Результаты тестирования по методике Ф. Фидлера
№ участн. | Балл выявления психолог.климата | Степень благоприятности |
Благоприятный психологич.климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич.климат | ||
Благоприятный псиологич.климат | ||
Неблагоприятный психологич.климат | ||
Неблагоприятный психологич. климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Неблагоприятный психологич. климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Неблагоприятный психологич. климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Благоприятный психологич. Климат | ||
Неблагоприятный психологич. климат |
Уровень благоприятности психологической атмосферы в группе по методике Ф. Фидлера
Рис.2.
Результаты исследования по методике Сишора
«Определение индекса групповой сплоченности» и
Методике Фидлера
« Выявление социально-психологической атмосферы группе»
Таблица 3
Методика Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» | Методика Ф.Фидлера «Уровень благоприятности психологического атмосферы в коллективе |
Индекс групповой сплоченности Высокий-9% Выше среднего-74% Средний-17% Низкий-0% | Благоприятный психологический климат-85% Неблагоприятный психологический климат-15% |
Итак, проведенное исследование показало, что большая часть коллектива оценивает психологический климат в группе, как благоприятный по всем методикам ярко выражено положительное эмоциональное отношение в группе, что говорит о том, что коллектив активен, полон энергии; преобладает бодрое и жизнерадостное настроение.
Следовательно, исследование подтвердило общее мнение о том, что группа дружная, сплоченная, с благоприятным психологическим климатом.
Заключение
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты формирования и развития психологического климата в студенческой группе, в частности выявляются особенности социально-психологического климата, структуры и факторы, определяющие социально-психологический климат.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению.
Диагностика психологического климата в группе важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики конфликтов.
Таким образом были выявлены факторы и особенности, определяющие социально-психологический климат;
Рассмотрены конфликты в группе, выявлены причины их появления, рассмотрены методы управления конфликтами и пути их предотвращения;
Проанализировано развитие благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе.
Во второй главе курсовой работы проведен эксперимент по изучению социально-психологического климата в студенческой группе. Базой исследования выбран Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. В эксперименте приняли участие 23 студента, среди из 17 девушек и 6 юношей.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
• Методика Сишора « Определение индекса групповой сплоченности»
• Методика Фидлера «Выявление социально-психологической атмосферы в коллективе»
Исследование показало, в группе наблюдаются высокие показатели по всем методикам.
По результатам методики Ф.Фидера выявлено, что подавляющее большинство студентов 85%(18 человек)–считают психологическую атмосферу в своей группе как благоприятной, при этом 15% (5 человек) испытуемых посчитали атмосферу в группе неблагоприятной.
По результатам методики определения индекса групповой сплоченности видно, что 17(74%) человека из группы оценивают сплоченность своей группы выше среднего уровня. 2(9%) человека оценивают уровень групповой сплоченности как высокий и 4 (17%) человека оценивают свою группу со средним уровнем индекса групповой сплоченности.
Таким образом, результаты эксперимента говорят о благоприятном социально-психологическом климате в данной группе учащихся, что подтвердило мнение о том, что исследуемая группа – дружная, вследствие большей внутригрупповой сплочённости, и характеризуется общностью интересов ее членов.
Список литературы
1.Андреева Г.М.Социальная психология.Изд.3.М: Наука 2008г.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие — М.: Изд. центр «Академия», 2006.
3.Буртовая Е.В. Конфликтология.Учебноепособие.-М.2002
4.Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб.пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: МПСИ, 2009
5.Гришина Н.В Психология конфликта-СПб.2006.
6.Донцов.А.И. Психология коллектива-М.,Издательство Москоского Университета.2002.
7.Дружинин В.В,Конторов Д.С. Введение в теорию конфликта.,М.2000. 8.Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе/О. Жданов // HR-портал: сообщество профессионалов. – 2007. - №10.
9.Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов-М.,2010.
10.Коллектив.Личность.Общение.,Словарь социально-психологических понятий.Под ред.Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова-Л.СПб.2010.
11.Кузьмин Е.С.,Семенов В.Е. Методы социальной психологии.СПБ,2005.
12.Козырев Г.И.Введение в конфликтологию.-М., Москва.2000
13.Морено Я.Л. Социометрия.-М.,2003
14.Обозов Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова. – Самара: БАХРАХ, 2007.
15.Петровский А.В. Абраменкова В.В.Подред.Петровского.А.В.Социальная психология учебное пособие для студентов пед.институтов-М. Просвещение-2007.
16.Платонов К.К. Проблемы управления психологического климата коллектива.-СПб.2010
17.Платонов Ю.П. Основы социальной психологии.-СПб-2004.
18.Почебут Л.Г. Организационная социальная психология/ Л.Г.Почебут,В.А.Чикер. - СПБ: Речь, 2000.
19.Психологический словарь. // под ред.Давыдова В.В и Лурия.А.Р.,М.2009.
20.Радугин А.А. Социология. Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 2004.
21.Робер М.А.,Тильман Ф. Психология индивида и группы. Пер.с фр./ Предисловие А.В.Толстых.-М: «Прогресс» 2010.
22.Утлик.В.Э.Психологический климат студенческой группы.,М:2010.
23.Хасан Б.И.Психотехника конфликта и конфликтная компетентность-Красноярск.201
24.Щуркова Н.Е. Новое воспитание.М.,2000
25.Психологические условия формирования благоприятного психологического климата. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
Приложение 1.