Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту
№30 Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.
В специальной литературе рассматривают три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.
Конструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется тем, что индивид стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелателен к сопернику, открыт и искренен, лаконичен и немногословен в общении.
При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижает соперника, негативно отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, грубо нарушает этику общения.
Конформистская модель характеризуется тем, что личность ведет себя пассивно, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.
Конформистская модель поведения способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Такая модель может играть и положительную роль. Когда противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому затуханию и разрешению конфликта.
Исследователи гендерных конфликтов выделяют следующие модели поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
Противоборство – настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов. Уклонение – связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности.
Приспособление – предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений. Компромисс – уступки с обеих сторон до того, как находится приемлемое решение для противостоящих сторон. Сотрудничество – совместное выступление сторон для решения проблемы.
Ассертивное(от англ. assert – утверждать, отстаивать) – поведение, которое предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересы других людей.
№31 Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?
Конструктивная модель смотри №30.
№32 Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т.п.?
Диструктивная модель. Смотри №30.
№33 Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов и т.п.?
Конформистская модель. Смотри №30.
№33 Назовите основные типы конфликтных личностей.
В специальной литературе многие авторы выделяют пять типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный.
Поведение демонстративного типаличности можно охарактеризовать так: хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся, ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное, планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает в жизнь, кропотливой, систематической работы избегает, не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный тип:подозрителен, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств, прямолинеен и не гибок, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением, почтение со стороны окружающих воспринимает как должное, выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду, не самокритичен по отношению к своим поступкам, болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.
Неуправляемый типконфликтной личности: импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение такого человека плохо предсказуемо, ведет себя вызывающе, агрессивно, часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения, для него характерен высокий уровень притязаний, несамокритичен, во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других, не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь, недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами, из прошлого опыта (даже негативного) извлекает мало уроков.
Сверхточный типличности: скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается; обладает повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к деталям, склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели; страдает сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головной болью и т.п.); сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях, слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Бесконфликтный типличности: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, для него характерна некоторая непоследовательность поведения, ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
№35 В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?
Конформистская модель поведения способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее.
№36 Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?
Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.
Условия эффективного общения: контакт, невербальное общение, правильное понимание собеседника, реагирование на информацию собеседника. Основные правила и приемы повышения эффективности общения: первое впечатление, улыбка, комплимент, умение слушать.
Технологии эффективного общения - это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению. Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.
Основные правила эффективного общения:
ü Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
ü Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
ü Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
ü В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
ü Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
ü Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
ü Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
№37 Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.
Общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:
*коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;
*интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
*перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.
№38 Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.
Существенное противоречие в процессе общения: с одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.
№39 Сформулируйте психологический закон общения.
Законы, управляющие общением, строятся по закону причинно-следственной связи. Если рисовать картину грубыми мазками, то получится примерно следующее:
Вкладываешь силы и душу в позитивное общение - получаешь позитивное общение, вкладываешься в конфликты - получаешь конфликты.
Стараешься совершенствовать своё общение - со временем оно делается все лучше и становится все более богатым.
По своей тонкой природе общение сравнимо с алхимией, только в области психологии.
Сигналы, энергии, образы, слова перетекают от одного человека к другому и вступают во взаимодействие с его видением мира, энергетикой и чувствами, а потом происходит возвращение - в том или ином виде. Человек осмысливает информацию, переваривает ее и выдает в своем преломлении. Собеседник, получив этот преломленный ответ, считывает его своей психикой, и выдает свое. Так и рождаются порции комплиментов или порции оскорблений. Носитель этих обменных процессов (мы будем раскрывать его уровни постепенно) - и более грубый, словесный, и более тонкий, невербальный (взгляды, жесты, движения) и тончайший, энергетический. Общением люди могут обогащать и поддерживать друг друга - или топить и отвергать. Через общение можно даже изменить судьбу: за нас может, как бы зацепиться жизнь другого человека, другой причинно-следственный ряд - и наш путь изменится.
№40 Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.
Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.
Основные правила эффективного общения:
ü Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
ü Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
ü Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
ü В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
ü Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
ü Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
ü Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
№41 Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?
Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.
Один из таких способовназывается визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.
Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.
Третий способизбавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.
И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или аурывокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.
Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой.
Ее можно сформулировать в виде первого правила.
ü Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера – первое правило самоконтроля эмоций.
ü Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения – второе правило самоконтроля эмоций.
ü Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения – третье правило самоконтроля эмоций.
№42-44 Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.