Глава 3. Экспериментальное исследование возможностей использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

3.1. Организационные аспекты постановки экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование, направленное на изучение возможностей использования пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики детей, проводилось на базе ДОУ N 200 города Новокузнецка с 20.04.12 по 30.05.12., по методу экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе, в отличие от контрольной проводились занятия с использованием пальчиковых игр.
В эксперименте участвовали дети 5 лет в количестве 16 человек (средняя группа):

· Антипов Гена (5лет).

· Березин Андрей (5лет).

· Буторина Инна (5лет).

· Власова Катя (5лет).

· Гаврилова Аня (5лет).

· Зайцев Иван (5лет).

· Зырянова Лена (5лет).

· Карелин Артем (5лет).

· Коровин Сережа (5лет).

· Мешкова Лена (5лет).

· Попова Мария (5лет).

· Прибыткова Наташа (5лет).

· Романовская Марина (5лет).

· Сергеева Аня (5лет).

· Ситник Антон (5лет).

· Чижов Александр (5лет).

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
I этап (констатирующий). Его целью является изучение уровня развития мелкой моторики детей в средней группе.
Формирующий этап эксперимента был направлен на повышение уровня развития моторики детей средней группы посредством проведения комплекса занятий с использованием пальчиковых игр.
Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление возможных изменений в уровне развития мелкой моторики детей средней группы, участвовавших в реализации комплекса занятий с использованием пальчиковых игр.

3.2. Изучение уровня развития мелкой моторики детей средней группы.
Для диагностики уровня развития мелкой моторики детей средней группы нами были изучены батарея тестов, разработанная Бергес, Лезиным, Пиаже, Граньон, взятая из пособия Е.И.Карандашевой «Методика психомоторной практики» и батарея тестов, разработанная М.О.Гуревич и Н.Озерецким.
Из данной батареи тестов, нами были выбраны те направления для диагностики, на развитие которых могут повлиять пальчиковые игры.
На основании разработанных авторами возвратных норм были выделены уровни развития по каждому направлению:
Низкий уровень – ребенок не может выполнить пробу, соответствующую своему возрасту; выполняет пробу для детей 4 лет.
Средний уровень – ребенок выполняет пробу, соответствующую своему возрасту.
Высокий уровень – ребенок с легкостью выполняет пробы; по некоторым направлениям может выполнить пробы, предназначенные для детей 6 лет.
Уровням были присвоены числовые показатели. Высокому уровню был присвоен числовой показатель 3, среднему – 2, низкому – 1.
1. Моторный компонент психомоторного развития:
Скорость движений



Уровень Описание
Низкий Укладывание монет в коробку. Перед испытуемым ставится небольшая картонная коробка, причем на таком расстоянии, чтобы он, сидя, свободно мог достать до нее полусогнутой в локте правой рукой. Параллельно ближайшей к испытуемому стенке коробки на расстоянии 5 см. раскладываются в ряд 25 монет диаметром 2 см. По звуковому сигналу ребенок должен как можно быстрее уложить в коробку по одной монете. Следует следить за тем, чтобы ребенок, взяв монету, укладывал ее в коробку, а не бросал. Тест ограничивается временем – 25 секунд. Количество проб – 2. Если ребенок уложил в коробку менее 16 монет – уровень считается низким.
Средний Проба та же. Но ребенок должен уложит в коробку от 16 до 20 монет
Высокий Проба та же. Но ребенок должен уложит в коробку более 20 монет.

Одновременность движений

Уровень Описание
Низкий Ребенок садится за стол, на который кладут спичечный коробок (на расстоянии, достаточным для того, чтобы его легко можно было достать полусогнутой в локте рукой). Справа и слева от коробки на расстоянии, равном длине спички, уложены тесно в ряд (вертикально) по десять спичек. По звуковому сигналу испытуемому предлагают начать укладывание спичек в коробок, для чего он должен большими и указательными пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно класть их в коробок. Первыми следует брать спички, лежащие ближе к коробку. Время выполнения задания – 20 секунд. Количество проб – 2. Если ребенок уложил в коробок менее 3 спичек – уровень считается низким.
Средний Проба та же. Но ребенок должен уложит в коробок от 3 до 5 спичек.
Высокий Проба та же. Но ребенок должен уложит в коробок более 5 спичек.

Координация глаз-рука

Уровень Описание
Низкий Вдевание нити в иглу. Нитка N 60, длинной 15 см., конусовидная игла с размером отверстия 1 см х 1 мм. Руки развести в стороны на расстоянии 10 см друг от друга. Длина нити, которая должна пройти по ту сторону отверстия – 2 см. Продолжительность пробы – 9 сек. Количество проб – 2.
Средний Завязывание узла. У экспериментатора одна пара веревок (шнурков), длиной 45 см и карандаш. Ребенку говорят: «Смотри сюда: я обвожу эту веревку вокруг этого карандаша завязываю узел» (завязывает простой узел, потом предоставляет ребенку другую веревку). «Возьми и сделай такой же узел вокруг моего пальца. Допускается любой вид узла, лишь бы не развязался. Время для пробы не ограничено.
Высокий Лабиринт. Ребенка садят за стол. Впереди него кладут лабиринт и карандаш. Инструкция: «Нужно нарисовать карандашом непрерывную линию, входящую и выходящую из первого лабиринта, потом тотчас же войти во второй лабиринт». После тридцатисекундного отдыха выполнить то же упражнение левой рукой. Проба считается неспешной, если линии выходят за пределы лабиринта больше двух раз при выполнении задания правой и трех раз левой рукой; на выполнение задания затрачивается больше времени, чем полагается. Продолжительность: 1 мин. 20 сек. – правой рукой, 1 мин. 25 сек. – левой рукой. Количество проб: по 2 каждой рукой. Схема лабиринта Прил. 1.

Произношение

Уровень Описание
Низкий Ребенку говорят: «Повтори то, что я сейчас тебе скажу». 1. Сережа купил сладости для мамы. 2. Машенька любит играть вместе с крольчатами. Проба считается успешной, если ребенок прослушал фразы и повторил их без ошибок.
Средний Ребенку говорят: «Повтори то, что я сейчас тебе скажу». 1. Марина в саду построила красивый замок из песка и украсила его цветами. 2. Петя с интересом играет в мяч со своей младшей сестрой Ларисой. Проба считается успешной, если ребенок прослушал фразы и повторил их без ошибок.
Высокий Ребенку говорят: «Повтори то, что я сейчас тебе скажу». 1. В нашем саду расцвела сирень, и он наполнился волшебным ароматом, который привлекал к себе бабочек. 2. Наступила осень, и все деревья сменили свой зеленый наряд на золотой. Проба считается успешной, если ребенок прослушал фразы и повторил их без ошибок.

Точность выполнения движений

Уровень Описание
Низкий Перед ребенком из шести спичек выкладывается прямоугольник. Затем ребенку предлагают выложить точно такую же фигуру. Обращается внимание, чтобы кончики спичек соприкасались. Время выполнения задания – 20 секунд.
Средний Перед ребенком из семи спичек выкладывается домик. Затем ребенку предлагают выложить точно такой же. Обращается внимание, чтобы кончики спичек соприкасались. Время выполнения задания – 20 секунд.
Высокий Перед ребенком из восьми спичек выкладывается кораблик. Затем ребенку предлагают выложить точно такой же. Обращается внимание, чтобы кончики спичек соприкасались. Время выполнения задания – 20 секунд.

Словесная регуляция движения

Уровень Описание
Низкий Ребенку дается инструкция: «Сейчас я прочитаю стихотворение. Будь внимателен, и попробуй выполнить те действия, о которых в нем говорится. Для низкого уровня характерно то, что ребенок не соотносит свои действия со звуковым сигналом.
Средний Проба та же. Действия ребенка не всегда совпадают со звуковым сигналом.
Высокий Проба та же. Ребенок реагирует на звуковой сигнал, согласовывает слова с выполняемыми движениями.

3. Сенсорный компонент психомоторного развития

Персептивно обследовательские действия

Уровень Описание
Низкий Ребенку предлагается разделить 15 (Прил. 1) карточек, на которых изображены предметы разной на 5 групп (в соответствии с теми фигурами, которые имеют с ними сходную форму). Время – неограниченно. Если ребенок распределяет карточки случайным порядком, не выделяя их формы, - это низкий уровень.
Средний Дети ошибаются только в отношении сложных предметов, имеющих детали.
Высокий Безошибочное выполнение задания

Дифференцированность чувственного опыта

Уровень Описание
Низкий Положить перед ребенком квадрат размером 14 х 14 см. Рядом с квадратом положить два треугольника, которые являются половинками квадрата, разрезанного по диагонали. «Попробуй взять эти 2 части и положить их вместе так, чтобы получилось нечто, одинаковое с этим». Две пробы по одной минуте. Если первая проба не получается, вернуться к первоначальной позиции с треугольниками и сказать: «Нет, положи их вместе и сделай что-то подобное этому. Каждая проба длится не более 1 мин.
Средний Положить перед ребенком квадрат размером 14 х 14 см. Рядом с квадратом положить три треугольника, которые являются половинками квадрата. «Попробуй взять эти 3 части и положить их вместе так, чтобы получилось нечто, одинаковое с этим». Две пробы по одной минуте. Если первая проба не получается, вернуться к первоначальной позиции с треугольниками и сказать: «Нет, положи их вместе и сделай что-то подобное этому. Каждая проба длится не более 1 мин.
Высокий Положить перед ребенком квадрат размером 14 х 14 см. Рядом с квадратом положить четыре треугольника, которые являются половинками квадрата. «Попробуй взять эти 4 части и положить их вместе так, чтобы получилось нечто, одинаковое с этим». Две пробы по одной минуте. Если первая проба не получается, вернуться к первоначальной позиции с треугольниками и сказать: «Нет, положи их вместе и сделай что-то подобное этому. Каждая проба длится не более 1 мин.

В результате использования выше обозначенных проб мы получили интересный фактический материал, позволяющий нам сформировать представления об уровне развития психомоторики детей в средней группе.
Результаты проведения проб были сведены в таблицу и первично обработаны (Табл. N 1). Данные суммировались и на основании этого у каждого ребенка выявлялся индивидуальный показатель уровня развития (Табл. N 1). В свою очередь данные таблицы подверглись статистической обработке посредством математического и качественного анализа. На основании полученных результатов группа была разделена нами на контрольную и экспериментальную таким образом, чтобы средний показатель уровня развития мелклй моторики детей в обеих группах был примерно одинаков. Он был получен путем сложения индивидуальных показателей каждого ребенка и деления его на количество детей в группе. (Табл. N 2, 3). Средний показатель развития детей контрольной группы (Нк) равен 1,88, экспериментальной группы (Нэ) – 1,8.
Мы установили, что в контрольной группе у 25% детей наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики, а у 75% - средний уровень. В экспериментальной группе у 25% детей – низкий уровень развития мелкой моторики, у 75% - средний уровень.
Примерное равенство начальных уровней является достаточным условием для проведения формирующего эксперимента.

3.3. Повышение уровня развития мелкой моторики детей средней группы через комплекс занятий с пальчиковыми играми.
Формирующий эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы.
Цель – повышение уровня развития мелкой моторики посредством проведения комплекса занятий с использованием пальчиковых игр.
Мы составили программу формирующего эксперимента, включающего разработанный нами комплекс занятий (Прил. 2).
На этапе формирующего эксперимента происходило знакомство детей с разнообразными пальчиковыми играми. Занятия проводились в течение месяца 3 раза в неделю. Перед каждой игрой с детьми обсуждалось ее содержание, сразу же при этом отрабатывались необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяло подготовить детей к правильному выполнению, но и создавало необходимый эмоциональный настрой. Особое внимание уделялось созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр.
Вначале игры выполнялись вместе с детьми. Важным моментом была демонстрация собственной увлеченности игрой.
На начальных этапах мы не требовали от детей, чтобы они выполняли движения и произносили текст одновременно, так как объем внимания у детей ограничен, а невыполнимая задача могла «отбить» интерес к занятиям. При повторном проведении игр, текст постепенно разучивался детьми наизусть. Дети начинали соотносить слова с движениями. Теперь обращалось внимание на то, чтобы дети двигали руками и пальцами в такт словам. Все успехи детей отмечались и поощрялись. Все занятия начинались с самомассажа. В конце занятия обязательно проводились игры, направленные на расслабление рук.
Сначала все игры выполнялись детьми медленно, необходимо было следить, что бы дети правильно воспроизводили и удерживали положения кисти или пальцев и правильно переключались с одного движения на другое. Игры отрабатывались сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно. Некоторым играм подбирался свой рисунок, для создания зрительного образа Занятия строились по принципу постепенной замены игр новыми. Наиболее понравившиеся игры оставались в репертуаре занятий.
Для максимального эффекта в занятиях пальчиковые игры были подобраны таким образом, чтобы сочетать сжатие, растяжения, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. На всех занятиях шла совместная работа с детьми, осуществлялось сотрудничество.
В процессе наблюдения за детьми вне занятий и на занятиях, мы стали отмечать устойчивый интерес детей к пальчиковым играм. Дети активно принимали игровые ситуации, активно включались в беседу, предлагали интересные оригинальные решения.

3.4. Выявление конечного уровня развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
На контрольном этапе эксперимента нами был выявлен конечный уровень развития мелкой моторики детей. Эксперимент проводился в контрольной и экспериментальной группах.
Для этого был проведен ряд проб, идентичных первым, что давало возможность увидеть динамику развития. Результаты анализа были сведены в таблицы N 4,5 и первично обработаны. В свою очередь данные таблицы подверглись статистической обработке посредством математического и качественного анализа.
В результате проведенного анализа, мы установили, что в контрольной группе уровень развития мелкой моторики детей остался на том же уровне – у 25% детей – низкий уровень, у 75% – средний уровень ( График 1). В свою очередь в экспериментальной группе у 75% детей уровень развития мелкой моторики остался на среднем уровне, у 12,5% – остался на низком, а у 12,5% – с низкого поднялся до среднего, то есть количество детей со средним уровнем развития мелкой моторики составило 87,5 % (График 2).
Таким образом, количество детей в экспериментальной группе со средним уровнем развития мелкой моторики на 12,5% превысило количество детей со средним уровнем развития мелкой моторики в контрольной группе.
Далее нами был выявлен средний показатель уровня развития мелкой моторики детей контрольной группы (Кк), который составил 1,91 балла, и экспериментальной группы (Кэ), который составил 1,9 балла.
Затем нами была определена динамика развития мелкой моторики в контрольной группе (Дк) и экспериментальной группе (Дэ) по следующим формулам:
Дк = Кк – Нк
Дэ = Кэ – Нэ
Динамика развития мелкой моторики в контрольной группе (Дк) равна 0,03, а в экспериментальной (Дэ) – 0,09. Для вычисления сравнительной эффективности экспериментального фактора (Д), который показывает влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей, использовалась следующая формула:
Д = Дэ – Дк
В результате, мы вычислили, что динамика развития мелкой моторики детей в экспериментальной группе превысила динамику развития детей контрольной группы на 0,06, что доказывает верность выдвинутой нами гипотезы и позволяет утверждать об эффективном влиянии пальчиковых игра на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
По результатам контрольного эксперимента мы может отметить положительные изменения в экспериментальной группе. В контрольной группе изменения ситуативны и не значительны. Но несмотря на то, что динамика психомоторного развития детей в экспериментальной группе превысила динамику развития детей контрольной группы, она является небольшой, что связанно с ограниченностью цикла проведения занятий с использованием пальчиковых игр. В экспериментальной группе благодаря использованию пальчиковых игр у детей улучшилась мелкая пластика движений рук, умение управлять своими движениями. Соотнесение слова и движения в пальчиковой игре дало возможность повысить уровень словесной регуляции движений. Сложная комбинация движений, из которой состоит пальчиковая игра, подвела ребенка к тому, что он стал более полно и расчлененно воспринимать образы, в результате чего повысился уровень целенаправленности и расчлененности восприятия.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют утверждать, что пальчиковые игры могут повлиять на развитие мелкой моторикии детей дошкольного возраста

Заключение

Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка. Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.
Практическим этапом нашей работы стал эксперимент, проводимый на базе ДОУ N 200 города Новокузнецка. Эксперимент проводился по принципу контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе проводились занятия с использованием пальчиковых игр. Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
Первый этап позволил нам определить имеющийся уровень психомоторного развития у детей средней группы.
При реализации формирующего этапа эксперимента с детьми проводился комплекс занятий с использованием пальчиковых игр.
Контрольный этап эксперимента позволил нам увидеть положительную динамику в развитии психомоторики детей экспериментальной группы. Для этого был проведен ряд психомоторных проб, идентичных первым. Но так как занятия проводились в течение набольшего периода времени, то динамика является небольшой
Таким образом, согласно данным, полученным в результате эксперимента, нами была практически доказана эффективность использования пальчиковых игр в психомоторно

Анализ работ зарубежных и отечественных психологов (Л.С.Выготского, И.Г.Гирьяновой, Б.Г.Ананьева, Н.А.Бернштейна, В.П.Озерова, и др.) позволили нам рассмотреть психомоторику как сложную функциональную систему, развитие которой можно проследить по следующим направлениям: моторное, сенсорное, словесная регуляция движений. Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для эффективного психомоторного развития ребенка Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.
Практическим этапом нашей работы стал эксперимент, проводимый на базе ДОУ N 200 города Новокузнецка. Эксперимент проводился по принципу контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе проводились занятия с использованием пальчиковых игр. Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
Первый этап позволил нам определить имеющийся уровень развития мелкой моторики у детей средней группы.
При реализации формирующего этапа эксперимента с детьми проводился комплекс занятий с использованием пальчиковых игр.
Контрольный этап эксперимента позволил нам увидеть положительную динамику в развитии мелкой моторики детей экспериментальной группы. Для этого был проведен ряд моторных проб, идентичных первым. Но так как занятия проводились в течение набольшего периода времени, то динамика является небольшой
Таким образом, согласно данным, полученным в результате эксперимента, нами была практически доказана эффективность использования пальчиковых игр в развитиимелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Библиография

· Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.: Т. 2 / Б.Г.Ананьев; Под ред. А.Л.Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.

· Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условных рефлексов / П.К.Анохин. – М.: Медицина, 1968.

· Балашова С.С. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов; сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение, 1993.

· Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А.Бернштейн; под ред. В.П.Зиненко. 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. – 688.

· Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А.Бернштейн. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1991.

· Венецкая О.Е. Музыка – средство активизации движения / О.Е.Венецкая // Начальная школа. – 2000. – N1.

· Галянт И. Пальчиковые игры /И.Галянт, М. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2003. - N 1. – С. 50-53.

· Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – М.: Академия, 2000. – 288 с.

· Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: Уч. пособие / Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

· Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова . – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

· Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько, А.Н.Белоусов и др. – Минск: Университетское, 1988. – 399 с.

· Зеньковский В.В. Психология детства / В.В.Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 347 с.

· Зимина А.И. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.И.Зимняя. – М.: ВЛАДОС, 2000.

· Кистяковская М.Ю. Развитие движений детей первого года жизни / М.Ю.Кистяковская. – М.: Педагогика, 1970.

· Клименко В.В. Психологические тесты таланта / В.В.Клименко. – СПб.: Кристалл, 1996.

· Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М.Кольцова, М.С.Рузина. – СПб.: ИД «МИМ», 1998. – 192 с.

· Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников /Б.Б.Косов. – СПб.: Кристалл, 1989.

· Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 462 с.

· Леонова Е. Поможем себе / Е.Леонова, Е.Тетенькина // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 3. С. 51-53.

· Марютина Т.М. Психофизиология: Учебное пособие / Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. – М.: УРАО, 1998.

· Методика психомоторной практики / Под ред. Н.Я.Большуновой, сост. Е.И.Карандашева. – Бердск: МОУ-ЦО «Пеликан», 1998. – 26 с.

· Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

· Никандров В.В. Психомоторика: Учеб. пособие / В.В.Никандров. – СПб.: Речь, 2004.

· Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов дефектологического факультета высших педагогических учебных заведений / Н.И.Обреимова, А.С.Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

· Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П.Озеров. – Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.

· Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П.Павлов. – Л.: Академия наук СССР, 1952.

· Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е.Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 5. – С. 28-35.

· Похорукова М.П. Коррекция речи учащихся начальных классов через использование пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: Методические рекомендации / М.П.Похорукова. – Иркутск, 2003.

· Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С.Прищепа, Н.Попкова, Т.Коняхина //Дошкольное воспитание. – 2005. - N 1. – С. 60-64.

· Сеченов И.М. Избранные произведения: в 2-х т.: Т 1 / И.М.Немов. – М. 1952.

· Сеченов И.М. Психология поведения / И.М.Сеченов; Под ред. М.Г.Ярошевского. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.

· Сиротюк А.Л. Коррекция интеллекта дошкольников / А.Л.Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

· Титов В.А. Психофизиология. Конспект лекций / В.А.Титов. – М, 2003.

· Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. инст. / Под ред. А.В.Петровского; сост. В.В.Мироненко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.

· Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогических институтов / А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990г. – 319 с.

· Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В.Цвынтарный. – СПб.6Лань, 2002. – 32 с.

· Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учебное пособие для педагогических училищ / Ю.Н.Чусов. – М.: Просвещение, 1981г. – 240 с.

· Щелованов Н.М. Некоторые отличительные особенности в развитии высшей нервной деятельности человека / Н.М.Щелованов. – Л.: 1926.

· Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин; Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.

Наши рекомендации