Обработка и интерпретация результатов. После окончания заполнения теста нужно суммиро­вать все отмеченные баллы

После окончания заполнения теста нужно суммиро­вать все отмеченные баллы. По всем пунктам теста мо­жет быть набрано от 30 до 210 баллов. В соответствии с этими результатами производится оценка результатов.

30—48 баллов.Очень плохо. Фирма находится в ката­строфическом положении. У нее нет шансов подняться и выйти из кризиса.

49—60 баллов. Плохо. Шансов на выход из кризиса практически нет. Фирма неконкурентоспособна. Ее нуж­но полностью обновлять.

61—90 баллов. Результат ниже среднего. Фирма не мо­жет выйти из кризиса, ее нужно перестраивать.

91—120 баллов. Средний результат, есть шансы при до­полнительном вложении капитала и отличной менеджер­ской работе увеличить эффективность работы фирмы.

151—179 баллов. Хорошо. У фирмы есть шансы под­няться на более высокую ступень конкурентоспособности.

180—210 баллов. Отлично. Оцениваемая вами фирма относится к разряду конкурентоспособной.

МЕТОДИКА № 4 «ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРЕСТРОЙКЕ»1

Диагностическая цель. Изучение необходимости из­менений на предприятии с точки зрения его руководя­щего состава.

Инструкция. Ответьте «Да» или «Нет» на приведен­ные ниже вопросы.

1 Ладанов И.Д. Практический менеджмент. — М.: Элник, 1995. — С. 327.

  Да Нет
· Увеличивается ли год от года количе­ство ваших потребителей? · Составляют ли ваши потери от брака и затраты на исправление дефектов менее 1% стоимости реализованной продукции? · Выполняете ли вы производственные графики? · Придерживаетесь ли вы плановых из­держек производства? · Применяете ли вы только те детали и комплектующие изделия, которые отве­чают требованиям технических условий? · Составляет ли у вас коэффициент про­гулов менее 3%, а невыходов на работу по другим причинам менее 2%? · Составляет ли ежегодная текучесть ра­бочей силы на вашей фирме менее 5% ? · В состоянии ли вы привлекать лучшие кадры на свою фирму? · Расходуете ли вы должное количество средств на подготовку своих кадров с учетом того, во сколько фирме обходят­ся ошибки? · Выполняют ли ваши работники свои обязанности в течение 90% рабочего времени? · Правильно ли вы понимаете требования своих потребителей к вашим изделиям или услугам? · Хотели бы вы повысить моральный дух своих работников? · Растут ли ваши накладные расходы быстрее ваших доходов? · Считаете ли вы, что работники вашей фирмы могут работать лучше, чем они работают? · Отбраковывает ли ваш входной конт­роль свыше 1 % деталей и комплектую­щих изделий, которые поступают на вашу фирму? · Занимаются ли у вас контролировани­ем продукции более 5% производствен­ных рабочих? · Занимает ли сверхурочная работа ваших рабочих, не связанных с выполнением производственных операций, свыше 5% из рабочего времени? · Считаете ли вы, что можно снизить про­изводственные затраты и сократить сро­ки производства? · Получаете ли вы рекламации от своих потребителей, тогда как рассчитывали на хвалебные отклики? · Были ли темпы роста производительно­сти труда на вашей фирме за последние 10 лет ниже темпов роста инфляции? Были ли темпы роста ваших дивиден­дов, выплаченных по акциям, ниже тем­пов роста инфляции за последние 5 лет? Всего баллов    

Утвердительный ответ на вопросы с 1-го по 12-й включи­тельно, а также 14-й и 18-й оценивается в один балл. Отри­цательный ответ на все остальные оценивается аналогично.

21-19 баллов. У вас хорошая система. Нет особой не­обходимости ее совершенствовать. Продолжайте делать то, что вы делали.

18-15 баллов. Вы должны подумать о перестройке производственного процесса.

14-11 баллов. Перестройка работы была бы полезна вашей фирме.

10-0 баллов. Улучшение работы должно стать вашей первоочередной задачей.

ТЕСТ № 5

"ПРОВЕРЬТЕ САМОГО СЕБЯ - ВАШУ ГОТОВНОСТЬ НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО" Ф. СРАМА

Инструкция

Постарайтесь при выполнении работы строго следовать тек­сту, не заглядывайте в конец работы - иначе вы будете "под­страиваться под правильный ответ" и не получите практичес­кой пользы для вашей собственной деятельности.

Отметьте, пожалуйста, по следующим вопросам тот возмож­ный вариант ответа, который особенно соответствует вашему мнению о себе

1 этап    
Ваши личные предпосылки да нет
Выдержите ли вы в течение года-двух ежедневный рабочий день длительностью 12 часов? Не теряетесь ли вы при возникновении и решении нескольких проблем одновременно? Хорошо вы знаете свою отрасль для того, чтобы своевременно уловить перемены в тенденциях развития? Есть ли у вас достаточно времени для подготовительных работ? Поддерживает ли ваши планы по созданию собственного дела ваша семья? Достаточно ли у вас денег, чтобы на первых порах продержаться без изъятия денег из фирмы (не получая зарплаты)? Уверены ли в своей способности добиться своего по отношению к сотрудникам, клиентам и конкурентам?      
2 этап  
Ваши экономические предпосылки Каков размер вашего семейного бюджета? Какой годовой доход останется у вашей семьи при осуществлении ваших планов о самостоятельности (без доходов из вашей фирмы)? Каков размер ваших личных расходов в месяц? Сколько у вас есть собственных средств (наличными, на сберкнижках, ценными бумагами)? Какую долю от этого вы готовы вкладывать в ваше начинание? В каком размере вы оцениваете потребность в средствах для начальной стадии вашей фирмы или инвестиций, текущих затрат на фирму и на жизнь? Разность между предыдущими позициями составляет вашу потребность в кредитах. Какой кредит вам дадут друзья и родственники? Сколько вам потребуется кредитов от кредитных учреждений (включая государственные ссуды)? Какие у вас есть гарантии, например, земельные участки, здания, автомобили (стоимость в рублях)?    
3 этап
Проверьте концепцию своего дела    
Вы уже составили детальный план вашей предпринимательской деятельности в ближайшие годы? Вы составили реальный план по: инвестициям - обороту; затратам и прибыли - ликвидности (поступления минус платежи); финансированию (включая рабочие средства на самый трудный участок пути)? Исследовали ли вы свой рынок, сильные и слабые стороны будущих конкурентов? Рассмотрели ли вы критически различные места для размещения своего предприятия (близость к клиентам, случайная клиентура, стоянки для машин, транспортное сообщение, места конкурентов, арендная или покупная плата, государственные или ведомственные требования, льготы, возможности расширения)? Справитесь ли вы один с управлением своим предприятием или надо привлечь способного партнера? Проверили ли вы преимущества и недостатки разных правовых форм организации предприятия и выбрали ли вы самый подходящий для себя? Запаслись ли вы образцами обычных в вашей отрасли договоров и общих условий выполнения заказов? Сможете ли вы организовать счетоводство, которое не только удовлетворяет законным требованиям, но и годится в качестве инструмента контроля и управления? Будет ли у вас возможность так пользоваться отраслевой информацией, журналами, годовыми отчетами, информационными службами, ярмарками и выставками, чтобы быть в курсе актуального состояния и будущего развития? Есть ли у вас уже подробные планы об источниках, и использовании финансовых средств, знаете ли вы, сколько нам требуется денег для учреждения фирмы? Учли ли вы в своем финансовом планировании, что в начальный период доходы будут маленькими, а затраты большими? Реально ли вы подсчитали и спланировали свои обязательства по выплате процентов, погашению кредитов и прочим затратам на финансирование и консультацию? Предусмотрено ли в вашем финансовом плане достаточно резервов для непредвиденных случаев? Подготовили ли вы, в случае, если вы вынуждены привлечь других пайщиков и кредиторов, четкие юридические решения по вопросу влияния капиталодателей на вашу фирму и управление делами, рассмотрели ли вы соответствующие договоры с опытным юристом?    
Заботитесь ли вы о том, чтобы и после учреждения фирмы иметь еще достаточно денег на личные обязательства? Досконально ли вы проверили возможности получения выгодных кредитов из бюджетных средств? Предоставили ли вы свой финансовый план банкиру, консультанту по налоговым вопросам или по вопросам предпринимательства на проверку? Есть ли у вас уже реальные сроки переезда в новые служебные помещения? Проверили ли вы возможность возражений против вашей фирмы со стороны надзорного ведомства или со стороны других ведомств? Обеспечили ли вы, если ваша фирма основывается на техническом новшестве, что ваш технический отрыв от конкуренции будет сохраняться некоторое время (за счет патентов, защиты образцов или прочих охранных мер)? Четко ли вы проверили, как вы сможете компенсировать преимущества старых фирм (знание рынка, название, имидж, резервы капитала), что вы сможете предложить сверх того? Уверены ли вы, если вы собираетесь реализовать техническое новшество, что для этого существует достаточно емкий рынок, и вы сможете его освоить? Рассмотрели ли вы уже вопросы рекламы и маркетинга и то, как надо использовать эти инструменты для достижения новых клиентов, и сколько это стоит? Требуется ли для вашей деятельности разрешение на занятие промыслом, какие имеются требования, удовлетворяете ли вы им?      

Оценка результатов теста не представляет сложности, по­скольку в нем подразумевается системное выявление тех про­блем и вопросов, которые не решены или не продуманы в дос­таточной мере у начинающего предпринимателя.

Испытуемому следует предпринять реальные усилия для того, чтобы решить выявленные проблемы.

ТЕСТ № 6

"СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?"

Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако прежде чем претендовать на высокие руко­водящие должности, неплохо было бы проверить, есть ли для этого подходящие предпосылки. Ну а если вы уже являетесь ру­ководителем (пусть даже небольшого коллектива), то все равно проверьте себя: предлагаемый тест - это дополнительная воз­можность оценить свои возможности и склонности, повод для серьезных размышлений.

Прочитав вопрос, на отдельном листе бумаги запишите его номер и рядом буквенное обозначение того варианта ответа, ко­торый соответствует вашим привычкам и характеру. Далее, пользу­ясь таблицей-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранную вами в результате самооценки. В зависимости от полученного резуль­тата вы можете ответить на вопрос, способны ли вы стать руково­дителем и насколько ярко эта способность выражена.

1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые несколь­ко старше вас по возрасту. В этом случае вы бы опасались:

а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;

б) что вас будут игнорировать и оспаривать принимае­мые вами решения;

в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хотелось.

2. Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то вы:

а) постараетесь утешиться, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным, и направитесь рассеяться, например, на концерт;

б) начнете лихорадочно раздумывать, нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства;

в) проанализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах или как исправить дело;

г) испытаете отчаяние, впадете в депрессию, у вас "опустится руки".

3. Какое из ниже перечисленных качеств или черт наиболее подходит рам:

а) скромный, общительный, снисходительный, впечатли­тельный, добродушный, медлительный, послушный;

б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый,
требовательный, решительный;

в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старатель­ный, исполнительный, логичный;

4. Считаете ли вы, что большинство людей:

а) любят работать хорошо и старательно;

б) добросовестно относятся к работе только тогда, ког­да их труд оплачивается должным образом;

в) считают работу необходимостью, не более.

5. Руководитель должен нести ответственность за:

а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тог­да и с работой не будет хлопот);

б) отличное и своевременное выполнение заданий (бу­дут довольны начальники и подчиненные).

6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем како­го-либо коллектива и должны в течение недели представить вы­шестоящему начальству план определенных работ. Как вы по­ступите?

а) составите проект плана, доложите о нем начальству и попросите поправить, если что не так;

б) выслушаете мнение подчиненных, специалистов, пос­ле чего составите план, принимая только те из выска­занных предложений, которые согласуются с вашей точкой зрения;

в) поручите составить проект плана подчиненным и не
станете вносить в него никаких существенных попра­вок, послав для согласования в вышестоящую инстан­цию своего заместителя или другого компетентного работника;

г) проект плана разработаете совместно со специалиста­
ми, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения.

7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:

а) бдительно следит, чтобы все подчиненные точно вы­полняли свои функции и задания;

б) подключает подчиненных к решению общей задачи,
руководствуясь принципом: "Доверяй, но проверяй";

в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет.

8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли вы ответственности за свою собственную работу равнозначной вашей ответственность за итоги работы всего коллектива в целом?

а) да;

б) нет.

9. Ваше мнение или поступок встречен критически другими.
Как вы будете вести себя?

а) не поддадитесь мгновенной защитной реакции и не по­спешите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все "за" и "против";

б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущества воего воззрения;

в) в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь:

г) промолчите, но взгляда своего не измените, поступать будете по-прежнему.

10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех?

а) поощрение;

б) наказание.

11. Хотели бы вы:

а) чтобы другие видели в вас хорошего друга;

б) чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент;

в) вызвать у окружающих восхищение вашими качества­ми и достижениями.

12. Любите ли вы принимать самостоятельные решения?

а) да;

б) нет.

13. Если вы должны принять важное решение или дать зак­лючение по тому или иному ответственному вопросу, то:

а) стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав,
не возвращаетесь снова и снова к этому делу;

б) делаете это быстро, но потом долго терзаетесь сомне­ниями: "а не лучше ли было сделать иначе";

в) стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.

 
а
б
в - I - - - - -
г - -   - - - - - - - -

Теперь по таблице определите набранное число очков. Объек­тивный результат вы получите лишь в том случае, если на по­ставленные вопросы отвечали с предельной откровенностью.

Интерпретация результатов

Если вы набрали больше 40 очков:

значит, у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем поведения. Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе лодырей, не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных будете не только начальником, но и хорошим то­варищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом.

Если вы набрали от 10 до 40 очков, то вы:

могли бы руководить определенными объектами и работа­ми, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков вы набрали). Старались бы быть для своих под­чиненных опекуном, но иногда могли бы выместить на них свое дурное настроение и гнев; оказывали бы им помощь и давали разного рода советы, невзирая на то, есть ли в этом необходи­мость.

Если вы набрали менее 10 очков, то:

скажем откровенно, что у вас мало шансов достичь успеха в качестве руководителя. Разве только если у вас хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и отказаться от укоренив­шихся привычек. Прежде всего, нужно обрести веру в людей и самого себя.

ТЕСТ № 7

"ХАРАКТЕРИСТИКА"

Тест предназначен для оценки деловых и личных качеств руководителя при составлении характеристики.

Инструкция

Оцените каждое высказывание от 0 до 10.

Мышление

Проблемное (способен заранее обнаруживать трудности и находить пути их преодоления).

Системное (умею учитывать все, что влияет на результат).

Опережающее (предвижу последствия принимаемых реше­ний).

Профессиональное (активно применяю специальные зна­ния).

Гибкое (способен использовать предложения, противопо­ложные собственным).

Аналитичное (умею отличать мнение от фактов).

Безынерционное (опыт и знания не мешают мне принимать оригинальные решения).

Оперативное (быстро реагирую на изменение обстановки).

Методичное (умею последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию).

Психические черты

Настойчив.

Способен к разумному риску.

Терпелив (готов к однообразной и трудной работе).

Инициативен (способен самостоятельно выдвигать идеи и осуществлять их).

Целенаправлен (не увлекаюсь нереальными предложени­ями).

Умею видеть себя глазами других.

Адаптивен (быстро приспосабливаюсь к меняющимся усло­виям).

Владею собой (умею сдерживаться в сложной эмоциональной бстановке и настраиваться на любую работу).

Надежен (внутренне настроен на выполнение обещанного).

Этические характеристики

Принципиален в конфликтных ситуациях.

Требователен прежде всего к себе.

Самокритичен.

Не пользуюсь сплетнями для оценок других людей.

Оцениваю чужие предложения независимо от личных сим­патий.

Вовремя отказываюсь от своих неверных решений.

Составляя мнение о людях, отделяю случайное от главного.

Не вспоминаю старое, если человек исправил ошибку.

Бдителен, когда слышу лесть.

Отношение к работе

Если надо, готов работать сверхурочно.

Неудачи в работе воспринимаю как личные.

Поддерживаю любые начинания, способствующие успеху.

Не бросаю работу, пока не закончу.

Не гоняюсь за количеством в ущерб качеству.

На первое место ставлю интересы дела.

Умею работать, даже если это скучно.

Не люблю бездельничать.

Делаю больше, чем требуется.

Умею принимать решения.

Важные решения обсуждаю с коллективом.

Ответственность за выполнение беру на себя.

Решения принимаю быстро и смело.

На основе такой системы методик составляется подробная психодиагностическая характеристика:

«Тов. К. способен мыслить проблемно, заранее обнаружи­вать возможные трудности; умеет учитывать все факторы, пред­видеть последствия принимаемых решений. Профессионален, накопленные опыт и знания не мешают ему принимать ориги­нальные решения.:

Настойчив, способен к разумному риску, инициативен...

Вместе с тем ему недостает способности быстро реагиро­вать на изменение обстановки. Склонен увлекаться нереаль­ными предложениями; в критических ситуациях бывает несдер­жан...»

Такой документ, как видим, куда подробнее и объективнее привычных характеристик, демонстрирующих не столько внут­ренний мир человека, сколько равнодушие к нему администра­торов.

ТЕСТ № 8

"ОЦЕНКА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Эта методика позволяет получить информацию о предрас­положенности к управленческой деятельности, зависящей от биологически и генетически закрепленных типологических признаков. Методика предусматривает проведение трех проб.

· Определение ведущего глаза.

· Переплетение пальцев.

· Скрещивание рук.

Проба "определение ведущего глаза". Необходим лист белой бумаги размером 5x10 см с отверстием 1x1 см в центре. Фикси­руйте предмет, находящийся на расстоянии 2-3 метров, глядя на него через отверстие в листе бумаги двумя глазами (лист надо держать на расстоянии 30-40 см от глаз). Поочередно закройте правый и левый глаз. Ведущим считается тот, при закрытии которого предмет исчезает из поля зрения.

Проба "переплетение пальцев". Переплетите быстро, не за­думываясь, пальцы. Повторите процедуру несколько раз. Если сверху всегда оказывается большой палец правой руки, то. она у вас преобладает. Если сверху ложится большой палец левой руки, то ведущая рука, соответственно, - левая.

Проба "скрещивание рук" (или "поза Наполеона"). Скрести­те быстро, не задумываясь, руки на уровне груди! Если правая

кисть ложится первой на левое предплечье, оказываясь па нем сверху, а левая располагается под правым предплечьем, значит, ведущей является правая рука, и, наоборот.

Исследования, проведенные среди большого количества ру­ководителей по данной методике, позволили прийти к следую­щим выводам. В группе ''лучших" руководителей наблюдались такие три профиля типических особенностей:

· сочетание правого ведущего глаза, левого типа переплете­ния пальцев, и правого типа скрещивания рук (тип Ц-Л-П);

· сочетание правого ведущего глаза, правого типа перепле­тения пальцев и правого типа скрещивания рук (тип П-П-П);

· сочетание левого ведущего глаза, левого типа переплете­ния пальцев и левого тина скрещивания рук (тип Л-Л-Л).

Средней психологической пригодности к управленческой деятельности соответствовали профили П-Л-Л, Л-П-П, Л-П-Л, низкой - соответственно Л-Л-П и П-П-Л.

Отмечается, что руководители с левым ведущим глазом бо­лее консервативны и скептичны, чем с правым. Они мыслят не­сколько медленнее по сравнению с "правоглазыми". У них силь­нее выражено стремление к признанию, они более агрессивны и устремлены к независимости, "Левоглазые" более тревожны, более эмоциональны, менее устойчивы к стрессу, менее адап­тивны, хотя и более активны.

"Правоглазые" являются более гибкими, спокойнее относят­ся к переменам, не боятся нового. Их поведение более адаптив­но, они социабельнее и контактнее, чем "левоглазые". У них меньше выражена потребность в самоизоляции и больше - в единении.

Работники с правым типом переплетения пальцев более не­доверчивы, фиксированы на неудачах, склонны к соперниче­ству. У них ярче выражена самодостаточность, стремление к независимости, самостоятельности. С левым типом - более социабельны, доверчивы, уступчивы и терпимы. У них ярче выражена предрасположенность к групповой деятельности и "чувство локтя".

МЕТОДИКА № 9

Наши рекомендации