Структурный анализ

Э. Берн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копируя одного из родителей или других взрослых, которые учили его жить, он находится в эго-состоянии Родителя. Если же он думает и действует, исходя из принципа «здесь и теперь», реагирует на то, что происходит вокруг него, используя свой потенциал взрослой личности, он проявляет свое эго-состояние Взрослого. Если же его мысли чувства и поведение похожи на то, что он обычно делал в детстве, он перемещается в эго-состояние Ребенка.

Таким образом эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом мыслей, чувств и поведения человека, способ существования и проявления одной из трех частей личности в данный момент времени. Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности.

Графически эта модель обычно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями (схема 3).

Модель эго-состояний лежит в основе структурного анализа, раскрывающего суть личности и основы ее взаимодействий с другими.

Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким. Нельзя сказать, что какое-то из них лучше или хуже. Зрелый человек использует их все - в зависимости от конкретной ситуации. Каждое эго-состояние необходимо человеку как важная неотъемлемая часть структуры его личности. В чем состоит их ценность?

структурный анализ - student2.ru

Схема 3. Основные эго-состояния личности

Эго-состояние Родителя несет в себе все богатство человеческого опыта, передающееся из поколения в поколение, моральные убеждения и модели поведения. Это наша память, традиционное видение мира и жизни. Оно основано на заботе о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традициях и возникает еще в детском возрасте, задолго до того, как человек становится папой или мамой.

Чисто внешне Родитель проявляет себя весьма явно и, прежде всего, через даваемые указания: «Делай то, но не делай этого...»;

«Всегда...»; «Никогда...»; «Будь осторожен...»; «Замолчи...»; «Прекрати это сейчас же!»; «Я не позволю так с собой обращаться!»; «Я вам помогу...» и т. п. Его речь изобилует поговорками и клише: «Это смешно и глупо...»; «Все мужчины...»; «Вы никогда ничего не делаете путного...»; «Начальник всегда прав...»; «Семь раз отмерь и один раз отрежь!»

Любимыми жестами Родителя являются: вытянутый указательный палец, покачивание головы, поглаживание по спине и по голове, сжимание в своих объятиях, подмигивание, сморщенные брови. Наиболее часто встречаемые позы: руки на бедрах или скрещенные на груди, подпертый руками подбородок, ноги широко расставлены.

Когда включается Эго-состояние Взрослого, человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь» и использует все возможности, свойственные зрелому человеку. Способы решения проблем, модели поведения и чувства - всё адекватно реальной ситуации. Человек при этом использует соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. В этом состоянии люди обычно спокойны, не выражают эмоций, задают вопросы по содержанию: «Что?», «Кто?», «Когда?», «В чем заключаются факты?» Любимыми фразами становятся: «Я согласен...»; «Вот мое мнение...»; «Я взвешу все за и против...»; «Подождите, я прикину...». Тело Взрослого тоже имеет свои сигналы: гармоничное сочетание расслабленности и напряжения в позе и движениях, голова не наклонена (Ребенок) и не приподнята (Родитель), а прямая, спокойный взгляд, ступни ног на полу, руки открыты, верхняя часть туловища наклонена вперед (выражение заинтересованности).

Ребенок - это мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, тревог; грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности и любви. Это игра воображения и кладезь творчества, креативности. Именно Ребенок - источник наших побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости.

Ребенок обнаруживает себя в первую очередь через позы и жесты: согнет ноги под стулом, небрежно кивнет в ответ на приветствие, испугавшись, напряженно сведет плечи, досадуя, будет выкручивать себе руки, забывшись, станет почесываться, скучая - жонглировать карандашом или рисовать что-либо во время совещания. Его любимые выражения: «Я хочу»; «Прекрасно»; «Я боюсь»; «Я должен»; «Оставьте меня в покое!»; «Проклятье».

Ценность структурного анализа состоит в том, что, внимательно наблюдая за внешними реакциями человека (вербальными и невербальными), можно определить, что он чувствует, и понять некоторые важные мысленные паттерны. Ведь суть модели эго-состояний и заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением.

В самом деле, если человек демонстрирует нам поведение, соответствующее эго-состоянию Родителя, то можно предсказать, что он во власти мыслей и чувств, которые скопировал у старших. Демонстрация сигналов, свойственных эго-состоянию Взрослого, недвусмысленно сообщает, что мысли и чувства их обладателя соответствуют ситуации «здесь и теперь». Если же внешнее поведение человека напоминает модели Ребенка, то можно предположить, что он испытывает в этот момент чувства из своего детства.

Заканчивая характеристику структурной модели личности, подчеркнем, что структурная модель характеризует каждое эго-состояние, раскрывая тем самым содержание личности. Следующая проблема - как мы используем эго-состояние. Решая ее, Э. Берн создает функциональную модель личности и разрабатывает функциональный анализ.

Наши рекомендации