Понятие мышления в психологии. Виды мышления. Мышление и речь
(Мышление в целом изучали Петухов, Тихомиров, Лук, Друшлинский).
Мышление– это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то в процессе мышления отображение окружающего мира осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации (конкретизации). То, что мышление совершается посредством определенной системы операций и всегда осуществляется с помощью словесного отображения, дает основание рассматривать этот процесс как опосредствованное отражение действительности. Так же процесс мышления можно представить системой поведения совокупности двигательных реакций организма. Т.е. всякая мысль, связанная с движением, вызывает напряжение соответствующей мускулатуры, реализуясь в движении.
Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных процессов. В настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур. Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах – восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от степени своего развития, связаны с мышлением.
Мышление – это деятельность особого рода, имеющего свою структуру и виды.
Виды мышления.
I. По форме:
1. Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реально преобразованное в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы.
3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
II. По характеру:
1. Теоретическое – решение теоретических проблем.
2. Практическое – решение конкретных задач.
III. По степени развернутости:
1. Дискурсивное – развернуто во времени, этапы четко выражены, максимально осознанно.
2. Интуитивное – отсутствие четко выраженных этапов, протекает быстро, минимально осознанно.
IV. По степени новизны:
1. Репродуктивное – воссоздающее, нетворческое.
2. Продуктивное – творческое.
Мышление и речь.
Подобно тому, как для преобразования внешних предметов общество выработало подходящие орудия, средства (молоток, лопату, машину и т.д.), так и для преобразования знаний в голове человека есть общественно выработанное и очень непростое средство – система словесных знаков, язык.
Использование языка в общении, в организации внутреннего мира человека называется речью. В более строгом понимании речь – процесс общения, опосредованный языком. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Когда мы думаем, то думаем на своем языке. Именно это и есть принципиальное отличие человека от животных. Элементарное мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным и имеет дело с предметами, которые находятся перед глазами.
Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное свойство и зафиксировать понятие о нем в специальном слове. Взрослые и дети лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И, наоборот, если язык фиксировался, т.е. зажимался зубами, то качество и количество решаемых задач ухудшалось. Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а фиксация языка вызывает затруднения в движениях речевого аппарата. Т.е. можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется только тогда, когда мысль выражается словами.
Выражение мысли словами представляет собой сложный процесс, включающий несколько этапов. Если человек хочет изложить свою мысль в развернутой речевой форме, то для этого он должен иметь соответствующий мотив высказывания. Но мотив высказывания является лишь основным моментом, движущей силой. Следующим моментом является возникновение мысли и общей схемы того содержания, которое в дальнейшем должно совершиться. Следующий этап – внутренняя речь. Длительное время этот механизм оставался неизвестным. Только после исследований Л.С.Выготского было доказано его решающее значение как этапа перекодировки замысла в развернутую речь и создания порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания - внутренней речи. Это переходный этап между замыслом (мыслью) и развернутой внешней речью. Внутренняя речь выступает как подготовительная стадия, предшествующая высказыванию мысли; она направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план той схемы, которая была лишь общим содержанием замысла. Однако, следует иметь в виду, что мышление и речь – это не одно и то же, хотя и тесно связаны между собой. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Одну и ту же мысль мы можем выразить различными словами. И когда нам самим понятна наша мысль, то не всегда можно найти подходящие слова для ее выражения.