Структурный анализ конфликта
Для того чтобы проанализировать структуру конфликта, выделим несколько важнейших его составляющих, схематично представленных на рис. 1.3.
Конфликтующие стороны.В конфликте участвуют, как минимум, две конфликтующие стороны (субъекты, оппоненты, конфликтанты) – отдельные индивиды или целые группы (бывают многосторонние конфликты – между тремя и более сторонами, номы их рассматривать не будем). Субъекты конфликта непосредственно совершают активные действия друг против друга.
Рис. 1.3. Структура конфликта
Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники – сочувствующие той или другой стороне (группа поддержки), провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы…
Конфликтологу, желающему разобраться в каком-либо конкретном конфликте, необходимо, прежде всего, обратить внимание на социальные и психологические характеристики конфликтантов. Под социальными характеристиками здесь понимаются принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессия, служебное положение, социальная роль, авторитет и пр. Психологические характеристики – это свойственные человеку личностные черты. Эти черты часто во многом определяют и возникновение, и протекание, и результаты конфликта. Есть «трудные» люди, «конфликтные» личности, с которыми нелегко найти общий язык, что создает в отношениях с ними напряженность, могущую легко перейти в конфликт.
Зона разногласий.Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, проблема, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший столкновение мнений, интересов. В зоне разногласий можно выделить два элемента: предмет и объект конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта, т.е. то, из-за чего стороны вступают в конфликт. Объект конфликта лежит глубже и является ядром конфликта. Объектом конфликта может быть материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента.
Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, что им кажется, что весь «сыр-бор» разгорелся из-за какого-то пустяка, в котором стоит только одному из спорщиков уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле оказывается, что этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще и тем, что границы зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» – и в результате к расхождениям по делу добавляются еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Зона разногласий разбухает, в ней загораются все новые и новые очаги спора. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий, естественно, стягивается. При ликвидации всех расхождений она исчезает.
Микро- и макросреда.При анализе конфликта необходимо выделить такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют конфликтанты.
Так, важны пространственные границы конфликта, которые определяются местоположением его участников (квартира, улица, дом, работа, регион и т.д.). Внутрисистемные параметры конфликта определяют положение конфликта в некоей системе более высокого уровня. Ведь конфликт всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран…
Представления о ситуации.Каждыйиз участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному – это, собственно, и создает почву дляих столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих воспримет ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей и действий другого.
Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоятельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Тут вступает в действие вышеупомянутая «теорема Томаса». Применительно к конфликту это значит, что если кто-то полагает, что вступил в конфликт, то он и на самом деле оказывается в конфликте. А тот, с кем он конфликтует, может даже не подозревать, что находится в конфликтных отношениях.
Мотивы.Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, проистекают из того, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т. д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т. д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Но и в том, и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам. На основании системы мотивации формируются позиции конфликтантов (рис. 1.4.).
Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности, на основании которых формируются интересы – осознанные потребности. Близки к интересам и ценности, которые могут отстаиваться в конфликте. Мотивация также определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь.
Рис. 1.4. Система устремлений оппонентов в конфликте
Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты. Человек, поставленный перед необходимостью выбрать одиниздвух объектов, может выбрать один из них и, уже приняв решение, воспринимать второй объект как имеющий значительно более высокую ценность (post-decision conflict). Возможен также конфликт вследствие того, что человек любит или восхищается двумя индивидами, которые не терпят или ненавидят друг друга... Возможны также конфликты познавательного характера, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам, и т.д.
Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими мотивационными тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, овладеть им, а другая – отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.
Если у двух людей их представления о какой-либо ситуации вступают в противоречие и возникают разногласия по поводу каких-то важных для них вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. То есть, в данной ситуации стремления, желания этих людей не совпадают, оказываются несовместимыми.
Например, случай, когда два человека претендуют на один-единственный и неделимый объект (два человека соперничают из-за любви к одной и той же особе); или случай, когда двое стремятся избежать одного и того же объекта в ситуации, когда по крайней мере одному из них придется его иметь (выговор, который должно получить одно из двух ответственных лиц); или случай, когда одно из двух лиц (супружеская пара) желает объект, а другое отвергает его (например, ребенка).
Конфликтологу далеко не всегда легко понять мотивы, которыми руководствуются конфликтанты. Люди нередко скрывают подлинные мотивы своего поведения, а то и сами просто не понимают или искренне заблуждаются относительно них. Однако для конфликтолога очень важно разобраться в мотивах, стремлениях, желаниях конфликтантов, потому что иначе невозможно ни понять их поведение, ни повлиять на него так, чтобы направить ход конфликта к конструктивному и обоюдоприемлемому (если оно существует) завершению.
С этой целью конфликтологи рекомендуют использовать простой в использовании, но достаточно эффективный метод картографии. Во время анализа конфликтной ситуации требуется, прежде всего, составить себе достаточно ясное представление, во-первых, о том, чего хотите и на что можете рассчитывать вы, и во-вторых, чего хочет и на что может рассчитывать ваш оппонент.
Как ни странно, но часто конфликтанты сами плохо знают, чего они, собственно, желают и возможно ли в принципе осуществить желаемое, хотя им кажется, что тут все ясно и задумываться нечего. А непонимание замыслов и намерений своего противника встречается еще чаще.
Картографический метод заключается в построении карт конфликта. Структура карты конфликта для двух конфликтантов представлена на рис. 1.5. Карта конфликта разбивается на столько частей, сколько субъектов участвует в конфликте.
Рис. 1.5. Структурная схема карты конфликта
Картография является достаточно простым, легко применимым и достаточно эффективным методом управления конфликта. Ведь она позволяет проанализировать сущность конфликта, акцентировав внимание на истинных причинах конфликта и интересах субъектов в нем, и наметить пути его регулирования и разрешения.
Действия (конфликтное поведение).Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели, – то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются.
Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Поэтому они оцениваются последней как враждебные или, по меньшей мере, некорректные. В свою очередь, эта другая сторона предпринимает меры противодействия, которые у первой точно так же получают негативную оценку. В таком столкновении направленных против друг друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта. Если конфликтолог появляется, когда конфликт в полном разгаре, то первое, что открывается его взору, – это действия конфликтантов. Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надводную», лежащую на поверхности часть, в отличие от «подводной», скрытой от непосредственного наблюдения части, – зоны разногласий, представлений конфликтантов о сложившейся ситуации, мотивов и целей их поведения. Конфликтологу необходимо увидеть за видимыми реальными проявлениями конфликта его невидимые, скрытые в головах людей, глубинные корни.
Нередко эта задача затрудняется еще тем, что не все действия конфликтующих сторон демонстрируются напоказ. Конфликтанты могут скрывать какие-то свои действия и друг от друга, и вообще от постороннего взора.
Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принципов можно выделить: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому месту противника; экономия сил и времени… Стратегии и тактики поведения в конфликте будут подробно рассмотрены позже.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:
§ создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;
§ невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
§ захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;
§ нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например, распространение порочащих слухов);
§ унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);
§ угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
§ физическое насилие.
При этом те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, могут сами так не считать и даже не подозревать, что действуют «против» кого-то. Им эти действия могут казаться вполне нормальными или случайными, а то и просто необдуманными. Зачастую при откровенном разговоре это становится ясным для другой стороны, и напряженность в отношениях спадает.
Конфликтное взаимодействие есть борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой, оказывают существенное влияние на противоборствующую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она, в свою очередь, начинает планировать и предпринимать симметричные и несимметричные ответные действия. «В конфликтной деятельности воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших планов и целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и другие».