Результаты диагностики по графической методике «Кактус».

По результатам обработанных данных мы видим что:

агрессивность- 83% (наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу);

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа – у 1-го учащегося;
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа - выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм - у 1-го учащегося;
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса - выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии- присутствует у всех 6-ти учащихся;
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм - у 1-го учащегося;
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов - у 1-го учащегося;
Интровертированность - изображен только один кактус- выявлено у большинства 5-ти учащихся;
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса - у 1-го учащегося;
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус -у 4-х учащихся;

Результаты диагностики по методике «Анкета для педагога» (Г.П. Лаврентьева, Т. М Титаренко):

66% учащихся- высокий уровень агрессивности.

Заключение

Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет утверждать, что у большинства детей младшего школьного возраста преобладает высокий уровень агрессивности. Детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальная факторы, вызывающие девиантное поведение:

фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

потворствовали ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

смена родителей (опекунов);

хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Девиантное поведение закрепляется.

Родители "трудных" детей - это чаще всего взрослые, которые не взяли на себя труд понять своего ребенка. Исходя: из особенностей человеческой природы легче передать ответственность, чем ее принять, поэтому вместо суждения " нам трудно их понять" рождается суждение они «трудные».

Мы продиагностировали испытуемого с точки зрения его сформированность как субъекта общения, самосознания и деятельности и выявили следующие его особенности:

невысокое развитие ребенка как субъекта общения и субъекта самосознания;

малая активность и самостоятельность;

проблемы в учебной деятельности.

В соответствии с результатами диагностики были поставлены цели формирующего эксперимента:

развитие способности к рефлексии (по итогам всех программных занятий);

развитие ребенка как субъекта деятельности (главным образом, учебной);

помощь в социализации.

В качестве коррекционной работы была составлена и реализована программа, включавшая занятия и направленные на достижение поставленных целей.

По окончанию программы был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий получить достоверные данные об изменениях в поведении испытуемого, так как эксперимент учитывает рассмотрение поведения испытуемого с позиции родителей, сверстников, учителя и наблюдателя. По итогам эксперимента были выявлены следующие изменения:

развитие таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность;

развитие испытуемого как субъекта деятельности (повышение активности, особенно в учебной деятельности);

развитие испытуемого как субъекта самосознания (в частности, повышение самооценки и уверенности в себе);

развитие испытуемого как субъекта общения (участились контакты со сверстниками и взрослыми, возросла активность в общении);

наличие тенденции к снижению вспыльчивости .

Таким образом, можно судить о том, что наша гипотеза нашла подтверждение.

Список литературы:

Приложение 1.


Опросник по выявлению неблагоприятных семей и детей с отклоняющим поведением


1. С кем проживает ребенок (мать, отец, приемные родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)?
2. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое).
3. Жилищные условия семьи (отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие).
4. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то).
5. Кто из родственников бывает с ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня).
6. Продолжительность рабочего дня матери (с _ до __ ; не работает).
7. Продолжительность рабочего дня отца (с _ до __ : не работает).
8. Посещает ли ребенок секции, кружки, если да, то отводит ли его кто-нибудь или он делает это самостоятельно?
9. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, его кто-нибудь отводит или он делает это самостоятельно?
10. Часто ли ребенок не ночует дома?
11. Вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).
12. Вредные привычки отца (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).
13. Часто ли в доме устраиваются праздники (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)?
14. Имеет ли мать инвалидность, связанную с ограничением передвижения?
15. Имеет ли отец инвалидность, связанную с ограничением передвижения?
16. Часто ли ребенок приходит в школу грязный?
17. Приходит ли ребенок в школу с синяками?
18. Часто ли ребенок дерется?
19. Занимается ли ребенок попрошайничеством?

Приложение 2.

Наши рекомендации