Основные подходы и законы психического развития

Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. Причем чем младше ребенок, тем интенсивней происходит это развитие. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии – понятия роста и развития.

Рост – это количественное изменение или усовершенствование того, что уже есть, какой-либо конкретной функции или качества. Прибавляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слов и пр. Это явление роста, т.е. количественного накопления.

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого каче­ственного состояния к новому качественному состоя­нию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобра­зованиях.

Предпосылками психического развития являются:

• наследственные свойства (особенности строе­ния мозга, обмен веществ, молекулярный шифр),

• врожденные свойства (внутриутробное развитие).

Развитие человека происходит в ходе овладения общественно-историческим опытом (миром человече­ских отношений и миром человеческих предметов). Так как ребенок не может самостоятельно расшифровать достижения человеческой культуры, то способами пере­дачи этого опыта являются специально организованное воспитание и обучение.

Выделяются два основных типа развития:

• Преформирующий тип - когда в самом начале заданы стадии, все в человеке заложено изначально при зачатии (эмбриональное развитие) организм как «биоло­гическая матрешка»;

• Непреформирующий тип - когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, раз­витие ребенка).

Основные подходы к развитию психики ребенка

Большинство зарубежных теорий можно объеди­нить в 3 подхода:

1) В биогенетическом направлении ребенок рас­сматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность опре­деляет весь ход его развития - и его темп, быстрый или замедленный, и его предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопреде­ленного развития, как бы проявляющим то, что дано ре­бенку до его рождения (Блонский Павел Петрович – лидер направления, Стенли Холл).

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по пово­ду того, что именно в психике ребенка генетически обу­словлено. Отечественные психологи считают, что на­следуются, по крайней мере, два момента - темпера­мент и задатки способностей.

Вывод: основным фактором считается наслед­ственность, ребенок рассматривается как пассив­ный объект.

2). Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его истоки - в идеях фило­софа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как чистый лист бумаги (табула расса). На этой бумаге воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отяго­щенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые: «Дайте мне ребенка и я сделаю его вором или врачом».

Вывод: в качестве основного фактора рассматри­валась среда, активность ребенка не учитывалась.

Очевидно, что оба подхода - и биологизаторский, и социологизаторский - страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух фак­торов развития.

3). Вильям Штерн выдвинул принцип конверген­ции двух факторов. По его мнению, оба фактора в рав­ной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (од­на - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием бли­жайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. проис­ходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения сре­ды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% - наследственностью).

Современные представления о соотношении био­логического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского.

Л.С.Выготский подчеркивал единство наследст­венных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психи­ческих функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощу­щений и восприятия) больше обусловлены наследствен­но, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Несмотря на различия, которые безусловно существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 1,5-2 месяца все малыши радуются взрослому, около года предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины.

Выготский Л.С. установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития:

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве. (отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным если ему 15 лет).

2. Неравномерность (гетерохронность) развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропор­ционально (в раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном - память, в школьном - мышление). Это связано с тем, что психические функции созревают не синхронно, т.к. чувствительность психики к внешним воздействиям в различные периоды детства не одинакова. Существуют сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях. С практической точки зрения чрезвычайно важно не упустить возможность формирования у ребенка определенных качеств и свойств, не пропустить сензитивные периоды.

Одним из существенных показателей неравномерности психического развития является также наличие кризисных периодов.

На разных этапах развития изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно Выг. выделяет «стабильные» и «нестабильные» (кризисные) стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Определяющее значение Л.С.Выготский придавал кризисному периоду развития, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы– переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Кризисы, в отличии от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже до 2-х лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4 . Сочетание процессов эволюци и и инволюци и в развитии ребенка. то, что развивалось на предыдущем этапе (эволюция), отмирает или преобразуется (инволюция). Начиная говорить - пе­рестает лепетать, начав ходить - перестает ползать и т.п. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет свои старые детские черты.

Л.С.Выготский отмечал также сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные перио­ды, когда психика способна воспринимать внешние воз­действия; 1-3 г - речь, 3-4 г - ис­правление дефектов речи, 3-6 лет – восприятие, мышление, воображение и др., 5-6 лет – координация движений (балет, фигурное катание, гимнастика), 5-6 – чтение, 6-7 лет – учебные навыки) и компенсацию (проявляется в способности психики компенсировать недостаток од­них функций за счет развития других; например у сле­пых людей обостряются другие качества: слух, тактиль­ные ощущения, обоняние).

Л.С.Выготский выделил два уровня (зоны) психи­ческого развития:

- Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУН, дей­ствия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.

- Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, ко­торые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно.

А.К.Маркова выделяла третий уровень развития - уровень саморазвития (самообучаемость).

Обучение должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С.Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой.

Л.С.Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.

Наши рекомендации