общение.
Дефекты общения – это помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами.
1. Дефекты общения тесно связаны с акцентуациями характера.Акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций.
2. Тревожность– индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, где ничто к этому не предполагает. Тревожность как свойство личности делает общение неполноценным, свернутым и односторонним. Она мешает открытому, искреннему общению, вносит элементы подозрительности, необоснованных страхов. Нередко тревожный человек плохо понимает, что именно ему говорят, поскольку обуреваем опасениями, беспокойством.
3. Ригидность– затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность особенно свойственна холерикам и меланхоликам. В общении она проявляется в излишней консервативности, в трудности перехода к новым отношениям, неуступчивости в спорах и дискуссиях, в ситуациях конфронтации и соперничества. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Это те люди, для которых «если факты нас не устраивают – тем хуже для фактов». Общение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.