Методика «Ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ)
(Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов, 1988)
Инструкция. Вам сейчас будут предложены известные пословицы и поговорки, которые придуманы уже давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественное. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и отметьте против ее номера знак «+», если вы согласны с ней, и знак «-» - если не согласны.
Примеры пословиц.
1. Бедность – не порок.
2. Гусь свинье не товарищ.
3. Время – деньги.
4. Всяк сверчок знай свой шесток.
5. Говорить правду – терять дружбу.
6. Горбатого могила исправит.
7. Дают – бери, бьют – беги.
8. Две собаки грызутся – третья не приставай.
9. Дела не делай, а от дела не бегай.
10. Дело не волк, в лес не убежит.
11. Дружба дружбой, а служба службой.
12. Друзья познаются в беде.
13. Золото и в грязи блестит.
14. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
15. Моя хата с краю, ничего не знаю.
16. Не в деньгах счастье.
17. Не в свои сани не садись.
18. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
19. Не место красит человека, а человек – место.
20. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
21. Правда хорошо, а счастье – лучше.
22. Простота хуже воровства.
23. Работа дураков любит.
24. Риск – благородное дело.
25. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.
26. С волками жить – по-волчьи выть.
27. Своя рубашка ближе к телу.
28. Скупость - не глупость.
29. Старый друг лучше новых двух.
30. Стыд – не дым, глаза не выест.
31. С кем поведешься, от того и наберешься.
32. Руби дерево по себе.
33. Худой мир лучше доброй ссоры.
34. Что наша честь, если нечего есть.
35. Чужое добро впрок нейдет.
36. Яблоко от яблони недалеко падает.
37. От трудов праведных не наживешь палат каменных.
38. Закон – что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу. В строку «Итого» записывается максимальное количество совпадений мнений учащихся о справедливости каждой из предложенных пословиц. Например, если по первому суждению (пословице) из 30 учащихся 12 ответили «да» и 18 «нет», то в итоговый результат записывается число 18. Показателем ЦОЕ является степень совпадения оценок, даваемых учащимися класса различным суждениям. Оно высокое, когда в каждой колонке значения чисел близки к максимуму (числу, выражающему количество опрашиваемых). Это означает, что мнения, этические суждения школьников совпадают.
Для определения ориентировочного уровня ЦОЕ надо вычислить процент совпадения мнений по каждому суждению (пословице) по формуле:
С = ,
где р – число опрашиваемых, К – количество совпавших мнений по данному суждению (из строки «Итого»). Далее все эти значения из последней строки таблицы складываются и полученная сумма делится на количество суждений (в нашем случае - на 38). Получаем показатель ЦОЕ – С. Минимальное значение С = 50 % (очень низкий уровень сплоченности), максимальное – 100 % (очень высокая степень сплоченности). Если определить уровень ЦОЕ несколько раз, то можно наблюдать динамику развития сплоченности класса (ее увеличение или уменьшение за определенный период времени).
Сводная таблица результатов обработки методики по классу.
№ | № пословиц Учащиеся | ….. | Сумма | ||||||
1. | Антонова Н. | - | - | + | + | + | + | ||
2. | Буланова А. | - | + | - | + | + | + | ||
3. | Васильев Д. | + | + | + | + | + | - | ||
……… | |||||||||
Итого (К) | |||||||||
В % |
Методика "Что важнее?"
(определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ))
(Белоусова Р.В., Пономаренко Л.П. Психология для старшеклассников, 2002)
Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (И, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.
Качества личности
1. Дисциплинированность. 2. Эрудированность. 3. Сознание общественного долга. 4. Сообразительность. 5. Начитанность. 6. Трудолюбие. 7. Идейная убежденность. 8. Умение контролировать работу. 9. Моральная воспитанность. 10. Самокритичность. 11. Отзывчивость. 12. Общественная активность. 13. Умение планировать работу. 14. Любознательность. 15. Умение работать с книгой. 16. Целеустремленность. 17. Коллективизм. 18. Прилежание. | 19. Требовательность к себе. 20. Критичность. 21. Духовное богатство. 22. Умение объяснить задачу. 23. Честность. 24. Инициативность. 25. Внимательность. 26. Ответственность. 27. Принципиальность. 28. Самостоятельность. 29. Общительность. 30. Рассудительность. 31. Скромность. 32. Осведомленность. 33. Справедливость. 34. Оригинальность. 35. Уверенность в себе. |
Обработка полученных данных. Исследователь составляет матрицу следующего вида (см. матрицу.). В каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент С, характеризующий степень ЦОЕ учащихся класса, вычисляется по следующей формуле:
C = ,
где n - среднее число выборов, приходящееся на одно из пяти качеств личности, получившее максимальное число выборов;
m - среднее число выборов, приходящееся на одно из остальных качеств личности;
N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.
Матрица результатов выбора
№ п/п | Учащиеся | Качества личности | ||||||||||||
… | ||||||||||||||
Антонова А. | + | + | + | + | + | |||||||||
Буланова Е. | + | + | + | + | + | |||||||||
Васильев Д. | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Дятлова О. | + | + | + | + | ||||||||||
Иглов М. | + | + | + | + | + | |||||||||
Климов В. | + | + | + | + | ||||||||||
Леонов А. | + | + | + | + | + | |||||||||
Ниткина Н. | + | + | + | + | + | |||||||||
Орехов И. | + | + | + | + | + | |||||||||
Орфеева Т. | + | + | ||||||||||||
Павлов Л. | + | + | + | |||||||||||
Родных Ж. | + | + | + | + | + | |||||||||
Семенчук Э. | + | + | + | + | ||||||||||
Тимофеева Г. | + | + | + | + | ||||||||||
Устюгова И. | + | + | + | + | + | |||||||||
Сумма выборов | … |
Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:
C = ,
где п - сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов;
N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.
Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ЦОЕ класса будет равен:
C = = 0,66
Интерпретация результатов.
С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 ≤ С < 0,5, то класс характеризуется как промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива.
Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с положительным отношением к учебе.