Обработка и интерпретация результатов. После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее
После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оцениваются следующим образом:
□ ответ «А» — 4 балла;
□ ответ «а» — 3 балла; D ответ «б» — 2 балла;
□ ответ «Б» — 1 балл.
Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное значение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5.
Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительского воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале попадает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака.
На основании полученных оценок определяется преобладающий тип родительского воспитания (АрхирееваТ. В., 2002).
Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспитания, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:
2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).
10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).
12. Подавление агрессивности ребенка. 18. Подавление сексуальности ребенка.
20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.
Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам:
1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).
14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).
15. Поощрение активности ребенка.
21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.
Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отражена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка.
7. Супружеские конфликты.
8. Строгость родителей.
9. Раздражительность родителей
13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).
Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений:
О хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23);
□ супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17);
□ отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семейного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне ин-тегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23.
Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию психологом специфики семейных отношений.
Таблица 13 Тестовые нормы опросника PARI (матери)
Выборка — 169 человек
Стэновые оценки | ||||||||||
5-12 | 15-16 | |||||||||
6-7 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | |||||
5-8 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | ||||||
5-10 | 15-16 | 18-19 | ||||||||
b | 5-9 | 10-11 | 13-14 | 16-17 | ||||||
b | 5-10 | 12-13 | 15-16 | |||||||
5-9 | 10-11 | 13-14 | 16-17 | |||||||
5-6 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | ||||
У | 5-7 | 11-12 | 13-14 | 17-19 | ||||||
5-10 | 13-14 | 16-17 | ||||||||
5-8 | 11-12 | 14-15 | 16-17 | |||||||
5-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 17-18 | |||||
5-6 | 8-9 | 12-13 | 14-15 | 17-18 | 19-20 | |||||
5-10 | 13-14 | |||||||||
1Ь | 5-11 | 12-13 | 14-15 | |||||||
5-7 | 8-9 | 10-11 | 14-15 | 16-17 | ||||||
1/ | 5-10 | 11-12 | 14-15 | 16-17 | ||||||
5-9 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | ||||||
5-7 | 9-10 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | ||||||
5-7 | 8-11 | 12-13 | 15-16 | 17-18 | ||||||
5-15 | ||||||||||
5-10 | 13-14 | 16-17 | ||||||||
5-10 | 13-14 | 15-16 |
Таблица 14
Тестовые нормы опросника PARI (отцы)
Выборка — 94 человека
Стэновые оценки | ||||||||||
5-11 | 12-13 | 15-16 | ||||||||
5-7 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | |||||
5-8 | 9-10 | 11-12 | 14-15 | 17-18 | ||||||
5-9 | 11-12 | 15-16 | ||||||||
5-11 | 15-16 | 18-19 | 19-19 | |||||||
5-10 | 11-12 | 15-16 | ||||||||
5-9 | 11-12 | 14-15 | 18-19 | |||||||
5-6 | 7-8 | 9-10 | 12-13 | 14-16 | 18-19 | |||||
5-7 | 9-10 | 12-13 | 14-15 | |||||||
5-10 | 11-12 | 18-19 | ||||||||
5-8 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 18-19 | ||||||
5-8 | 12-14 | 15-16 | 19-20 | |||||||
5-7 | 10-11 | 13-14 | 14-16 | 17-18 | ||||||
5-11 | 18-19 | 18-19 | ||||||||
5-12 | 15-16 | |||||||||
5-9 | 13-14 | 18-19 | ||||||||
5-10 | 13-14 | 16-17 | 18-19 | |||||||
5-8 | 9-10 | 11-12 | 14-15 | 16-17 | ||||||
5-7 | 9-10 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | ||||||
5-9 | 11-12 | 13-14 | 16-17 | |||||||
5-14 | 17-18 | |||||||||
5-8 | 9-12 | 14-15 | 17-18 | |||||||
5-12 | 13-14 |
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»
Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Описание методики
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» содержит две формы: для родителей и для детей, построенные зеркально. Имеется два варианта опрос-
ника: вариант для подростков и их родителей; вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
Соответственно, опросник имеет три набора утверждений: один для детей и два для взрослых, по 60 вопросов в каждом. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.
Текст опросника включает 10 шкал-критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух шкал, которые большинством исследователей считаются базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «Автономия—контроль» и «Отвержение—принятие» — в них вошло по 10 утверждений, в остальных шкалах содержится по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков также включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — «Совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;
5 баллов — «Совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».
Характеристика шкал опросника ♦Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР)
Шкала 1: «Нетребовательность-требовательность родителя».Данные по этой шкале демонстрируют уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше он ожидает от ребенка высокого уровня ответственности.
Шкала 2: «Мягкость—строгость родителя».По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
Шкала 3: «Автономность—контроль по отношению к ребенку».Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ему самостоятельность.
Шкала 4: «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю».Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ними. Сравнивая данные родителей и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.
Шкала 5: «Отвержение-принятие ребенка родителем».Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, адекватной самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
Шкала 6: «Отсутствие сотрудничества — сотрудничество».Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
Шкала 7: «Несогласие—согласие между ребенком и родителем».Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком, отражая частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
Шкала8: «Непоследовательность—последовательностьродителя». Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, отношении к ребенку, применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
Шкала 9: «Авторитетность родителя».Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
Шкала 10: «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем».На основании полученных данных можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьниковряд утверждений, которые оказались неадекватными для детей этого возраста, были изменены. Кроме того, вместо шкал «Несогласие-согласие» и «Авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы: