Подход Б.Г.Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Соотношение научной и житейской психологии. Основные отличия научных и житейских психологических знаний.
Существует житейская и научная психология. Житейской психологией владеет каждый. Это знание полученные из обыденной жизни. Житейская психологи создана народом за долго до появления научной. Житейский опыт, житейская психология - база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется.
Основное различие житейской и научной психологии - в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны. Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.
Отличия житейской психологии от научной:
· Житейская психология конкретна, т.е. приурочена к конкретным людям, ситуациям. Научная же психология стремится к обобщению. Для того, что бы сделать вывод, научная психология использует много методов.
· Житейские знания носят интуитивный характер, приобретаются путем проб и ошибок. Научные знания рациональны и осознанны. Они достигаются экспериментальным путем.
· Знания в житейской психологии передаются от поколения к поколению. В науке знания фиксируются в литературе и классифицируются
· В житейской психологии один источник знаний – наблюдения, а научной – множество, один из них – эксперимент.
· Научная психология располагает огромным количеством материала.
Проблема предмета психологии: психические явления и психологические факты. Классификация психических явлений.
Психология — наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, как складывающегося образа окружающей действительности на основании и при помощи которого происходит управление поведением и деятельностью.
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении человеком окружающего мира, в построении на этой основе картины мира и регуляции поведения и деятельности.
картина мира состоит из трех эллементов:
1 Эндопсихика - отрожение состояния нашего организма(наше самочувствие)
2 Экзопсихика-отрожение внешней реальности (работа органов чувств)
3 интропсихика –мир наших мыслей,переживаний,стремлений,фантазий.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений: психические явления как таковые и психологические факты.
· Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.
· Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.
Все психические явления делятся на три группы:
· 1) психические процессы;
· 2) психические состояния;
· 3) психические свойства личности.
· Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
· Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.
· Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
· Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Подход Б.Г.Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — выдающийся российский психолог
Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом.. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность», под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3). Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель
живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.