Факторы, влияющие на прочность брачного союза
•Продолжительность периода ухаживания до заключения брака (значение имеет не продолжительность общения, а качество отношений). Как правило, оптимальный период ухаживания составляет примерно 1-1,5 года. Период ухаживания свыше трех лет до заключения брака приводит к снижению устойчивости брачного союза.
•Инициирование брачного союза. Традиционно предложение руки и сердца поступает от мужчины. Но в наше время (время равноправных отношений) инициатором может выступать и женщина. Здесь важно различать реального инициатора заключения брачного союза, которым в равной мере могут быть как мужчина, так и женщина, и партнера, вербализующего, «озвучивающего» брачное предложение, - эта роль в нашей культуре в большинстве случаев отводится именно мужчине.
•Время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки (когда официальное согласие партнеров на брак уже дано, но само его заключение отложено в связи с необходимостью завершения образования, достижения необходимой ступени социальной и статусной зрелости и пр.).
•Ситуация оформления брака. Здесь необходимо учитывать фактор «вынужденности» его заключения, мотивацию и личностный смысл для каждого из партнеров.
· Ситуация ожидания ребенка, стимулирующая заключение брака, однако воздействие ее на развитие семьи носит неоднозначный характер, часто выступает как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращает продолжительность стадии «семья без детей» и ограничивает во времени период взаимной адаптации и формирования семейной системы.
К воздействиям «вынужденного» фактора заключения брака относят:
· переезд на постоянное или временное место жительства одного из партнеров;
· уход в армию молодого человека, когда брак выступает гарантией верности партнеров;
· резкое изменение уровня и образа жизни, при котором заключение брака является единственно возможным способом сохранить прежний уровень отношений.
•Особенности сексуальных отношений партнеров до брака. В настоящее время существует либерализация сексуальных отношений. Добрачные сексуальные отношения, предшествующие заключению брака, рассматривают как период взаимной адаптации партнеров и выработки совместной системы семейных ценностей и семейного уклада [Кон, 1989].
•Отношение родителей к партнеру (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное).
•Особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров заключить брак.
•Переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных и фрустрирующих событий (смерть близкого человека, конфликты и серьезные неудачи в профессиональной и учебной деятельности и пр.).
Модели выбора брачного партнера:
1) модель «стимул—ценность—роль» -
· на первой стадии «стимул» - выбор партнера определяется внешними факторами: физической привлекательностью партнера, особенностями и манерой его поведения, профессией, социальным статусом и т.д. Важное значение при этом имеет оценка достоинств потенциального партнера друзьями, родителями, другими референтными источниками;
· на второй стадии «ценность» - изучение ценностей, потребностей, мотивов и интересов партнера, изучение сходства и различий. В случае их существенного расхождения возможность принятия партнера зависит от компенсации различий какими-либо достоинствами или привилегиями;
· на третьей стадии «роль» - происходит исследование совместимости ролей, которые смогли бы выполнять партнеры в будущем брачном союзе. Например, потребность одного из партнеров опекать и заботиться о другом дополняется желанием этого другого переложить ответственность за решение жизненных проблем на первого. При выборе партнера действует принцип «соизмеримости или равноценности обмена»: его недостатки и «минусы» уравновешиваются достоинствами и «плюсами» Например, недостаток внешней привлекательности мужчины уравновешивается в глазах девушки хорошим материальным положением, внимательностью и заботливостью.
2) модель «фильтров» (Дж. Удри) - выбор брачного партнера выступает как процесс последовательного «отсева» кандидатов через иерархическую систему фильтров.
Удри выделяет 6 фильтров:
первый фильтр - возможность систематических и регулярных контактов с партнером (чаще претендентами на заключение брака становятся сотрудники, коллеги по работе, одноклассники и сокурсники, знакомые и друзья, вовлеченные в совместную деятельность —хобби, занятия спортом). Препятствия во встречах и общении приводят к «отсеиванию» партнера по принципу «с глаз долой —из сердца вон».
второй фильтр - предполагает отбор претендентов по внешней привлекательности с учетом черт лица, телосложения, возраста и т.д. Понятие «красоты» является субъективным. Но традиционно для мужчины физическая привлекательность определяется наличием качеств, необходимых для физического выживания и обеспечения заботы о, семье и детях: атлетическое сложение, сила, ловкость. А для женщины физическая привлекательность связана с особенностями телосложения: молодость, пропорциональность сложения, широкие бедра, грудь (как символ способности выкормить детей).
Соответствие внешности избранницы принятому идеалу красоты имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.
третий фильтр - сходство ценностей, установок, привычек, образа жизни (политико-идеологические, социальные, ценностные, морально-этические и эстетические представлений каждого из супругов).
четвертый фильтр - сходство установок и ценностей в отношении семьи и брака, супружеских семейных ролей, понимания феминности и маскулинности, установок в отношении рождения и воспитания детей, допустимости абортов и т.п. Значимость этого фильтра велика, т.к. несовместимость взглядов и установок на семью не позволит создать эффективную семейную систему, способную реализовать функции семьи и обеспечить возможности для наиболее полной личностной самореализации обоим супругам.
пятый фильтр - удовлетворение значимых потребностей в первую очередь потребности любить и быть любимым. В случае успешного прохождения этого фильтра, возникает привязанность к партнеру, ощущение безопасности.
шестой фильтр - фильтр социальной готовности к заключению брака. Социальная готовность связана с исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социальной группе.
Оптимальный «брачный период» в современном обществе —от 20 до 30 лет. У мужчин время заключения брака, 27—28 лет, у женщин - 22—23 года.
Примерный возраст вступления в брак в современной России составляет 20—24 года у женщин и 25—29 лет у мужчин. В последние годы наметилась тенденция к более позднему заключению брака как у мужчин, так и у женщин, связано с профессиональной карьерой.
Нормативные кризисы семьи
Семью можно сравнить с живым организмом, который живет по своим собственным законам и проходит свои этапы развития, на каждом из которых перед ней стоят определенные задачи. Благодаря решению этих задач семья переходит на следующую стадию развития. То есть мы с вами говорили уже о жизненном цикле семьи.
Переход от одной стадии к другой стадии, означает переход к новому уровню сложности и сопровождается кризисами.
Кризис (от греческого – решение, поворотный пункт) – нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.
Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
Выделяют нормативные и ненормативные кризисы семьи.
· Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», т.е. кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла.
· Ненормативные кризисы связаны с событиями, которые влияют на стабильность семьи, они могут возникать независимо от стадий жизненного цикла (например, развод, измена и т.п.).
В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Нормативные кризисы
Первый семейный кризис возникает в первый год жизни. Он связан с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей.
Зависит от:
личностных особенностей супругов (индивидуально-типологические свойства нервной системы, характерологические особенности, система установок на брак, мотивы выбора супруга, ценностные ориентации и т. д.);
особенности внутрисемейных процессов в нуклеарной семье;
внешнего социального окружения (особенности государственного строя, семейной политики и функционирования социальных институтов, национальные и религиозные особенности, регулирующие семейное функционирование в данной среде и т. д.);
экономические факторы (уровень материального благосостояния, наличие отдельного жилья и т. д.).
Первые годы супружеской жизни — важный и во многом определяющий период существования семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.
Второй нормативный кризис связан с фактом рождения ребенка. Причем многие проблемы связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка.
Здесь наиболее актуальными становятся ролевые отношений в семье. необходимость принятия роли отца и матери.
Факторами, позволяющими быстрее и легче освоить родительские роли, являются:
• продолжительность периода ухаживания — не менее года и не более трех лет;
• наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в течение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадьбы либо в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.
Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, не рождается в первые 3-5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре.
Третий нормативный кризис связан с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.
Мать может вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также заняться собственной профессиональной карьерой.
В связи с этими изменениями встает необходимость перераспределить обязанности и обозначить новые границы семьи. В случае профессиональной занятости обоих супругов они должны прийти к новому соглашению в следующих сферах семейной жизни:
• посещение ребенком детского сада: родителям необходимо договориться о том, кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, кто будет находиться дома, когда ребенок болеет, кто будет посещать детские мероприятия (утренники, родительские собрания и т. д.), кто занимается развитием ребенка вне детского сада;
• хозяйственно-бытовая сфера: требует своего изменения прежний супружеский договор относительно распределения домашних обязанностей (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т. д.);
• сфера досуга: должны быть определены оптимальные для существования данной семейной системы формы и способы проведения свободного времени.
Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности родителей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обусловливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникативных умений, определяющих способность супругов договариваться об изменениях.
Четвертый семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст — включает в себя два взаимно переплетающихся процесса:
1) отделение;
2) отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.
В подростковом возрасте в связи с отделением происходит обесценивание семьи. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются (Ремшмидт Х., 1994):
• различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подросткового периода;
• несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
• отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;
• психологические и социальные различия между родителями и детьми.
Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей.
Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амбивалентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то совсем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. В результате происходит столкновение взаимоисключающих тенденций: с одной стороны — стремления родителей видеть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой — гиперпротекционистских установок, стремления контролировать жизнь подростка. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.
Пятый кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.
В нашей культуре отсутствуют четкие традиции и церемонии, знаменующие приобретение молодым человеком нового статуса и требующие от родителей изменения отношения к нему. Несмотря на то, что существует ряд событий, которые так или иначе связываются с переходом к взрослости (получение паспорта, поступление в среднее специальное (высшее) учебное заведение, призыв на военную службу, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельное проживание и др.), их наличие не означает полного отделения и автономии детей от родительской семьи, так как молодые люди часто остаются финансово и эмоционально зависимыми от родителей.
В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых было отложено из-за появления детей.
Данный кризис может переживаться не единожды, в зависимости от состава семьи и с различной степенью интенсивности. В некоторых семьях проблемы, связанные с отделением детей, достигают максимальной остроты, когда самый старший ребенок покидает дом, в других — обстановка ухудшается по мере того, как уходят все более младшие дети, и особенно острым становится кризис, когда последний ребенок должен покинуть семью. Нередко родители, успешно отпуская некоторых детей, вдруг остро ощущают напряжение, когда критического возраста достигает определенный ребенок (Черников А. В., 2001). Как правило, такой ребенок выполнял в семье важную, чаще всего гомеостатическую функцию, выступая либо как посредник в родительском общении, либо в качестве объекта их совместной любви и заботы. И в том и в другом случаях этот «особый» ребенок служит для объединения супружеской подсистемы, в связи с чем его потеря ставит под угрозу ее стабильное существование. В семьях, где есть только один родитель, он может воспринять уход ребенка как начало одинокой старости.
Шестой кризис
Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию.
Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. Женщины переживают выход на пенсию более спокойно, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство (Walsh, 1983). С выходом супругов на пенсию один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования. Тогда в паре появляются новые роли: «болеющего» и «заботящегося», «спасителя» и «нуждающегося в помощи», что позволяет стабилизировать данную систему и является способом компенсировать утрату родительских функций.
Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:
1) широкого социального (потеря социальных контактов, утрата значимой работы, значительное снижение доходов и др.);
2) внутрисемейного (проблемы, связанные с высвобождением времени для внутрисемейных контактов);
3) внутриличностного (снижение самооценки, кризис самоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных расстройств).
Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми (Черников А. В., 2001).
Задачи семьи на этапе «опустевшего гнезда» пересекаются с проблемами взрослых детей и внуков, переживающих собственные этапы развития. Неспособность членов семьи справиться с задачами своего развития зачастую становится причиной конфликтов поколений. Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание и заботу со стороны повзрослевших детей.