Диагностика интеллекта при помощи методики Г. Айзенка
В настоящее время при конкурсном отборе сотрудников гуманитарного профиля (менеджмент, референт-переводчик, юрист, международные отношения) часто пользуются методикой Ганса Айзенка, которая позволяет на основе вербального материала определить уровень умственного развития любого человека и выразить его в баллах.
Данный тест рассчитан на решение максимального количества задач за ограниченный отрезок времени. Всего задач 44, а время, отведенное на их решение, - 30 минут. За такой короткий срок редко кто может справиться и с половиной заданий. Нужно решать те, которые легко даются, но и не бросать сразу более сложные. Задания специально даны как бы "с запасом". Нормальный результат на границе со сниженной нормой - 4 - 8 правильно решенных заданий, 9 - 12 решенных заданий свидетельствуют об отличной норме, а результат 13 - 18 - о высоком интеллекте.
Все задания составляют четыре субтеста. В каждом — однородные задания.
Субтест № 1. Вставьте в скобках слово, которое означает то же самое, что и слова, стоящие вне скобок.
Пример. Родник (...) отмычка. Правильный ответ - ключ. Это слово и нужно написать в скобках.
1.Ткань (...) состояние вещества.
2.Рыба (...) наклонная поверхность.
3.Часть одежды (...) грузоподъемный механизм.
4.Животное (...) нежность.
5.Предлог (...) ремень узды.
6.Животное (...) монах.
7.Битва (...) ругань.
8.Насыпь (...) вращающийся стержень.
9.Самовольный уход (...) молодая ветка.
10.Косточка пальца (...) паукообразное.
11.Рука (...) гроздь.
Субтест №2. Вставьте слово или сочетание букв, которое служило бы одновременно окончанием первого слова и началом второго.
Примеры.
1. Го (...) кот. Правильный ответ - слово бой (гобой - бойкот).
2. Дик (...) ец. Правильный ответ - сочетание букв тор (диктор - торец) или слово образ (дикобраз - образец).
1. Бал (...) еда. 2. Ковер (...) лета. 3. Г (...) ожа. 4. Сна (...) овой. 5. Каб (...) ошко. 6. Пе (...) ол. 7. Са (...) он. 8. С (...) окно. 9. Та (...) ат. 10. У(...) ь. 11. Га (...) рель.
Субтест №3. Расшифруйте анаграммы, т.е. восстановите слова из набора букв. В каждом задании подчеркните лишнее слово.
Пример: трба - брат, кпиракс - скрипка, трсаес - сестра, атмь - мать, нквчуа - внучка. Правильный ответ: брат, скрипка, сестра, мать, внучка. Лишнее слово — скрипка. Его нужно подчеркнуть.
1.кохйек— ... , снинет — ... , оживт — ... , луфобт — ... .
2.слоо — ... , окоти — ... , оотронт — ... , реблагд — ... .
3.озукра — ... , нишпаял — ... , нивобос — ... , нишкуп — ... .
4.леор — ... , беоройв — ... , коваоржон — ... , фелиндь —... .
5.ачтпо — ... , аидро — ... , фагрелте — ... , ктевинц — ... .
6.нйенйэшт —... , кинсекд —... , вечхо —... , кзаальб —... , сйтоотл —... .
7.апнисель — ... , яшвин — ... , тасупак —... , акачкбо — ... , шурга — ... .
8.лиорзтеве — ... , оиксмт— ... , ркмоа — ... , миттер — ... .
9.юкитл — ... , лютаньп — ... , алифак — ... , озар — ... , лету —... .
10.зоак — ... , реобб — ... , сфомаре —... , шадоль —... .
11.ракочва — ... , льбгдоу — ... , expo — ... , лупедь — ... .
12.змате —... , ражпи — ... , атовл — ... , инерг — ... .
Субтест №4. Найдите общее окончание для ряда слов. Количество точек означает количество букв в окончаниях.
Пример, др..., м..., тр..., ц..., щ...
Правильный ответ: для этого ряда слов общее окончание — ель. То есть ряд должен выглядеть так: дрель, мель, трель, цель, щель.
1. в.. , г.. , д.. , к.. , п.., ст.., уг.. .
2. ат.. , бр.. , гн.. , д.. , к.. , л.. , с.. .
3. в.... , ж.... , л.... , м…. , ч…. , т…. .
4. б.... , г…. , м...., ч…. .
5. в... , гл... , дл... , м... , ос... , т... .
6. б.. , гр.. , ен.. , к.. , пл.. , ск.. .
7. в... , ж... , ги... , м... , п... , ц... .
8. б…. , д…. , к…. , п…. , т…. .
9.д... , л... , п... , т... , ос... , яс... .
10. б... , г... , м... , р... , с... .
При подведении итогов, кроме критериев, приведенных в начале теста, можно воспользоваться также графиком (рис. 1).
По горизонтали откладывается количество правильно решенных задач. Затем проводится вертикаль до пересечения с диагональю. От точки пересечения проводится горизонтальная линия влево. Точка на вертикальной оси и будет соответствовать коэффициенту интеллекта.
Обратимся к приведенной выше таблице Д. Векслера. Коэффициент интеллекта в диапазоне 90—109 означает норму, 110—119 — отличную норму, 120—129 — высокий интеллект, свыше 130 — очень высокий интеллект.
Рис.1. График для оценки вербального теста Г.Айзенка