Персонажи качества личности

А) Гринёв 1) преданность, забота, житейская мудрость

Б) Пугачёв 2) жестокость в сочетании с благодарностью и великодушием

В) Савельич 3) гордость и склонность к предательству

4) честность, благородство, смелость, чувствительность

В9.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Гринёв 1) сопровождает освобождённую из Белогорской крепости

Б) Пугачёв Машу домой

В) Савельич 2) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей

3) отправлен на поселение в Сибирь

4) осуждён на смертную казнь

С1. Чем закончится история жизни главных героев романа и в чём смысл такого финала?

С2. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

Варианты сочинений С1 и С2

С1.В чём двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?

Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он - беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.

С2.В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чём их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

Тема «русского бунта» нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В «Капитанской дочке» перед нами предстает Пушкин – художник, раскрывающий тему народного «бунта» в высшей степени художественно. Пейзажная зарисовка – описание разбушевавшейся стихии, бурана - является грозным предзнаменованием другой, не менее грозной, стихии –– народного бунта. Снежный буран предсказывает те страшные события, которые скоро всколыхнут Россию, - войну под предводительством Пугачева. В центре внимания Пушкина оказывается личность самого Е.Пугачева. Этот человек изображается писателем не только как монументальная политическая фигура, но и как человек со всеми своими достоинствами и недостатками.

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без содрогания читать, как восставший народ, руководимый Пугачевым, ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает людей. Так, ворвавшись в Белогорскую крепость, убивает отказавшихся дать присягу, в том числе - несчастного коменданта крепости Ивана Кузьмича; убивают жестоко, через повешение, всенародно. Народный бунт для Пушкина- процесс неизбежный, но бесперспективный.

Картины народного бунта встречаются и в поэме « Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого- то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. «Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию. Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда ,сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.

Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский».Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии(истории романтических взаимоотношений Дубровского и Маши Троекуровой); авантюрного сюжета( вражды двух самолюбивых дворян) нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.

Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями – Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот – жестокий, кровавый.

Александр Сергеевич ПушкинРоман «Евгений Онегин» Жанр
«Евгений Онегин» — общественно-психологический роман в стихах
В ноябре 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!»
Роман
в стихах в прозе
Определяющее лирическое начало. Образ автора — композиционный центр романа. Роман в стихах шире романа героев В центре — повествование о событиях и героях
Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью
Онегинская строфа
Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги героев, создает эффект импровизации.
1. «Мой дядя самых честных правил, 2. Когда не в шутку занемог, 3. Он уважать себя заставил 4. И лучше выдумать не мог. А b А b перекрестная рифмовка
5. Его пример другим наука; 6. Но, Боже мой, какая скука 7. С больным сидеть и день и ночь, 8. Не отходя ни шагу прочь! С С d d парная
9. Какое низкое коварство 10. Полуживого забавлять, 11. Ему подушки поправлять, 12. Печально подносить лекарство, Е f f Е кольцевая
13. Вздыхать и думать про себя: 14. Когда же черт возьмет тебя!» g g куплет (двустишие)
Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) — мужские.
Онегинской строфой написан весь роман, кроме: - письма Татьяны; - письма Онегина; - песни девушек
Композиция
Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма. Симметрия выражается в: особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев: Онегин - Ленский Татьяна - Ольга повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча — письмо — объяснение:
Татьяна Онегин
Встреча, зарождение любви
В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна
Письмо (композиция писем параллельна)
«Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать». «Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одномИ день и ночь до новой встречи». «Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью Твоей защиты умоляю...» «Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!» «Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство,Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!» «Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе»
Ожидание ответа
«Но день протек, и нет ответа Другой настал: все нет как нет» «Ответа нет. Он вновь посланье: Второму, третьему письму Ответа нет»
Объяснение
В саду. Реакция Онегина: «Блистая взорами, Евгений Стоит, подобно грозной тени...» Отповедь Евгения: «И был бы счастлив… сколько мог! Но я не создан для блаженства…» «Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней» В гостиной. Реакция Татьяны: «Она навстречу. Как сурова! Его не видят, с ним ни слова…» Отповедь Татьяны: «А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена.» «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна»
четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ

Главные герои

Наши рекомендации