Факторы и закономерности психического развития
ТЕКСТЫ К ЛЕКЦИЯМ
Введение в возрастную психологию.
Проблема периодизации психического развития
Основные механизмы психического развития
Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка.
Социальная ситуация развития(ССР) представляет собой систему значимых для ребенка отношений, возникающую на определенном возрастном этапе. ССР: «человек-вещь» (ребенок-предмет) и «человек-человек» (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок). Только оценив социальную ситуацию развития, можно выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.
Согласно деятельностному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.) психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности).
Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики. Деятельность является источником психического развития как в филогенезе, так и в онтогенезе.
Ведущая деятельность - деятельность, максимально стимулирующая развитие психики на данном этапе. Признаки:
1) она должна быть смыслообразующей. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования;
2) в ходе этой деятельности реализуются основные, базовые отношения с окружающими;
3) в результате этой деятельности формируются основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
1.Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.
2. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности(трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).
Динамика перехода от одного возраста к другому.
На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяют стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кризисы же, в свою очередь, это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется в своих чертах.
Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Новообразования возраста– новые психические свойства личности или набор личностных качеств, впервые формирующиеся на данной возрастной ступени.
Факторы и закономерности психического развития
Развитие психики- закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в них количественных, качественных и структурных преобразований.
Развитие психики реализуется в форме филогенеза, как биологическая эволюция вида и онтогенеза.
Развитие – это изменения, происходящие со временем в строении тела, психике, поведении, в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды (Г. Крайг).
Области развития:
Физическая: внешние изменения (динамика роста и веса), внутренние (динамика костей, мышц, желез, мозга, органов чувств). Физическое здоровье и двигательные навыки.
Когнитивная – познавательные психические процессы, умственная способность, объем ЗУНов.
Психосоциальная – развитие личности и межличностных отношений, Я-концепции, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Все области взаимосвязаны между собой.
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Среда: социальная (культурные традиции, идеология, религия, система обучения и воспитания, ближайшее окружение); природная (климатические условия, традиционные виды деятельности). Некоторые воздействия среды являются постоянными, некоторые временными. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность – мера взаимодействия между S-м и О-м, либо между S-ми и О-ми, стремление к действию и предвосхищение результатом (А.И. Крупнов).
Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности!
Влияние биологических и социальных факторов на развитие
Выготский подчеркивал единство биологического и социального в развитии. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций, но имеет разный удельный вес: элементарные функции - более наследственные, высшие - более социальные. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы способностями и характером.Противоположный подход у социологизаторов.Дж. Локк – ребенок «чистая доска».Дж. Уотсон – гены передаются по наследству и определяют только сам механизм мозга, а остальное обусловливается социальными условиями жизни. В поведении человека нет ничего врожденного и каждое действие есть продукт внешней стимуляции.
Основные закономерности детского развития:
1. Цикличность развития. Под циклом понимают возраст как стадию развития. Темп и содержание развития изменяется на протяжении детства. Периоды подъема интенсивного развития сменяются периодами затухания.
2. Неравномерность развития. Разные психические функции развиваются неравномерно, не пропорционально. Существуют наиболее оптимальные сроки для становления и роста отдельных психических процессов, такие периоды называют сенситивными. Возрастная сенситивность – присущее определенному сенситивному периоду, оптимальное сочетание условий для развития и становления определенных психических свойств и процессов.
3. «Метаморфозы» детского развития. Выготский отметил цепь превращения одной качественной формы в другие.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется (эволюция). Инволюционный эффект возникает если не были созданы условия для развития функции – обратное развитие (инфантилизм).
5. Интеграция психики – перерастание отдельных психических состояний в черты личности.
6. Пластичность психики и возможность компенсации. При слабости или дефиците одной психической функции усиленно развивается др.