Развитие речи у детей раннего возраста

Несмотря на то что по своей структуре и правилам язык пред­ставляет собой одно из наиболее сложных изобретений челове­чества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. К возрасту около года ребенок произносит отдель­ные слова; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоя­нии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.

Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже довольно богатый опыт познания окружающей действительно­сти с помощью органов чувств. У них сложились более или ме­нее определенные представления о своих родителях, о пище, об окружающей обстановке, об игрушках. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается сделать не так уж много: связать имеющиеся у него образы с теми или иными сочетани­ями звуков, неоднократно произносимыми взрослыми в его при­сутствии при наличии в поле зрения соответствующих предме­тов или явлений.

Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свой­ства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный смысл по­нятия, отделяя существенное от несущественного в отображен­ных в нем признаках.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комби­нировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самосто­ятельной речи, направленной на управление поведением окру­жающих людей и на овладение собственным поведением.

Тем не менее примерно до 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном при­росте активного словаря.

С 11 месяцев начинается также переход от дофонемной к фонем­ной речи, и этот процесс продолжается на втором, третьем и даже на четвертом году жизни. К трем годам ребенок в основном пра­вильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Постепенное развитие грамматической структуры речи при­водит к тому, что к трем годам ребенок овладевает практически почти всеми падежами и может с помощью служебных слов строить сложные предложения. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предме­тов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услы­шанным; он непременно хочет запомнить название и самосто­ятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отли­чается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, вы­ражающими собой какую-либо целую, законченную мысль. Та­кие слова-предложения возникают и называются почти всегда в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл та­ких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание.

В начальный период усвоения речи ребенок годовалого воз­раста реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющими ее предметами. Внимательно наблюдая за дей­ствиями взрослого, произносящего слова, ребенок восприни­мает мимику и жесты, реагируя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. Можно было бы сказать, что в самом начале обучения речи ребенок реагирует на слова примерно так же, как на них реагируют высшие животные, на­пример антропоиды, дельфины и собаки.

Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения ок­ружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена суще­ствительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к ок­ружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком.

После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять соб­ственную активность в речевом общении и сам спрашивает на­звания окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки подо­бного рода вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления. Затем к же­сту добавляется вопрос ребенка, выраженный словом.

Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название какого-либо предмета, иногда повторно обращается к взросло­му с соответствующим вопросом, касающимся его. Если взрос­лый неправильно называет уже знакомый ребенку предмет, то ребенок не довольствуется таким ответом и повторяет свой воп­рос до тех пор, пока не получит на него правильный ответ. Подобными вопросами ребенок раннего возраста как бы про­веряет свои знания и запоминает интересующие его названия.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислуши­ваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеаль­ном, понятийном отражении в языке.

До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступа­ет резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту — 1200— 1500 слов.

Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое пред­ставление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми предметами, дети прежде всего стараются определить их функции, задавая взрослому вопрос: «Как это называется?» В ответ на такой вопрос взрослый обычно не только называет предмет, но и показывает ребенку, как им правильно пользоваться.

После интонационного оформления голосовых реакций ре­бенка начинается процесс становления фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребенок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает ряд аспектов: семантический, морфологический, син­таксический и прагматический.

В усвоении грамматики ребенком раннего возраста наблю­даются следующие закономерности. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 2 лет, характери­зуется слабым развитием грамматических структур и употребле­нием ребенком слов в основном в неизменном виде. Второй период, включающий промежуток времени от 2 до 3 лет, представляет собой начало интенсивного формирования грамматической струк­туры предложения. Отдельные слова в это время становятся ча­стями предложения, происходит согласование их окончаний.

Развитие семантической функции в детской речи связано с определением смысла слов, его дифференциацией, уточнением и приобретением словами обобщенных значений, которые с ними связываются в языке. Существует продолжительный этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многознач­ные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, употребляемого между одним и тремя годами жизни. Далее происходит распад многозначных слов и приобретение устойчивости их значениями. Это связано с на­чалом обобщения признаков предметов и их фиксацией в сло­весных значениях. Основаниями для обобщений служат раз­личные признаки предметов.

Определенные ступени развития словесных обобщений можно наметить в возрасте от одного года до начала второго полугодия второго года жизни. На первой ступени ребенок группирует пред­меты по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза при­знакам. На второй ступени обобщение происходит по функ­циональным признакам, т.е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функ­ционального использования данных предметов.

Особую линию в речевом развитии представляет та, которая связана с использованием речи как средства общения, управле­ния поведением других людей и саморегуляцией. Ребенок в воз­расте примерно от 2,5 до 3,0 лет еще не в состоянии следовать сложной речевой инструкции взрослого, особенно тогда, когда в нее включается требование выбора одного действия из не­скольких альтернативных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей формируется сложная реакция выбора под действием речевой инструкции.

Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений. Начиная с этого возраста появляются первые при­знаки эгоцентрической речи, на специфике, функциях и судьбе которой мы остановимся в дальнейшем.

Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие от­вета типа «да» или «нет», и специальные вопросы, начинающи­еся со слов «где», «кто», «что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем». Как же усваивается язык и фор­мируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого сложного процесса? Предполагают, что тремя ос­новными путями усвоения языка и индивидуального развития речи являются следующие: подражание, образование условно-рефлекторных ассоциаций, постановка и опытная проверка эм­пирических гипотез.

Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм включается в действие сразу же, как только у ребенка появляются первые при­знаки соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка.

Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что некоторые родители в течение длительного времени в начальный период освоения ре­бенком речи сознательно не пользуются системой значимых для ребенка поощрений. Это особенно заметно в тех редких семь­ях, где мать и другие окружающие ребенка взрослые люди во­обще мало уделяют времени общению с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены такого внимания, напри­мер в домах ребенка. И тем не менее в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.

Идея о формулировке и проверке гипотез как механизме усвое­ния речи лучше всего подтверждается многочисленными факта­ми активного использования речи детьми и детского словотвор­чества. Взятая сама по себе, она, однако, слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста. Скорее всего дело обстоит так, что речевое развитие в этом возрасте объясняется сочетанием и сложным взаимодействием всех трех рассмотренных механизмов научения.

Наши рекомендации