Процесс мышления. Мышление и речь

Мышление — это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность). Виды мышления:

• Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

• Наглядно-образное - осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз­личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе­ния, способы доказательств и т.д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в каче­ствах ума:

^ Самостоятельность мышления.

^ Широта и глубина ума.

^ Гибкость мысли.

^ Быстрота и критичность ума.

Человеческое мышление тесно связано с речью.И речь, и мышление протекают на одной и той же основе — на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь — это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).

Виды речи:

• Внутренняя речь — это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова. »

• Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

• Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.

• Понятность речи — зависит от ее смыслового значе­ния, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

• Выразительность речи — определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как со­вокупностью темпа, тона, ритма и пауз.

9. Воображение и его виды

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти.

Воображения создаются с помощью следующих приемов:

• вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

• изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

• агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

• конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

• гиперболизация — мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру­сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

• перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

• типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);

Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

• Непроизвольное (пассивное) — когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.

• Произвольное (активное) —когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее — создание образов на основе лично­го опыта, текста, 'чертежа, карты и т.д.

б) творческое — (более сложный вид воображения) — самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

• Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

• Мечты — нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего.

• Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Наши рекомендации