Развитие воображения в дошкольном возрасте

Дошкольный и младший школьный возраст

Развитие мышления в дошкольном возрасте.

Запорожец выделяет: 1) Наглядно действенное (доречевое общение, ребенок не обнаруживает сходства новой задачи со старой, он улавливает только внешние случайные сходства); наглядно действенное мышление не произвольно и проявляется в отсутствии активности в переносе. F= получение исходных сведений о скрытых св-вах объекта, выделяемых в ходе его практических преобразований. 2) Наглядно-образное (субъект выходит за пределы собственного сознания, где он относится особым образом к объекту, воздействует на объект, испытывает его сопротивление). 3) Логическое мышление (мышление – есть д-ть, происходит перенос, что ведет к обобщению).

Подьяков. Возникает внутреннее противоречие в мыслительной д-ти, и оно лежит в развитии мышления. Каждый акт мышления с одной стороны углубляет и уточняет имеющиеся знания у детей, а с другой – ведет к возникновению догадок. Н-о мышление приближается к мышлению в комплексах. В умственном экспериментировании обнаруживается познавательно-научная направленность. Происходит переосмысление сущности объекта и связанной с ним ситуации. Объект выступает в другой системе отношений.

Пономарев. Важным условием возникновения н-о мышления явл. формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты.

Сапогова. Становление умственного экспериментирования начинается с реального внешне практического экспериментирования. Выделила 4 компонента умственного экспериментирования: 1) опережающее отражение, предвидение (интуиция, видение возможного рез.); 2) отстранение объекта (умение представить объект в иной системе); 3) упрощение или изоляция объекта; 4) оперирование или манипулирование объектом во внутреннем плане птаким образом, что возможно увидеть те св-ва и качества объекта, кот. четко не выступают; 5) умственная рефлексия сделанных шагов по изменению модели объекта с возможностью вернуть его в исходное состояние.

Методы исследования детского мышления: 1) Исследование глухонемых детей. 2) Метод решения сходных задач.

Эксперимент с глухонемыми детьми показал, что практические обобщения, кот. базируются на назначении предметов, на знакомстве с общественной функцией предмета, подготавливают возможность овладетьпредметно-отнесенной речью. Сначала должен быть выделен предмет с его назначением, потом этот предмет должен быть обобщен в практической д-ти, а потом он уже получит название.

Исследования речи.

Зинченко. Ребенок улавливает сложные грамматические формы или, напротив, перестает их улавливать, если инструкция не соответствует логике.

Луков. В игре нужно было называть «пол» - «стеной» и «потолком», и ребенок говорил, что нельзя ходить по стене и потолку. Для детей этот неправильный перенос значений сделать очень сложно в функциональном плане.

Пиаже. В процессе развития сенсомоторного интеллекта ребенка формируются сенсомот. схемы, кот. обеспечивают выделение существенных св-в предметов и явлений, и это создает предпосылки для перехода к наглядно образному мышлению. Одним из условий н-о мышления явл. умение детей строить предвосхищающие образы. 2 класса образов: 1) репродуктивные (уже знакомые образы); 2) предвосхищающие (образ измененной системы при условии, что эти изменения ранее не были знакомы ребенку). Простейшая форма н-о мышления – ребенок способен оперировать конкретными образами предметов. Умение оперировать своими представлениями зависит от обучения.

Двойственность в мышлении детей: дети могут ориентироваться на смутные представления о явлении или объекте, но объяснить это они не могут; дети ориентируются на те знания, кот. у них есть.

Ценное качество н-о мышления – возможность целостного схватывания достаточно сложных динамических связей, отношений предмет-предмет.

Логическое мышление – результат развития боле ранних форм мышления.

Условие развития – преодоление эгоцентризма на основе присвоения общественных способов анализа предметов.

Развитие воображения в дошкольном возрасте.

Давыдов. На основе игровой д-ти у ребенка формируется воображение и символическая фантазия, кот. позволяет ребенку производить в своих д-ях перенос св-в одних вещей на другие, замещать один предмет другим.

Дьяченко. Воображение развивается в несколько этапов: 1) отрицательные эмоции символически выражаются в героях услышанных сказок; 2) ребенок строит воображаемую ситуацию, кот. снимает угрозу с его «Я» через рассказы, рисунки, фантазии о себе как о положительном герое; 3) развивается способ снимать эмоциональное напряжение через механизм проекции. F= познавательно-интеллектуальная и аффективно-защитная.

Критерии оценки уровней воображения: 1) креативность, как творческий продукт; 2) оценка процесса творчества; 3) оригинальность; 4) направленность; 5) флексибельность – возможность вариативности ответов.

Рубинштейн. Роль воображения заключается в преобразовании образного содержания проблемы. F= замена д-ти и воображение как условие творческой д-ти.

Гальперин. Воображение компонент всякой д-ти. Критический момент решения задачи приходится на воображение. Воображение находится в составе мышления, восприятия и памяти. Воображение лишь комбинирует данные элементы.

Выготский. Воображение – есть отражение окружающей действительности. Оно социально и имеет свои предпосылки для развития. Воображение связано с реальностью. 4 формы связи воображения с действительностью: 1) всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в предыдущем опыте человека; 2) связь между продуктом воображения и явлением действительности посредством усвоения социального или личного опыта; 3) эмоциональная связь, связь воображения и эмоций; 4) продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но принявши материальное воплощение может реально воздействовать на другие вещи. Воображение всегда связано с действительностью. Воображение ребенка рождается в игре, оно носит активный хар-р.

Бюлер. Фантазирование никак не связано с познавательной фантазией ребенка. Фантазирование – выход за предел реальности. Ступени в развитии воображения: 1) господство мнимых толкований действительности (2-4 года); 2) возраст сказок, упражнение в фантазировании (4-6 лет).

Рибо. Указывал на изначальную связь воображения с познанием. Фазы развития воображения: 1) ребенок способен преобразовать восприятие, в одном предмете видеть другой предмет; 2) воображение проявляется в анимизме, т.е. в одушевлении игрушек; 3) перевоплощение в играх; 4) собственно художественное творчество, сущность кот. заключается в перекомбинировании образов. Дошкольный период – возраст наиболее быстрого развития воображения, оно по темпу опережает развитие мышления. F= изобретать, а не познавать действительность.

Дьюи. Говорил об опасности детского фантазирования для психического развития. Игра дает лишь иллюзорное удовлетворение потребностей ребенка, уводит его от реальности. Здоровое воображение – упражнение по взаимодействию с реальностью.

Пиаже. Видит позитивную познавательную роль воображения. Но иногда воображение может привести к искажению реальности.

Валлон. 2 вида воображения: 1) воображение, кот. может быть выражено словами «как будто» и др. (отделяет фантазию от реальности); 2) не отделенное от реальности.

3 основных подхода в происхождении воображения: 1) Связывание генезиса творческих процессов с созреванием определенных структур (Пиаже, Фрейд); 2) Развитие воображения суммирует опыт индивида и ход его биологического созревания (Кофка); 3) Полное объяснение развития и происхождения воображения накоплением индивилдуального опыта (Рибо).

2 линии развития воображения: 1) познавательное воображение (решение задач, с кот. ребенок сталкивается в обычной жизни); 2) эмоциональное воображение (связано с эмоциональным развитием ребенка).

Наши рекомендации