Роль игры в профессиональном образовании
Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта — как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.
Впервые деловая игра была использована в 1930-х годах в Ленинграде группой под руководством М.М.Бирнштейн [4] при обучении руководителей крупных предприятий, но не получила дальнейшего развития в социально-экономических условиях того времени. В 50-е годы деловые игры начали распространяться в США. В настоящее время разработаны сотни вариантов деловых и учебных игр [46].
В 70 — 80-х годах разработка и применение деловых игр в СССР приняли массовый характер, в Минвузе СССР начал работать Совет по активным методам обучения [79]. Специалисты, занимающиеся разработкой организационно-обучающих игр [16, 36, 61, 72 и др.], отмечают, что обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной обстановке контекста конкретной профессиональной ситуации. В ходе игры происходит ускоренное овладение предметной деятельностью за счет передачи участникам активной позиции — от роли игрока до соавтора игры.
Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным видом обучающей деятельности. Но ценность игры в большей степени заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально-психологическом воздействии на играющих участников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.
Итак, игра как метод обучения взрослых дает возможность:
1) сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения);
2) оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого
может быть использована как на начальной стадии обучения —
для входного контроля, так и на стадии завершения — для итого
вого контроля эффективности обучения);
3) оценить степень овладения материалом и перевести его из
пассивного состояния — знания в активное — умение (и поэтому
может быть эффективна в качестве метода практической отработ
ки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);
4) получить участникам собственный опыт учебно-игровой
деятельности, отработать умение проектировать и организовывать
обучающие игры;
5) активизировать самообразование слушателей;
6) формировать плюрализм мнений и действий, многовариант
ность мыслительных операций, интерес к более эффективному
построению профессиональной деятельности;
7) развивать индивидуальное профессиональное мышление,
умение анализировать и прогнозировать.
Использование игры в обучении взрослых также дает ряд следующих дополнительных эффектов (их отмечают многие исследователи):
- свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное раз
влекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет толь
ко добровольно;
- разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом,
монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра —
это неординарность;
- выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое на
пряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и за
меняет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и
физических сил;
- порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас
в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в
игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и
оставаться в игре;
- увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно
вовлекает всего человека, активизирует его способности;
- возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь
полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способ
ность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;
- элемент неопределенности, который возбуждает, активизи
рует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений;
- понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно побе
дит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и
чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой муже
ство, ум, честность и благородство;
- понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу
коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивает
ся успеха и совершенства в игре;
- компенсацию, нейтрализацию недостатков действительно
сти, противопоставляя жесткому миру реальности иллюзорный
гармоничный мир — антипод. Игра дает романтизм;
- развитие воображения, которое необходимо для создания
новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;
- стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые
игры создаются методом его моделирования;
- возможность развить свое мышление, поскольку необходимо
выстроить интригу и реализовать ее;
- развитие психологической пластичности. Это не одно лишь
состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в
образ до конца;
- радость общения с единомышленниками. Она представляет
собой способ группового воспитания и образования;
- ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проиг
рывая их неоднократно мысленно;
- психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении постав
ленной цели;
- право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь,
дает возможность не допускать оплошности в реальной практике.
Как видим, результаты и эффекты игрового обучения впечатляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес игровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.
Игровые методы являются интерактивными и интегративны-ми, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии — в зависимости от целей игры.
Деловые игры
В педагогической литературе нет однозначно принятой классификации обучающих игр, но по типу процессов (характеристикам, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданное™ ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории [26, с. 114]:
- деловые игры (игры-имитации);
- ролевые игры (игры-драматизации);
- организационно-деятельностные игры — ОДИ (их варианты:
организационно-мыслительные, моделирующие и проектные
игры).
Деловые игры среди методов интерактивного обучения занимают ведущее место по объему внедрения и роли в процессе обучения взрослых.
Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления [46]. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, в профессиональном обучении и при повышении квалификации.
В наиболее общем виде деловую игру определяют как «метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Поэтому нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми» [80, с. 3 — 4].
Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. «Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т.д.)» [26, с. 114—115].
Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности в новых условиях.
Ю. Н. Емельянов [23] называет деловые игры операциональными, так как по психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) они аналогичны методам анализа проблемных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой преподавателя (или руководителя), операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В операциональных (деловых, управленческих) играх более подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект.
Деловые игры могут классифицироваться: а) по области применения; б) по ролевым функциям; в) по масштабу имитируемого в игре процесса; г) по функциям управления.
Выделяют четыре основные формы деловых игр (ДИ): 1) тематические ДИ, связанные с определенной темой учебного плана; 2) сквозные ДИ, охватывающие несколько последовательно прорабатываемых тем учебного курса на одном производствен-
ном материале; 3) предметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях; 4) межпредметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяется и связывается через одну игру.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «деловой театр», психо- и социодрамы.
Имитационные игры. На занятиях воссоздается деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, а также условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника, студенческая аудитория, квалификационное испытание и т.д.). Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания учебного пособия, статьи, рецензии, решения производственных задач, аттестации педагогических кадров, ведения пропаганды и агитации и т. п. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации — пьеса; между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». Инсценируется поведение человека в определенной обстановке. При этом участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — совершенствовать умение ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. При использовании этого метода составляется сценарий, где описываются конкретные ситуации, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они довольно близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать, изменять состояние другого человека и способность войти с ним в продуктивный контакт.
Деловые игры, в которых акцент делается на ролевое исполнение, часто называют также ролевыми.
В отличие от традиционных методов обучения деловая игра обладает определенными преимуществами, характеризующими ее как метод активного и интерактивного обучения.
Во-первых, моделируемые профессиональные отношения обеспечивают неизбежность вовлечения слушателя в имитируемую профессиональную среду. Являясь субъектом профессиональных отношений, он приобретает необходимые навыки и умения правильного выполнения своих производственных функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию.
Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деятельности участников служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для них задач; развивает умение эффективно взаимодействовать с партнером.
В-третьих, деловая игра раскрывает личностный потенциал слушателя: каждый участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Игровой метод позволяет диагностировать не только профессиональные качества участников, но и типовое развитие отдельных производственных ситуаций. Подобные занятия становятся своеобразной проверкой приемов и методов профессиональной деятельности, вызывают чувство удовлетворенности и уверенности в себе.