Развитие мышления и воображения в дошкольном возрасте

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы. Мышление неразрывно связано с речью. Слово позволяет назвать признак или свойство предмета (объекта). В речи оформляется процесс рассуждения.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинает с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средства решения задачи – мыслительные операции:- анализ; - синтез; - сравнение; - обобщение; - абстракция.

Мышление может осуществляться с помощью практических действий и на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.

Развитие мышления дошкольника осуществляется от наглядно-действенного к наглядно-образному и, наконец, к словесно-логическому. Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Мышление ребёнка, как и взрослого, всегда предполагает решение какой-либо задачи, что предполагает соотношение цели задачи с её условием.

Особенности мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Наиболее существенные особенности развития детского мышления (от 2 до 6 лет):

- первые обобщения связаны с действием – ребёнок мыслит «действуя». - наглядность детского мышления, которая проявляется в конкретности – т.е. ребёнок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны из личного опыта или наблюдений.

Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.До Пиаже в психологических представлениях о когнитивном развитии ребёнка преобладали два подхода, основанных:

на принципе биологического созревания; 2) на принципе влияния среды.

В своей теории развития интеллекта Ж. Пиаже подошёл к проблеме мышления, сосредоточившись на взаимодействии между естественным созреванием способностей ребёнка и его взаимосвязи с окружением. Пиаже видел в ребёнка активного участника этого процесса, а не пассивного субъекта биологического развития и навязываемых извне стимулов.

В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделяет 3 главные стадии:

1) стадия сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет) 2) стадия конкретных операций (2 - 11или 12 лет): дооперациональное мышление (от 2 до 7 лет), период конкретных операций (младший школьный возраст). Происходит постепенная интериоризация действий и превращение их в операции. Этот возраст характеризуется развитием речи, что способствует активизации процесса интериоризации (перехода во внутренний план) внешних действий с предметами, т.о. у ребёнка формируются представления. Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуаль­ного развития является способность ранжировать объекты по какому-либо измеримому признаку, например, по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Т.о., на стадии конкретных операций дети оказываются в состоянии упорядочивать объекты по различны признакам. 3.Стадия формальных операций (с 11- 12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные действия могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Это абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукции.

Джером Брунер пересмотрел некоторые представления об интеллектуальном развитии вообще. В его видении, развитие предполагает последовательное овладение ребёнком тремя сферами представлений: действием, образом, символом (словом) – это способы познания окружающего мира.

Л.Колберг рассматривал влияние умственного развития ребёнка на его нравственное сознание.

Широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П.Я.Гальпериным (теория поэтапного формирования умственных действий).

П.Я. Гальперин в своих работах выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. В основе теории – представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.

Гальперин считал, что развитие мышления ребёнка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами.

Автор выделил 4 параметра, по которым преобразуются действия: 1.уровень выполнения (включает действия с предметами, действия в плане внешней речи, действия в уме);2. полнота выполнения операций;3 мера обобщения;4. мера освоения

Основа развития мышления – формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания ребёнок может усвоить и как он их может использовать.

Этапы развития мышления. Н.Н.Поддьяков выделил шесть этапов раз­вития мышления от младшего до старшего дошкольного возра­ста. Эти этапы следующие.

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже спо­собен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в нагляд­но-действенном плане.

2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им может быть сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование образами объектов.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному и внутренне представленному плану. В его основе — па­мять и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток реше­ния подобного рода задач.

5. Задача решается во внутреннем плане (в уме) с последующим вы­полнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулиро­вать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения бе:з последующего обраще­ния к практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Поддьяковым заключается в том, что у детей пройденные этапы в развитии мыслительных действий полностью не исчезают, но преоб­разуются, заменяются более совершенными.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, схематичность, смутность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений ещё недостаточно. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребёнок сочиняет сказки, перевёртыши, продолжающиеся истории. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Предметов фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределённости, когда дошкольник затрудняется найти в своём опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Выготский – «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».

Растущая познавательная потребность во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребёнок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Сухомлинский – «населяя окружающий мир фантистическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети сосдают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте: приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов; переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Наши рекомендации