Авторитет, репутация и имидж руководителя
Характеристика деятельности руководителя.Руководство - это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.
Руководитель (менеджер) - это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.
Современный руководитель (менеджер) является одновременно:
1) управляющим, наделенным властью;
2) лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);
3) дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;
4) воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;
5) инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;
6) просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями.
Первойиз них является то, что руководитель в соответствии со своими функциями должен выполнять работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены противоречиями.
В соответствии с функциями управления руководитель одновременно должен явиться:
а) организатором, умеющим работать с людьми (при этом он должен заслужить их уважение);
б) генератором идей, направленных на развитие организации во всех отношениях (как правило, слабое место руководителя - болезненное отношение к критике);
в) энтузиастом, полным энергии и воодушевляющим коллектив (однако часто руководители бывают властолюбивы, поэтому их раздражают те, кто не идет за ними);
г) контролером, аналитиком, способным оценить сделанное, гарантом качества, исполнительным и надежным (но часто груз проблем, информационные перегрузки делают его угрюмым, стремящимся к минимуму контактов с людьми);
д) бизнесменом, интересующимся внешней стороной дела, представляющим организацию, связанным с общественностью (это вызывает необходимость овладения дополнительными знаниями в области экономики, предпринимательства, маркетинга, создания собственного имиджа, презентабельности);
е) исполнителем, хорошим администратором, способным воплотить идею в жизнь (но часто мелочи, рутина «топят» руководителя, отвлекая от главных задач);
ж) обладателем огромной трудоспособности (иногда требуется напряженно работать по 12-16 ч. в сутки). Достаточно трудной задачей является постоянное поддержание своей «формы» (физической, интеллектуальной, внешней и т. п.) в хорошем состоянии.
Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения персонального менеджмента, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т. д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).
Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.
Четвертой особенностью деятельности руководителя, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.
Пятую особенность деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно-психическая напряженность.
Психологические особенности деятельности руководителя позволяют представить некую соответствующую ему психологическую структуру, включающую комплекс характеристик: организаторские способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные факторы; волевую сферу; «практический» интеллект; личный характер; эмоциональную сферу; психодинамические характеристики; половозрастные особенности.
Основу психологической структуры личности руководителя составляют его организаторские способности. Специалисты школы профессора Л.И. Уманского, занимающиеся проблемами управленческой психологии, выделяют три подструктуры организаторских способностей [42, с. 25-30]:
1. Организационная проницательность или «чутье» менеджера, включающее:
а) психологическую избирательность (способность поставить себя на место другого, внимание к тонкостям взаимоотношений);
б) практическую направленность интеллекта (использование психологического состояния коллектива в решении практических задач);
в) психологический такт (т. е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности);
2. Эмоционально-волевая действенность или гипнотизм «внушительность», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Эта способность складывается из таких факторов, как:
а) энергичность, способность заряжать подчиненных своим энтузиазмом;
б) требовательность, способность добиваться своего от подчиненных, используя психологически грамотные приемы, адекватные требованиям к подчиненным;
в) критичность, способность обнаружить и оценить отклонения от намеченной цели в деятельности исполнителей.
3. Склонность к организаторской деятельности или готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивации и кончая профессиональной подготовленностью, а также самочувствие в процессе организационной деятельности, т. е. «тонус», удовлетворенность и работоспособность.
Имидж руководителя
Имидж как часть культурно-делового общения. Создание привлекательного имиджа составляет часть культуры делового общения. Имидж - это эмоционально окрашенный образ кого-либо (чего-либо), который складывается в массовом сознании и имеет характер стереотипа.
Качества, определяющие образ человека в восприятии других людей, можно разделить на пять характерных групп:
1) природные качества - характеризуются способностью легко сходиться с людьми, сопереживать, понимать другого человека;
2) качества, приобретенные воспитанием - это вежливость, уважительность, скромность, честность, чуткость, отзывчивость, такт, терпение;
3) качества, сформированные образованием - это логичность, убедительность и грамотность речи, богатой словарным запасом, способность излагать свои мысли;
4) качества, приобретенные жизненным опытом - характеризуются выдержанностью, проницательностью и интуицией, позволяющими улавливать различные жизненные ситуации и предугадывать дальнейший их исход;
5) качества, сформированные профессиональной деятельностью - это специфическая наблюдательность, особое видение сути дела с соответствующим пониманием и профессиональной оценкой.
Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные ею или для нее обученными в этой области профессионалами - имиджмейкерами.Имидж человека говорит о его внешнем облике, внутреннем мире и психологическом типе. Однако до сих пор многие руководители, деловые люди, политики или не придают значения своему имиджу, или отводят ему второстепенную роль.
Для руководителя, делового человека обретение профессионального имиджа не является самоцелью. Тем не менее обладание им имеет глубокий практический смысл, так как составляет его личную и профессиональную характеристику.
Наиболее важные слагаемые имиджа руководителя (менеджера) следующие:
1. Профессионализм и компетентность.Работа менеджера требует особого таланта, так как управление - это и наука, и искусство. В наше время, как никогда, обществу необходимы профессионализм и компетентность управляющих. От менеджерав его работе требуется динамизм, быстрая реакция на изменившуюся ситуацию и многое другое. Например, в корпорации «Дженерал Моторс» первое из пяти предъявляемых требований к менеджеру — это требование компетентности. Каждый менеджер обязан профессионально знать, как выполнить работу наилучшим образом, но по-своему (в своей манере, своем стиле). Эти знания менеджер может получить из книг (если он достаточно усидчив и прилежен), усвоить их из своего опыта (если он проницателен и самокритичен), извлечь из опыта других (если он достаточно восприимчив). Менеджеру нельзя позволить себе учиться только на собственных ошибках.
2. Нравственная надежность. Нравственный человек старается жить по моральным заповедям, проверенным многовековым опытом. Безнравственный человек находится в плену собственных страстей и эмоций, его идеалом является вседозволенность. Нравственно надежный менеджер, столь необходимый нашему обществу, всегда способен на самосовершенствование и прежде всего духовное. Его внимание должно быть направлено на богатство человеческой культуры во всех ее проявлениях.
3. Гуманитарная образованность. Гуманитарная культура человека позволяет ему пропускать через себя различную информацию, подвергая ее рациональной и чувственной обработке. Ф.М. Достоевский считал, что успешному освоению любой профессии способствует гуманитарная развитость человека, которая облегчает этот процесс. Мировоззрение менеджера должно составлять, как минимум, следующие гуманитарные ценности: социальная защищенность людей, их здоровье, духовное богатство людей, экологическая безопасность. Гуманизация образования во всем мире не приемлет подготовку управленцев, забывающих о бесценности жизни каждого из подчиненных, об уникальности каждого человека, живой природы.
Американские ученые-психологи на основе проведенных исследований выявили пять причин «падения» менеджеров с «высокой лестницы», краха карьеры:
- их толкает вверх стремление получать более высокое жалование, а не забота о процветании организации;
- их слишком волнуют символы их положения (кабинет, машина, дом и пр.);
- они озабочены прежде всего собственными интересами («плохой руководитель заботится о себе, хороший - о своих людях»);
- они самоизолируются, уменьшая круг своего общения;
- они скрывают свои мысли и чувства от подчиненных.
4. Образование в области психотехнологии. Психотехнология - наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Объектом психотехнологии является психика человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой. В процессе управленческого общения реализуется психическая деятельность менеджера, которая представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т. д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Изучая психотехнологию, менеджер осваивает систему практических действий, оказывающих целенаправленное влияние на подчиненных.
Основы формирования имиджа. В основе формирования имиджа лежат следующие принципы:
а) принцип повторения, свойство человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Чтобы сделать воспринятую информацию своей, людям требуется время. Многократное повторение одного и того же адаптирует психику человека;
б) принцип непрерывного усиления воздействия, т. е. наращивание аргументированного и эмоционального обращения. В связи с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации, постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно, чем взрывное. Когда же информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающей информации;
в) принцип «двойного вызова», т. е. свойство восприятия не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека играют важнейшую роль в восприятии информации.
Чтобы добиться от человека конкретного действия, нужно сделать ему «двойной вызов», т. е. обратиться и к его сознанию, и к его подсознанию. Секрет воздействия имиджа заключается в обращении к бессознательному (недоступному, но реальному). Имидж привлекает внимание людей, направляет их активность в нужном направлении, а затем осуществляет управление их поведением. Существуют две типичные группы технологий имиджирования — общие (модульные) и индивидуальные. Их использование зависит от таких факторов, как сфера и опыт работы личности, должность, пол, возраст, наличие природных данных, национально-религиозные особенности.
В каждом конкретном случае работа по имиджированию осуществляется в несколько этапов:
- на первом этапе собираются сведения об объекте имиджирования, которые включают нравственные качества, образование, общую культуру, здоровье, внешний вид. При этом особое внимание обращается на выявление способности к обучению, сопереживанию, самоконтролю и самосознанию;
- на втором этапе, именуемом «строительство лица» (фейсбилдинг), определяются тип лица объекта имиджирования, его наилучшие черты и элементы мимики по основным человеческим эмоциям - радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Это исследование проводится по каждой из трех областей лица: лобной, носовой и подбородочной;
- на третьем этапе приступают к разработке «скульптурного эскиза», т.е. прообраза лица объекта имиджирования. За ним следует пооперационная мимическая отработка с применением системы зеркал и видеосъемки для достижения черт разработанного эскиза;
- на четвертом этапе проводятся занятия по физиогномике с целью построения нового лица объекта имиджирования и улучшения его визуальной ориентации при общении с другими;
- на пятом этапе организуются занятия по постановке жестов, манер, освоению эстетики одежды. В ходе обучения используется разыгрывание ситуаций типа «Прием посетителей», «В ресторане», «На фуршете» и т.п. Занятия сопровождаются видеозаписями, при просмотре которых объекты имиджирования обнаруживают недостатки как во внешности, так и в манерах (сутулятся, неэлегантно встают, не знают «языка жестов», не умеют правильно вести диалог и т.п.).
Эстетике одежды на этом этапе уделяется особое внимание. С этой целью проводятся ролевые игры типа «Как одеться на прием», «Предпочтения в вашей одежде», «Что из одежды взять в командировку», где отрабатываются рекомендации имиджмейкеров и модельеров;
- на шестом этапе отрабатывается коммуникативная механика, т.е. овладение навыками ориентации в настроениях и ожиданиях людей, выработка выдержки и терпимости к инакомыслию, понимание национальных особенностей поведения людей;
- на седьмом этапе ведется отработка биопольного влияния и приобретение навыков публичного выступления. Определенным биополем обладает как отдельная личность, так и аудитория слушателей. Перед доброжелательной аудиторией оратору выступать гораздо легче, чем перед агрессивной.
Создание сильного эмоционального биополя обусловлено сильным характером личности, ее мощным интеллектом, выразительной мимикой, убедительной речью, точной жестикуляцией. Таких людей не только интересно слушать, но и смотреть на их яркую эмоциональную выразительность.
При отработке навыков публичного выступления используются записи выдающихся ораторов, проводятся тренировочные выступления объектов имиджирования в различных аудиториях с видеозаписями, последующим их просмотром, комментариями и опросом слушателей;
- на восьмом этапе подводятся итоги обучения и окончательно формируется личный имидж человека.
Воздействие имиджа на людей. Воздействие имиджа на людей происходит по схеме поэтапного управления их поведением: привлечение внимания - пробуждение интереса - создание потребности - спровоцированное действие. Такая схема очень хорошо прослеживается в высокопрофессиональной телевизионной рекламе (например, в рекламе напитков).
На этапе привлечения внимания используют то обстоятельство, что реакция человека сильна на новизну, контрастность, интенсивность чего-либо. Например, «звезды» для привлечения внимания к собственной персоне публикуют неординарные истории из своей светской или личной жизни. Существуют и другие приемы привлечения внимания. Так, многие политики, менеджеры осваивают актерский «ликбез», обучаясь искусству улыбаться, постановке голоса, технике жестов, мимике, позам и другим приемам актерского мастерства.
Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к тому, чтобы оказать предельно возможную помощь имиджмейкеру, воспринимать его рекомендации как программу своих действий. При этом руководитель должен превращать себя в послушный объект воздействия для опытного специалиста по имиджу, освободиться от скованности, не быть психически зажатым. С этой целью рекомендуется заняться тренингами на релаксацию (расслабление), приобрести коммуникативные навыки, освоить специальные технологии («визуальный имидж», «личный ортобиоз»). Имиджмейкеры, как правило, создают внешний образ конкретного человека. Однако каждый объект имиджирования должен иметь в виду и внутренние составляющие имиджа, такие как репутация и личный магнетизм.
Репутация — это общее мнение людей о достоинствах и недостатках конкретного человека, характеристика, передаваемая из уст в уста в определенных кругах. При этом не исключено, что в различных кругах у одного и того же лица репутация может быть иной. Хорошая репутация основывается на высоком профессионализме и порядочности, ею следует дорожить, помня при этом слова Б. Шоу о том, что «разрушенная репутация подобна разбитой вазе - ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места».
Личный магнетизм человека проявляется в его умении привлечь к себе внимание и вызвать неподдельный интерес окружающих, несмотря на внешние данные и речевые особенности. Этим качеством люди в основном наделены от природы или в результате воспитания, однако его можно развить (выработать).
Личный магнетизм основывается на таких чертах поведения, как спокойствие и уверенность в себе, вежливость и щедрость; неторопливость и немногословие; терпеливость и сдержанность; бережное отношение к своим знаниям; взгляд, выражающий странность; скрытность и некоторая таинственность.
Во время разговора такие люди отражают в своем взгляда, направленном на переносицу собеседника, спокойствие, уверенность и доброту, сопровождая беседу конкретными мыслями, произносимыми ими про себя.
Развитию качеств, способствующих личному магнетизму, помогают следующие рекомендации:
- не говорить о себе в присутственных местах;
- избегать лести;
- подавлять в себе стремление к одобрению;
- не проявлять любопытства;
- не привлекать к себе внимание окружающих без особых причин;
- не демонстрировать откровенность;
- придерживать собственные знания и сведения;
- держать людей относительно себя в неведении;
- подавлять в себе физические и духовные привычки;
- не перекладывать на других собственные ошибки.
Очень часто имидж менеджера состоит в умении ориентироваться в конкретных управленческих ситуациях, а, следовательно, в умении правильно выбрать модель поведения. Каждый человек должен выбирать и осваивать те модели поведения, которые приносят успех.