Онтогенетические закономерности развития изобразительной деятельности
В отечественной психологии и педагогике изобразительная деятельность рассматривается как типичная деятельность ребенка-дошкольника в рамках его ведущей деятельности. Общеизвестно, что ведущей деятельностью дошкольного периода детства является игровая деятельность. Рассматривая вопрос о соотношении игровой и изобразительной деятельности, исследователи отмечают их тесные взаимосвязи и взаимозависимости. Отображая в игре определенные социальные взаимоотношения между людьми, дети стремятся выразить их и графической деятельности. На более ранних этапах развития ребенка его первые графические попытки перекликаются с предметно-игровыми действиями. При этом переход к сюжетной игре взаимосвязан с переходом к созданию ребенком сюжетных изображений. На этом этапе несовершенство графической деятельности ребенка восполняется игровыми действиями и сопровождающей речью. Таким образом, прослеживаются общие генетические корни в развитии игровой и изобразительной деятельности. Но впоследствии цели и мотивы этих двух видов деятельности расходятся: в игровой деятельности ребенок удовлетворяет игровым процессом свою психологическую потребность «быть взрослым», а в изобразительной деятельности он удовлетворяется не только самим процессом, но и результатом созданного конечного продукта (рисунка, лепной поделки, аппликации).
Каждый вид изобразительной деятельности - рисование, лепка, аппликация - развивается по пути, цель которого создание целостного изображения предмета. Как указывал Д.Б. Эльконин, «во всех этих видах деятельности существует своеобразное отношение между представлением и действием. В этих видах деятельности ребенок идет от представления о предмете или явлении к его материальному воплощению - изображению. В процессе материального воплощения уточняется и само представление о предмете» [314, с.179]. При этом дети овладевают умением отражать окружающую действительность с помощью различных изобразительных средств. И в процессе овладения этими средствами и способами их применения происходит поступательное развитие изобразительных навыков, улучшается организация самой изобразительной деятельности.
Рисование является одним из первых видов изобразительной деятельности, которым ребенок начинает овладевать уже в раннем детстве. Особенности детского рисунка отражают специфику перцептивных действий ребенка, характер применяемых им сенсорных эталонов, особенности складывающихся графических образов, опыт движений и действий с предметами, значимость для ребенка отдельных сторон и признаков предметов или ситуаций, подлежащих изображению. Но на разных этапах развития рисования эти компоненты выступают в разных соотношениях. Рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению действительности и ко все более явственному выражению в рисунке отношения к ней[93,143,156,158,159,173,200, 201].
Являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития детей, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Решающую роль в развитии рисования играет обучение, которое осуществляется как в организованных, так и в стихийных формах. Как подчеркивают и психологи, и педагоги, только при искусной организации педагогического руководства процессом обучения изобразительная деятельность становится подлинным средством психического развития ребенка.
Общий ход развития детского рисования необходимо представить, начиная с периода возникновения манипулятивных действий ребенка с карандашом или кистью и нанесения им штрихов или мазков. Черкание по бумаге на начальных этапах - это одно из проявлений общей ориентировочно-исследовательской активности ребенка, формирующейся в процессе элементарных действий с предметами и общения со взрослыми людьми [200]. Однако существуют и другие взгляды на причины возникновения черкания. Так, Ж.Люке (1927) считал первые рисунки ребенка исключительно выражением двигательной активности [340], освобождением от излишка нервно-мускульной энергии. Энг (1931) видел в них выражение природного стремления ребенка к движениям [328]. В исследованиях Р.Заззо [134] «моторная» теория проявилась наиболее ярко. Другие авторы ведущим фактором в возникновении черкания считали подражание ребенка действиям взрослых [44, 143]. Некоторые исследователи ведущим фактором возникновения черкания считают передачу своеобразных мозговых гештальтов (К.КеПое, 1970) [310].
Период черкания относится к доизобразительной стадии развития детского рисования, на которой еще отсутствуют предметные зображения, а графемы - штрихи, линии, галочки, точки - еще ничего не изображают. Но на данном этапе ребенок овладевает карандашом как орудием деятельности и начинает ориентироватьсянаформу графического следа. Таким образом, ребенок овладеваетзнаковой функцией, под которой понимается усвоение возможности установить отношения условного замещения между объектами. Судя по имеющимся данным, усвоение знаковой функции не является результатом развития только доизобра-зительной деятельности:
она обнаруживается почти одновременно в речи, в начальных формах игры, в других видах деятельности ребенка. Исследования Л.С.Выготского [71-75] показали, что знаковая функция - фундаментальный продукт культуры. Ее усвоение ведет на определенном этапе к коренной перестройке психических функций ребенка.
По данным А.Гезелл, оставлять след на бумаге с помощью карандаша ребенок может уже в десятимесячном возрасте. В этот период частота таких случаев составляет 20-40%, а к двенадцати месяцам увеличивается до 65-84%. Анализируя эти примитивные попытки подражательного рисования, исследователь отмечает, что трудно определить, испытывает ли ребенок какой-либо интерес к выполняемой операции или только воспроизводит соответствующий жест -движение рисующей руки [85].
Как показывают наши собственные наблюдения, продукты доизобразительной деятельности детей представлены в двух основных видах. Первоначально ребенок в процессе черкания оставляет на бумаге аморфные, хаотично расположенные штрихи и линии, не фиксируя на них взор и не обращая внимание на то, какой частью карандаша они произведены (рис. 1).
Рис 1. Первые каракули, выполненные ребенком в возрасте 11 месяцев 15 дней |
Если карандаш взят неправильно, ребенок будет с удовольствием водить по листу бумаги и по окружающим его горизонтальным и вертикальным поверхностям не заточенной стороной карандаша. Внимание ребенка в процессе выполнения таких черканий сосредоточено на лице взрослого, с которым у ребенка установлен тесный эмоциональный контакт. Ребенок может обсасывать карандаш, стучать им по столу, предлагать попробовать карандаш на вкус близкому взрослому. От полутора до двух с половиной лет графические
проявления ребенка приобретают иной вид. Они уже менее хаотичны и размашисты, выполнены с меньшей амплитудой, довольно часто компактно размещены в нескольких местах листа бумаги (рис.2). При этом ребенок всегда стремиться оставить след рисующей стороной карандаша. Очень часто в речи у ребенка отражается замысел: «Сейчас кису нарисую», - а, когда это ему не удается, следует констатация: «Не получилось». Со стороны создается впечатление, будто ребенок знает, что рисунок живет своей жизнью, и когда рисунок «хочет», он может получиться как у мамы, а когда «не хочет», он не получается,
^^. |
Рис. 2. Компактно расположенные каракули. Возраст ребенка 1 год 9 месяцев |
вредничает. Иногда можно наблюдать, как ребенок обижается на рисунок, «живущий своей собственной жизнью», за то, что он не получился.
Некоторые авторы предлагают классификацию развития каракулей. Так, К. Ке11о§ (1970) выделила их более двадцати типов: точки, горизонтальные, вертикальные, наклонные, спиральные, зигзагообразные, петлеобразные, круговые и другие линии. Эти каракули, составляющие основу рисунка ребенка, формируются затем в «диаграммы»: крест, квадрат, круг, прямоугольник и овал. Комбинация таких диаграмм в дальнейшем образует сложные агрегаты линий, а за ними - и простейшие графические образы.
Переход от доизобразительной стадии к изображению включает две четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем - намеренное изображение [155, 200, 252 328, 348].
В два с половиной года нормально развивающийся ребенок уже пытается приписывать своим каракулям предметное значение (рис. 3,4), к трем годам малыш, находящийся в благоприятных условиях воспитания, начинает пытаться намеренно создавать предметное изображение. В это время у ребенка появляется ориентировка на форму следа, оставленного карандашом или фломастером. Эти изменения заметны в речи ребенка, малыш уже может заменить первоначальный замысел, ориентируясь на след, оставленный карандашом. Например, Галочка К. (2г. 11 мес.) перед началом рисования сказала: «Девочку нарисую», - посмотрела на свой рисунок и сказала: «Это не девочка, это шар получился» (рис.5).
Исследователи придают возникновению изобразительной задачи принципиально важное значение, «ибо при ней деятельность ребенка начинает уже определяться замыслом или представлением. На этой основе рисование ребенка вступает в собственно изобразительную стадию» [314, с.180].
Как указывает В.С.Мухина, высказывая намерение нарисовать тот или иной предмет, дети на начальных этапах перехода к сознательному изображению обозначают словом не сам реальный предмет, а «графическое построение из штрихов», т.е. графический образ предмета, в котором отражены их представления о том, как предмет будет изображаться [200].
Касаясь механизмов, обеспечивающих возрастную динамику изобразительной деятельности, следует отметить, что на протяжении значительной части раннего дошкольного детства в контроле изобразительных движений доминирует моторный компонент. Период от года до 4-5 лет уходит на освоение произвольной регуляции руки. В этом плане интересны наблюдения Н.П.Сакулиной [253], свидетельствующие о том, что «память руки» в виде кинестетических раздражений может вытеснять представления о реальном предмете (рис. 6). Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Качество детских рисунков улучшается, если зрительные впечатления дополняются кинестетическим опытом, получаемым непосредственно перед рисованием при помощи специальных моторных упражнений в игре. Это, вероятно, происходит в результате повышения тонуса коры больших полушарий за счет неспецифических влияний проприоперцептивной импульсации отвыполняемых моторных упражнений (М.М.Кольцова, 1972; М.Р.Могендович, В.И.Бельтюков, 1971 и др.). Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом, рука как бы учит глаз. И лишь к 6-8-летнему возрасту формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков (О.В.Лови, В.И.Белопольский, 1996).
Следует заметить, что первые рисунки детей не являются в строгом смысле предметными изображениями: будучи предметными по форме, они имеют сюжетное содержание. Это связано с тем, что в процессе рисования у нормально развивающегося ребенка постоянно возникают и видоизменяются ассоциации, которые еще не могут найти своего отражения в рисунке, и поэтому отображаются в речи ребенка [225].
Как показали эксперименты Н.Г.Какауридзе [150], в то время, когда изобразительные возможности ребенка еще очень ограничены, слово является для него наиболее удобным способом выражения своих знаний о предмете или явлении. Изображение объекта в это время находится в теснейшей зависимости от слова. По мысли Е.И.Игнатьева, «одна из важнейших функций слова заключается в том, что оно помогает ребенку в осознании всех сторон усваиваемой изобразительной деятельности и ее результатов». [143, с.32].
Первыми собственно изобразительными построениями в рисунках детей дошкольного возраста являются схематические изображения, т.е. изображения, характеризующиеся первичной обобщенностью графической формы. Самыми яркими примерами схематических рисунков являются изображения человека в видеголованога, а также своеобразные изображения деревьев, домов, цветов и некоторых других предметов (рис. 7).Схематизм детского рисунка характеризуется тем, что в нем есть элементарное выражение таких признаков, которые позволяют узнать класс изображаемых предметов, но он не отражает соотношения частей и целого. Схематичный рисунок характеризуется непропорциональностью, упрощенностью и неправильностью пространственногорасположения частей предмета [24,44,71, 155, 180,200,283,328].
Графическая форма, в которой дети создают предметные изображения на данном этапе развития, зависит от имеющихся в распоряжении ребенка графических образов и от двигательно-осязательного опыта, приобретенного ребенком в процессе взаимодействия с предметом. Кроме того, ребенок передает в рисункенетолько свое впечатление от предмета, но и свое понимание предмета, свое знание о нем. Представление о реальном предмете и его графическое воплощение ребенком отражают также общие особенности познавательной деятельности ребенка на определенном этапе его развития [200].
Схематизм детских рисунков характеризуется тем, чтов неместь элементарное выражение таких признаков, которые позволяют узнать изображаемые предметы, но он не отражает соотношения частей и целого, характеризуется «прозрачностью», многоплановостью изображений, несоблюдением пропорций.
Отсутствие внимания к натуре считается одной из основных причин, определяющих перечисленные выше ошибки. Натура лишь побуждает ребенка к изобразительному действию, но еще не служит ему моделью. Поэтому в этом возрасте рисование можно назвать скорее «при натуре, чем с натуры» [297].
Рис. 8 Схематичные рисунки, выполненные ребенком в возрасте 3,5 лет
Рис. 9 Схематичные рисунки, выполненные ребенком в возрасте 4,5 лет
В опубликованных работах по проблеме схематизма в детских рисунках у разных авторов встречается ряд расхождений в определении возрастного периода, в течение которого дети создают схематичные изображения. Так, в работах В.И. Киреенко, Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, В.С.Мухиной указывается на раннее развитие схематизма в детских рисунках [156, 158, 160, 200]. Доказывается, что уже к четырем годам, а иногда и раньше, нормально развивающийся ребенок овладевает простейшими способами создания схематичных изображений (рис. 8-11).
Это положение подтверждается исследованиями Б.Г.Ананьева, А.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева, Д.Н.Узнадзе, направленными на изучение закономерностей процесса рисования, которые складываются в тесной связи с психическим развитием ребенка и обучением [8,137,143,144].
В иностранной литературе мы находим указания на становление схематичных изображений лишь к б-7-летнему возрасту [335, 346, 348], а иногда называются и более поздние сроки. По-видимому, во-первых, эти различия связаны с неодинаковым содержанием понятия «схематичность», базирующимся на той или иной общепсихологической концепции авторов. А во-вторых, сказываются различия отечественных и зарубежных авторов в понимании значимости целенаправленного процесса формирования изобразительной деятельности.
Так, если мы обратимся к известной периодизации развития детского изобразительного творчества Г.Люке (1913), то увидим, что автор выделяет в этом процессе три стадии. Первая - досхема-тичная или стадия «неспособности к синтезу», продолжительностью от 2,5 лет до 5-летнего возраста. Это стадия ранних детских каракулей и постепенных попыток рисовать формы, которые представлены несколькими объектами из ближайшего окружения ребенка, несмотря на его несостоятельность в размещении и координированности линий, в синтезе элементов. Вторая - стадия схематизма или «интеллектуального реализма», продолжающаяся до 10-летнего возраста. В этот период ребенок рисует то, «что он знает, а не то, что видит», при этом ребенок передает в рисунке свои представления об изображаемых объектах со всеми их главными свойствами, без учета их визуальных характеристик. Третья стадия - «визуального реализма» - может быть достигнута после 10 лет жизни, когда ребенок по собственному выбору может создавать относительно правдоподобные изображения визуальных сцен, запечатленных с какой-либо одной точки зрения [340].
Периодизация Г.Люке подготовила почву и наметила контуры многих последовавших за ней исследований детского рисунка. Большинство исследований в данной области выявило наличие корреляции между стадиями развития детского рисования и интеллектуальным развитием ребенка, что позволило отдельным исследователям предположить существование некоторого вида причинных отношений. Несмотря на то, что теоретики определяли указанное явление в разных терминах, все они считали когнитивное развитие сердцевиной изобразительной деятельности [334, 335].
Рассмотрим периодизацию развития изобразительной деятельности детей У.ЕолуепГе1а (1957). В ней выделено шесть, достаточно дифференцированных основных стадий: стадия «каракулей» (от двух до четырех лет) рассматривалась исследователем как первичное приобретение специфического для процесса рисования двигательного опыта. Эта стадия, в свою очередь разбивалась на четыре периода: «беспорядочных движений» (до полутора лет); «длительного рисования» (с 18 месяцев до 2 лет); «круговых движений» (от 2 до 3 лет); периода «наименований» (от 3 до 4 лет). Следующая стадия предполагала поиск символов, активное использование образцов, развитие способности к копированию и называлась «первичные схемы» (от 4 до 7 лет). Стадия «схематизации» наступала примерно с 7 до 9 лет и была направлена на создание сюжетных изображений. Ей были свойственны непропорциональность, пропуск незначимых частей, «прозрачность» изображения. Стадия «первичного реализма» длилась с 9 до 11 лет и предполагала освоение перспективы. Стадия «псевдореализма» наступала около 11 лет, длилась до 13 и отражала стремление к более точному изображению объектов и критическое осознание своих способностей. И лишь немногие (подростки и старшие дети), наделенные талантом и желанием, продолжали совершенствовать свои изобразительные навыки на последней стадии - стадии «суждений».
В названных исследованиях важно отметить постулируемую авторами невозможность создания ребенком дошкольного возраста изображений, выходящих за рамки схемы.
В отечественной литературе более признанной оказалась периодизация Г.Кершенштейнера (1914) [155]. Однако современные исследования показывают, что возрастные границы данной типологии, установленные в 1914 г., «сегодня значительно сдвинулись, помолодели» [223, с.68]. Поэтому в настоящее время, при сохранении стадиальности детского рисунка, данной в первоисточнике, можно говорить о смене возрастных границ [209, 211, 225].
I стадия - «марания» или «каракулей» (примерно с 1,5 до 2,5 лет), где ребенок просто водит по листу карандашом или фломастером и радуется оставленному следу. Малыш не пытается выразить еще что-то определенное, он просто подражает действиям взрослых. Эта стадия показывает, как от бесформенных каракулей ребенок переходит к рисованию линий, а потом и к первым примитивным изображениям, испытывая радость от «творчества».
II стадия - примитивных изображений (примерно с 2,5-3 до 4 лет), когда изображение вдруг напомнит ребенку что-то реальное, виденное в жизни (например, в завитушках ребенок вдруг увидит дым или в неровных кругах заметит камешки). На этой стадии дети еще не в состоянии технически изобразить то, что они видят в жизни, но уже появляется умение нарисовать некоторые формы: углы, круги, нечто похожее на многоугольники. Среди более сложных форм на первом месте - головоноги.
III стадия - схематического изображения (приблизительно с 4 до 7 лет). Наиболее яркий пример - изображение человека, когда в головоноге, состоящем из головы и «подпорок», последние постепенно дифференцируются в части туловища: руки, ноги, шею. Лицо снабжается некоторыми деталями: глаза, рот, делается намек на нос. Впервые в этом возрасте появляются группировки предметов: дерево + солнце, дом + дерево + солнце и т.д.
IV стадия - правдоподобных изображений (приблизительно с 7 лет). Дети постепенно отказываются от схем и пытаются воспроизвести действительный вид предметов. Руки и ноги приобретают некоторый изгиб, появляются пальцы, человек «одевается» в одежду, на голове «растут» волосы. Из рисунков этого возраста исчезают простые формы (они остаются лишь в изображениях дерева). Исследователи отмечают, что «группировки предметов отличаются большим количеством деталей, выполненных в цвете, кроме того, в некоторых рисунках учитывается размер предметов: дом и дерево выше человека». Наряду с этим происходит значительное обогащение тем рисунков: появляются пейзажи, города, космос, сцены из жизни и т.д. Однако современные исследователи отмечают, что построение сложных фигур происходит по принципу сочетания геометрических форм, у ребенка еще нет слитного контура рисунка.
Приблизительно с 6-летнего возраста кроме статичных фигур дети начинают изображать движение, действие, что делает рисунок более живым. Рисуя, дети стараются заполнить весь объем листа, разграничивая его пространство на землю и небо. На рисунках, изображающих разные времена года, предметы приобретают характерные сезонные «эмблемы» (теплая одежда, варежки, снег, деревья без листвы - зимой;
цветы, яркое синее небо, легкая одежда - летом и т.д.)
Стадии детского рисунка, по определению исследователей, не являются какими-то неизменными биологическими или социальными нормами, а представляют собой взаимосвязанные этапы сложного процесса, в котором количественное нарастание одного показателя переходит в новое качество [297]. Кроме того, как подчеркивал С.Ьи§ие1 (1927), нельзя провести резкие границы между различными стадиями изобразительной деятельности - черты каждой предыдущей стадии в известной мере сохраняются в последующей [340].
Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, отображающие характерные черты изображаемых предметов. Схематические рисунки уступают место рисункам-изображениям. Однако, как отмечают многие исследователи, детскому рисованию присуща известная тенденция к шаблонизации графических построений. С одной стороны, этот процесс лежит в основе развития изобразительной деятельности, а с другой стороны, шаблонные графические образы являются серьезным препятствием на пути ее дальнейшего совершенствования [122, 143, 158, 172]. Тем не менее, в процессе дальнейшего развития, при правильной организации обучения изобразительной деятельности к концу дошкольного возраста ребенок овладевает способами создания правдоподобных изображений без пластичности [255]. Исследования Ю.А.Полуянова [223 - 225], посвященные анализу построения изображений, подтверждают наличие в рисунках детей старшего дошкольного возраста правдоподобных изображений разной степени совершенства без пластичности.
Представления о форме являются ведущими в системе сенсорных эталонов европейской культуры (например, в восточных культурах значительно большее место отводится сенсорным эталонам цвета), поэтому анализ стадиальности детской изобразительной деятельности строится на отношениях, значимых для передачи формы и пространственного расположения предмета. Однако роль цвета в изображениях столь же существенна.
Рассматривая вопрос цветового решения в детских рисунках, многие авторы отмечают особую роль цвета, подчеркивая, при этом, неустойчивое к нему отношение со стороны детей. Лишь постепенно локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Отмечается, что уже к 5-6 годам дети окрашивают предметы и явления природы соответственно их действительному цвету, но обобщенно. И, несмотря на сохранение тенденции выбирать цвет независимо от реальной окраски изображаемого, наблюдается большое количество шаблонного использования цвета: небо голубое, солнце желтое, трава зеленая.
Е.И.Игнатьев (1961) выделяет три ярко выраженные стадии овладения дошкольниками техникой цветного изображения [143].
1 стадия - цвет в рисунке ничего не изображает. Ребенок без изобразительной задачи черкает цветными карандашами или мажет
кистью.
II стадия - цвет в рисунке соотносится с цветом изображаемого предмета. Однако он наносится не сплошным слоем, а только «отмечается» ребенком. Это делается двумя способами: путем рисования контуров или наложением отдельных мазков.
III стадия - цвет употребляется в рисунке как сплошная «закраска» изображаемого предмета в локальный цвет. И лишь в процессе дальнейшего обучения в школе дети приходят к более точному использованию цвета в рисунке.
Детям дошкольного возраста свойственно двоякое отношение к использованию цвета в рисунках. С одной стороны, цвет привлекается для передачи окраски изображаемого, а с другой - он является украшением рисунка на уровне «нравится - не нравится», «красиво -некрасиво», что по сути является ни чем иным, как соответствием графического образа тем представлениям и предпочтениям, которые имеются у ребенка[99,118,143,180,200,224, 297, 336].
Кроме оказываемого влияния на цветовое решение, эмоциональный фактор имеет большое значение и для качества рисунков:
чем больше предмет интересует ребенка, тем лучше передает он данный образ; автомобили, например, мальчики изображают с большим числом деталей [297].
На ранних этапах развития рисование тесно связано с игровой деятельностью. По мнению Н.П.Сакулиной, способность к игровому отражению явлений позволяет детям видеть в своих рисунках больше, чем в них фактически отражено. В ходе рисования используются свойственные игре выразительные средства - движения, мимика, звукоподражания, речь. И лишь постепенно, под влиянием обучения рисование приобретает функцию изображения и выделяется из игры, и к старшему дошкольному возрасту занимает ведущее место. Следует подчеркнуть, что игровая мотивация рисования остается у детей значимой на протяжении всего дошкольного возраста.
Также значимо для совершенствования рисования и развитие речи ребенка. Правильное воспитание постоянно соединяет чувственный опыт ребенка с речью, и слово постепенно обретает новое качество. Оно становится, с одной стороны, более конкретным, дифференцированным по значению, с другой стороны - более обобщенным. Лишь соединение слова с образами восприятия и представлениями приближает ребенка к миру взрослых, уточняет значимые признаки предметов, помогает вскрывать причины наблюдаемых ситуаций и явлений.
Первоначально, рисуя, ребенок ограничивается условным сходством с «моделью», поэтому он дополняет свой рисунок жестами, речью. Многочисленные исследования подтверждают: дети практически никогда не рисуют молча, процесс изображения всегда сопровождается речевым комментарием, который иногда переходит в рассказ, отнесенный к рисованию. Более того, «молчаливое изображение» сказывается на качестве рисунков. Молча дети рисуют примерно в два раза быстрее, но рисунок получается в два-три раза беднее деталями (Л.Н. Бачерикова, 1979). На трафаретный характер рисунков, сделанных без словесного сопровождения, указывают и другие исследователи [224, 255].
Исследование Л.Н.Бачериковой (1979), посвященное изучению закономерностей формирования речевой и изобразительной деятельности, позволило установить, что речь и рисование отражают одни и те же уровни деятельности мозга (первой и второй сигнальной систем) и один и тот же характер взаимодействия. В исследовании показано, что рисунок, как и речевые сигналы, содержит и пер-восигнальные и второсигнальные компоненты. В настоящее время установлено, что восприятие и анализ голоса, интонации и т.д. являются результатом деятельности первой сигнальной системы; восприятие и переработка смыслового содержания есть функция второй сигнальной системы. Аналогично этому в рисунке цвет, форма, фактура образа относятся к первосигнальным компонентам раздражения, смысловое же содержание — к второсигнальным. Исследование имеет и важный практический аспект - установлена возможность использования детских рисунков в качестве объективного и информативного показателя уровня развития второй сигнальной системы (в частности, наглядно-образного мышления).
С другой стороны, исследование, посвященное вопросу о соотношении речи и рисунка в дошкольном возрасте, проведенное Л.Ф.Обуховой и В.А.Борисовой (1996), позволило описать функцию и место речи в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (в зависимости от стадий развития детского рисунка). По данным этого исследования, соотношение речи и рисунка можно представить таким образом: 1-ой стадии (каракулям) соответствует, по определению Л.С.Выготского, синкретическая речь. Она изобилует высказываниями эмоционального характера, обращенными к экспериментатору, и фиксацией изображенного. Для 11-ой стадии (примитивным изображениям) более характерна констатирующая речь. На Ш-ГУ-ой стадиях (последней в подавляющем большинстве) появляется предваряющая речь. Прослеживая связь речи и рисунка на разных этапах развития рисуночной деятельности, исследователи подтверждают «как, благодаря рисунку, речь постепенно отрывается от предмета и приобретает более обобщенный характер»
[там же, с. 65].
В старшем дошкольном возрасте начинается новый этап в развитии детского рисования. Ребенок, при поддержке взрослого, преодолевая первичные шаблоны, рисует все, что вызывает у него интерес. На данном этапе ребенок рисует не столько отдельные предметы, что преобладало раньше, сколько сюжетные картинки, иллюстрирует содержание прочитанных ему книг и события реальной жизни. Наряду с обогащением тем рисунков происходят сдвиги в способах графического выражения. В шесть лет ребенок стремится самостоятельно соотносить предмет с его графическим образом. Графический образ, будучи шаблоном на начальных этапах развития изобразительной деятельности, теряет свою ценность и отныне улучшается не посредством присоединения деталей, а совершенствованием общей формы, становясь основой для построения образа в связи с визуальным восприятием натуры [118, 159, 160, 200, 252, 255].
В ряде исследованиях рассматривается вопрос о детских изобразительных способностях. Как следствие осмысления этой проблемы предпринимаются типологические изыскания, которые позволяют разграничить способности и склонности.
Н.П.Сакулина по результатам своих исследований выделила среди детей пятого года жизни два типа рисовальщиков - «предметников» и «сюжетников». Первые предпочитают рисовать отдельные предметы; повторяя их раз за разом в своих рисунках, дошкольники достигают высокого изобразительного мастерства. Вторые имеют склонность к рисованию сюжетов, при этом их внимание привлечено не столько к процессу рисования, сколько к объяснению своих рисунков и к игре с ними. Н.Оаголег [332] пишет о «коммуникаторах» и «визуалистах». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, в драматическое действие, в общение; вторые сосредотачиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее.
Наши собственные исследования позволяют нам выделить в популяции шестилетних детей «логиков» и «образников». «Логики» создают лаконичные изображения, дают им достаточно краткие и емкие характеристики, практически никогда не сопровождают процесс рисования речью. Нужно отметить, что их рисунки слабо детализированы, выполнены проволочной линией и хорошо ориентированы на листе бумаги. «Образники» увлечены процессом создания изображений, сопровождают рисование подробными речевыми пояснениями, активно жестикулируют, комментируют получившиеся изображения. Их рисунки обычно хорошо детализированы и плохо расположены на плоскости листа бумаги. Очень часто нами фиксировалось у детей этой группы резкое смещение изображений влево или вправо. Линии в их рисунках не всегда уверенные, дети выполняют контуры предметов с нестабильным нажимом. Иногда линии истончались до такой степени, что становились невидимыми в отдельных местах, но это не смущало детей, они могли провести по одному месту линию несколько раз, не прекращая при этом давать пояснения к рисунку.
Современные исследователи, продолжая работы отечественных классиков в области изобразительного искусства -Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, Н.П.Сакулиной, предлагают учитывать индивидуально - типологические особенности в обучении дошкольников рисованию. Так, например, для детей, склонных к сю-жетно-игровому тину рисования, предлагается интенсивное обыгрывание рисунков, введение рисованных и лепных поделок в игру-драматизацию, составление рассказов по изображенным сюжетам. Детям с хорошо развитой способностью к изображению, стремящимся к созданию качественных, аккуратных рисунков рекомендуется показывать несколько выразительных приемов, обучать их способам декорирования собственных изображений, знакомить с тонкостями композиционирования сюжетных рисунков и аппликаций. В работах Т.С.Комаровой последних лет большое внимание уделяется обучению детей созданию творческих коллективных изображений, при создании которых малыши с разными типами развития изобразительных способностей смогут внести свой посильный вклад [159, 160, 161].
Прежде чем завершить рассмотрение онтогенеза детской изобразительной деятельности необходимо остановиться еще на одном немаловажном этапе ее развития - это этап создания творческих изображений. Как показали исследования отечественных ученых, создание творческих изображений, основанных на развивающемся у ребенка воображении и творческой переработке воспринимаемой информации из окружающего мира, позволяет дошкольникам выйти на новый уровень отношения с окружающей действительностью. Создавая собственный рисунок, аппликацию, ребенок начинает ощущать себя творцом, властелином над орудиями и материалами. Именно творческая деятельность позволяет ребенку испытать ситуацию успеха, значимую для его познавательного и личностного развития. Как здесь не вспомнить слова удивительного ученого, всю свою жизнь посвятившего дошкольникам, - А.А.Венгер. Она писала:
«чтобы встреча с прекрасным состоялась, важно не смешивать познавательные и эстетические задачи, так как пострадает и то, и другое»