Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи

Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.
Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ — клюв.
Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.
На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы — «как домик», «как крыша», овальные — «как яичко» и т. п.).
В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.
В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.
Ранний возраст — это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.
Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.
Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем — почти так же, как и взрослые. Развитие речи идет по следующим направлениям:

1. совершенствование понимания речи (пассивная речь);

2. формируется собственная активная речь. Подробнее остановимся на развитии активной речи. Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет — примерно 300 слов, а к трем годам — уже 1200–1500 слов.

В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.
На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и од-нослоговые слова.
В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.
В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.
Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.
Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.

Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам».

На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.
В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.
К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».
Этот кризис 3-х лет имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.

1. Негативизм— ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.

2. Упрямство— ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.

3. Строптивость— недовольство по всякому поводу.

4. Своеволие, своенравие— стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.
Перечисленные признаки являются основными, характерными для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.

5. Протест (бунт)— поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.

6. Обесценивание— ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.

7. В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми — ревностипо отношению к родителям. В период этого кризиса происходит перестройка социальной позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возникают мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.
Взрослым следует помнить, что осознание детьми своих возможностей, как правило, не соответствует самим возможностям, поэтому надо чаще создавать игровые ситуации, где возможно разрешить возникающие конфликты.
Таким образом, в период раннего детства происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Источник: Н. А. Богачкина "Психология. Конспект лекций"

2) В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др.

Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.

В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы. Яркий пример символических средств - речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.

Символическая функция (качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста) знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах - игровые, изобразительные и другие символы.

Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее.

Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мышления ребенка его представления также своеобразны и качественно отличны от представлений более старших детей.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию, ребенок отделяет свойства предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.

Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления -это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений (например, «Как взвесить слона?» или «Что можно сделать из пустой коробочки?»).

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки (так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого).

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

• знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

• знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний включает две зоны - зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей - показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

КОГНИТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (П.П.)

П.П. Определение Виды Характеристики
Ощущение П.П. непосредственно чувственного отражения элементарных свойств явлений и предметов объективного мира По расположению рецептора: экстроцептивные (ощущения от внешней среды), интроцептивные (ощущения от внутренних органов), проприоцептивные (ощущения от мышц и сухожилий). По взаимодействию рецепторов с раздражителями: контактные и дистантные Свойства ощущения: 1. Модальность - характеристики отдельного вида ощущений (холодный, горячий, круглый, соленый, красный и т.п.) 2. Интенсивность - субъективная сила ощущения. Выделяют пороги ощущений: дифференциальный, абсолютный верхний и нижний. 3. Отражение времени - период действия ощущения 4. Пространственная локализация раздражителя – определение нахождения раздражителя в пространстве 5. Движение. В единстве отражение пространства и времени дают отражение движения. Отражение движения является первичным. Абсолютно неподвижные объекты не воспринимаются.
Восприятие П.П. целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств По объекту восприятия: 1. Восприятие пространства 2. Восприятие времени 3. Восприятие движения По способу восприятия: 1. Аналитическое; 2. Синтетическое; 3. Аналитико-Синтетическое Свойства: 1. Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию. 2. Предметность - выделение предметов на фоне. 3. Целостность – предметы воспринимаются как целостные. 4. Константность - предметы видятся не такими, какие они есть, а такими, какими их запомнила наша память. 5. Обобщенность - объект воспринимается как представитель определенного класса объектов 6. Избирательность - свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля объектов (или их частей) и признаков.
Представление П.П. построения целостного образа объекта действительности вне непосредственного воздействия на органы чувств 1. Визуальные- представления конкретного образа (яблоко) 2. Абстрактно – логические формируются на основе абстрактного понятия (психика) Операции: 1. Изменение в процессе представления положения объекта (представить стол перевернутым) 2. Изменение в процессе представления структуры объекта (представить стол без ножек) 3. Одновременное изменение положения и структуры
Воображение П.П., состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека. 1. Произвольное (Активное). Воображение, имеющее целью построение образа. Например, написание картины. 2. Непроизвольное (Пассивное). Воображение как неуправляемое возникновение образов. Например, грезы, сновидения, фантазии и т.п. Операции: 1. Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях (сюжет сказки) 2. Агглютинация (склеивание) – предполагает создание нового образа из частей других образов (кентавр) 3. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета или его частей (великан, дюймовочка) 4. Противопоставление - это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. (Печка, которая ездит) 5. Заострение – подчеркивание каких-либо особенностей субъекта (шаржы, карикатуры) 6. Типизация – выделение существенно и повторяющегося в однородных явлениях (герои худ. произв. как символы времени)
Мышление П.П. познавательной деятельности, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности. По стадиям развития: Наглядно-действенное(решение задач с предметами), наглядно-образное (решение задач с образами этих предметов), абстрактно-логическое (оперирование числами и понятиями) По виду умозаключений: 1.Дедуктивное (от более общего к менее общему) 2. Индуктивное (от единичных утверждений к общим положениям) Операции: 1. Сравнение – сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождества и различия, которые лежат в основе классификации. 2. Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации на составляющие части; выявление существенных и несущественных связей. 3. Синтез – восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. 4. Абстракция – выделение одной стороны, свойства (существенного) явления или предмета и отвлечение от остальных. 5. Обобщение – сводится к отбрасыванию специфических признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для рада единичных явлений. 6. Конкретизация – приведение общих закономерностей к практике.
Внимание П.П., выражающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах или деятельности 1.Непроизвольное внимание – возникает в случае новизны и необычности. 2. Произвольное внимание – (вторичное) сознательно направляемое и регулируемое внимание; 3.Постпроизвольное внимание появляется. за счет формирования устойчивого интереса к объекту, деятельности, происходит снижение действия волевого компонента Свойства: Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Концентрация – сосредоточенность на объекте, способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Распределение внимания характеризуется возможностью выполнять одновременно две или несколько деятельностей. Возможность распределения внимания зависит от степени автоматизации привычных действий. Объем внимания – количество объектов информации, которое охватывает внимание. Переключаемость - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Память П.П. организации и сохранения информации, дающий возможность её повторного использования 1. Сенсорная (до 1,5 сек) 2. Кратковременная (до 12 секунд) 3. Оперативная (до решения задачи) 4. Долговременная (неограниченно долго) Подпроцессы: 1. Запоминание – удержание материала в памяти. Выделяют запоминание образное (перевод информации в картинки и схемы), механическое (дословное многократное повторение), логическое (через осмысление материала, выделение главного). А также произвольное и непроизвольное. 2. Хранение - накопление материала в памяти 3. Воспроизведение – извлечение информации 4. Забывание – удаление в бессознательное, мешающей информации

Наши рекомендации