Характерные особенности метода экспертных оценок
Лекция № 6
Тема: «Экспертные оценки в психологическом исследовании»
ПЛАН:
Сущность и предназначение метода экспертных оценок.
Литература:
1. Бешелев С. Д., Гуревич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974. - 159 с.
2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Пер. с англ. под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. - 463 с.
3. Метод экспертной оценки. Студенческий информационный портал, http://www.student.ru.
4. Орлов А.И. Современный этап развития теории экспертных оценок, http://www.newtech.ru/~orlov/index.htm.
6. Орлов А.И. Проверка согласованности мнений экспертов в модели независимых парных сравнений. В сб.: Экспертные оценки в системном анализе. Вып.4. М.: ВНИИСИ, 1979. С.37-46.
7. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989.
8.Экспертная оценка профессиональной пригодности. http://www.OXPAHA.ru/view.asp75789.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
1.1. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Экспертное оценивание — процедура получения оценки изучаемого явления на основе группового мнения специалистов в данной предметной области (экспертов). При этом исходят из предположения, что совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов.
Процедура экспертного оценивания предполагает согласованность с другими этапами исследования. Данный метод должен органично сочетаться с другими исследовательскими приемами и соответствовать целям и задачам проекта.
Этапы экспертного оценивания
Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы.
Процедуру ЭОТ.В. Корнилова разбивает на следующие этапы:
1. Определение цели и разработка процедуры исследования.
2. Подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры.
3. Подбор экспертов, специалистов по статистическому анализу и аналитиков.
4. Проведение экспертизы.
5. Статистический анализ результатов.
6. Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания.
Этапы экспертизы по Крулехту
Начальный этап (организация экспертизы) включает:
- Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы.
- Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов.
- Установление сроков проведения экспертизы.
- Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности)
Основной этап - сбор данных, проведение исследования экспертная оценка, анализ материала.
Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.
Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения.
Завершающий этап – опрос экспертов: (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление отчета, принятие экспертного заключения.
О.С. Анисов и Г.А. Мкртычянпредлагают следующие этапы:
- Фиксация сведений о новом опыте.
- Его феноменально-концептуальная реконструкция
- Построение исходной абстракции как средства экспертизы
- Конкретизация абстракции как средства экспертизы
- Конкретизация абстракции с последующим контрольным сопоставлением концептуальной реконструкции с феноменально-процессуальной.
Рисунок 1. Схема этапов экспертной деятельностипо О.С. Анисову
Характерные особенности метода экспертных оценок
• научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов,
• применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.
Особой разновидностью метода экспертной оценки является экспертный опрос (разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности).
Эксперт- это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования.
Применение метода ЭО
В психологии метод экспертных оценок применяется для анализа профессиональной деятельности, для оценки специалистов, для формирования рабочей модели исследуемого явления и т.п.
1.4.1. В практике психологических исследований метод ЭО используется для:
• прогноза развития того или иного явления;
• оценки существующего состояния какого-либо явления;
• сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж);
• оценки психологических характеристик членов группы;
• оценки коллектива;
• аттестации персонала.
Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения.
Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.
Метод ЭО подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
1.4.2. Метод экспертов применить не удастся, когда:
• исходная статистическая информация недостаточно достоверна;
• некоторая часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке;
• в принципе необходимую информацию получить можно, однако в момент принятия решения она отсутствует, поскольку это связано с большими затратами времени или средств;
• существует большая группа факторов, которые могут повлиять на реализацию решения в будущем, но их нельзя точно предсказать.