Глава 4. обучение гимнастическим упражнениям

4.1 Структура процесса обучения технике упражнения в гимнастике

4.1.1. Структура обучения как этапность обучения отдельному техническому приёму.В сложных переплетениях субъектно-объектных взаимоотно­шений между учителем и его учениками при ведущей роли учителя происходит обучение гимнастическим упражнениям. Его принято разделять на три этапа: а) ознакомление с упражнением, создание предварительного представления о нем; б) разучивание упражнения; в) закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения. Четкую границу между этапами провести трудно, но их выделение удобно для уточнения частных задач и подбора методических приемов для их решения.

4.1.2. Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления.Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Формирование образа упражнения происходит в соответствии с теорией отражения: чувственная форма его познания дополняется рациональной (осознанной) и результаты обеих форм познания проверяются в практике.

Представление об упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. В результате начинают функционировать психические процессы: ощущения, восприятия, представления (чувственная форма познания) вплоть до активной мыслительной деятельности и включения в процесс познания личностных свойств гимнаста. Формируется его отношение к изучаемому упражнению. И после того как вся информация об упражнении будет переработана и создан живой образ упражнения, гимнаст получает основания для его осознанного выполнения. Успех зависит от четкости сформированного представления и способностей гимнаста выполнить упражнение в соответствии с его образом.

Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование, если это доступно для занимающихся.

Название упражнения в создании представления о нем играет важную роль. Между тем название часто используется формально или вообще игнорируется, часто упражнение начинают с его показа.

Сущность приема заключается в том, что назвать упражнение надо терминологически правильно, достаточно громко, с отчетливой дикцией, при хорошо организованном внимании занимающихся. В некоторых случаях название может носить оттенок загадочности, особой значимости, должно вызывать положительное отношение. Название должно обладать не только эмоциональным, смысловым, но и внушающим воздействием на занимающихся. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных условных связей, необходимых для осуществления движений и для эффективной работы органов и систем, которым предстоит обеспе­чивать выполнение упражнения нужной информацией и энергией.

Известно, что эффективность работы любой системы - технической, биологической, социальной - зависит от качества и полноты введенной в нее информации и возможности системы ее переработать. Всякая утечка информации, ее неточность или избыточность могут привести к сбою в работе, к ошибкам. Это справедливо и по отношению к формированию представления об упражнении у гимнастов. Потеря информации на этой стадии может быть как по вине педагога, так и по вине занимающихся.

По вине педагога часть информации об упражнении может пропасть в результате:

а) недостаточно четкого названия упражнения и терминологической неточности, слабой его смысловой, а следовательно, убеждающей и внушающей силы;

б) недостаточной организации внимания занимающихся в момент названия упражнения;

в) нечеткости организации учебного занятия;

г) слабого авторитета педагога.

По вине обучаемых часть информации может быть невоспринята в силу: а) недостаточного двигательного опыта, незнания дви­гательных действий, подобных изучаемым; б) невнимательности, несерьезного отношения к изучаемому упражнению и к занятию в целом; в) неуважительного отношения к педагогу.

Показ упражнения - основное правило реализации дидактиче­ского принципа наглядности. Его эффективность в создании представления об упражнении определяется следующими условиями:

1. Техническим совершенством. Неточность показа приводит к искажению и утрате части информации об упражнении. Она или не доходит до обучаемых, или упражнение воспринимается в искаженном виде, с ошибками в технике движений. Это затрудняет образо­вание четкого представления об упражнении.

2. Индивидуальными особенностями восприятия, связанными с типом нервной деятельности обучаемых. Показ воспринимают точнее лица, относящиеся к художественному типу нервной деятельности. Во время показа у них активизируются главным образом функции правого полушария головного мозга. Менее отчетливо воспринимают показ упражнения лица, относящиеся к мыслительному типу, в силу преобладания у них функций левого полушария. В результате часть информации ими может быть недовоспринята.

3. Запасом двигательного опыта обучаемых лиц. От него зависит уровень развития специальных ощущений и восприятий, необходимых для формирования отчетливого образа упражнения, "слепка", "копии" его в ЦНС. У лиц с бедным запасом двигательного опыта, с неразвитой формой чувственного познания образ просмотренного упражнения будет неотчетливым, расплывчатым, неполным. Следовательно, с него труднее снять "копию", т.е. выполнить упражнение.

4. Способностью к сосредоточению внимания. Внимание проявляется в виде настроя сознания на активное восприятие упражнения. Невнимательное отношение к просмотру упражнения приводит к недополучению части информации, к неточности переработки ее, к нечеткости образа, с которого надо снять копию, и в конечном итоге к ошибкам в исполнении упражнения.

Значение внимания отмечал еще К.Д. Ушинский, говоря, что внимание - это та дверь, через которую проникает все, чем богат человек.

Показ упражнения может дополняться применением наглядных пособий. Они помогают детально проанализировать ряд быстро протекающих, но очень важных моментов техники, которые при показе заметить трудно. В качестве наглядных пособий могут использоваться фигурка гимнаста, схематичное изображение упражнения, отдельных его частей и фаз на бумаге, на классной доске и др. Показ упражнения может сопровождаться словесными пояснениями, и чем эмоциональнее и образнее будут пояснения педагога, тем полнее усваивается и прочнее запоминается сообщаемая об упражнении информация.

Однако наглядностью надо пользоваться в меру, нельзя злоупотреблять ею в ущерб активизации мыслительной деятельности, развития абстрактного мышления у гимнастов. Здесь также потеря информации об упражнении может быть как по вине педагога, так и по вине обучаемых.

К упущениям педагога можно отнести: а) нечеткий показ, технические погрешности в исполнении упражнения; б) отсутствие вспомогательных средств наглядности (схем, рисунков, моделей гимнастов, кинокольцовок и др.); в) слабую организацию психики обучаемых на зрительное восприятие упражнения и неумение на­править их сознание на главное в технике исполнения упражнения.

Со стороны обучаемых могут быть следующие упущения: а) не­достаточно серьезное отношение к данному занятию или к изучаемому упражнению; б) невнимательный просмотр упражнения, отсутствие желания осмыслить способ его выполнения, соотнести свои способности с трудностями выполнения упражнения, созерцательность; в) непонимание сути упражнения, основы техники его исполнения.

На этой стадии формирования представления об упражнении основное воздействие оказывается на первую сигнальную систему обучаемых. В то же время при восприятии показа закладываются основы для понимания, осмысливания способа выполнения упражнения.

Переход от чувственной формы познания упражнения (через ощущения, восприятия и представления) к рациональной, т.е. к разумной, осмысленной, осуществляется путем объяснения назначения упражнения и техники его исполнения на основе законов механики, анатомии, физиологии и психологии.

Объяснение техники исполнения упражнения. Это наиболее ответственный и сложный методический прием создания представления об упражнении. Приступая к объяснению техники исполнения упражнения, указывают, к какой группе оно относится (статическое, динамическое и т.д.), сообщают содержательные и операционные знания о нем, после этого делается подробный анализ по отдельным частям и фазам упражнения.

Объяснение должно быть по возможности кратким, образным, ярким, основанным на знакомых занимающимся ощущениях, восприятиях, представлениях; надо опираться на известные обучаемым законы механики, анатомии, физиологии, психологии, а если необходимо, то и сообщать им нужные знания на специальных занятиях или по ходу обучения упражнениям. Педагог должен стремиться к тому, чтобы ученики хорошо поняли его объяснение, и сам должен быть уверен, что они его действительно правильно поняли. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением.

При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения. Однако обучаемые могут недополучить информацию как по вине педагога, так и по своей собственной вине.

По вине педагога часть информации может быть утеряна в силу следующих методических погрешностей: а) недостаточно полное и доходчивое раскрытие закономерностей техники движений и способов их выполнения, неправильная и искаженная информация; б) слабая организация внимания, памяти и мыслительных процессов занимающихся во время объяснения; в) отсутствие в распоряжении педагога вспомогательных средств для образного, эмоционально окрашенного объяснения (схем, рисунков и др,)

По вине обучаемых часть информации может быть недовоспринята из-за а) отсутствия необходимого настроя, а следовательно, и слабой активизации внимания, памяти, мыслительных процессов и воли; б) недопонимания закономерностей движений, а значит, и способов выполнения упражнения.

Отмеченные выше причины неполноты информации об изучаемом упражнении не только затрудняют овладение им, но могут привести к срыву со снаряда, травме и, в конечном счете, к утрате интереса к занятиям гимнастикой.

Опробование упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность в свои силы, в успех и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае они получают возможность соотнести представления об упражнении с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимым для успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески, активно.

В процессе восприятия упражнения, создания его образа происходит преобразование полученной от педагога информации в двигательные действия. При этом энергетические процессы, осуществляющие преобразование информации в образ упражнения, имеют подчиненное значение; на первый план выступают условия передачи информации от педагога к ученикам, ее качество, достаточное количество и возможности переработки учениками.

В компьютерах преобразование информации, по-видимому, происходит точнее и быстрее, нежели у человека, - по принципу жесткой детерминации, обусловленности. У человека же на каждом этапе формирования образа упражнения возможна утечка информации, в результате чего образ воспринимаемого упражнения становится неточным, без отдельных деталей, расплывчатым, неотчетливым. Четкость образа изучаемого упражнения теряется и с течением времени. Однако у человека есть огромное преимущество перед машиной в том, что он может уточнить, исправить представление об упражнении за счет повторных восприятий, напряжения внимания, памяти, мыслительных процессов, воли и других личностных свойств. Более того, обучаемый может вскрыть внутренние и внешние механизмы, лежащие в основе формирования более отчетливого образа упражнения, а следовательно, и движений, необходимых для его успешного выполнения, создать индивидуальный стиль исполнения упражнения, развить у себя способности, необходимые для успешного овладения им. Этого не может сделать машина - ей не свойственно творчество, вдохновение.

В процессе восприятия упражнения образ его уточняется, техника исполнения шлифуется путем многократного повторения. Педагог и ученики анализируют качество выполнения упражнения, ошибки и их причины, изыскивают способы их устранения.

При опробовании упражнения у обучаемых могут возникнуть трудности: а) трудно представить технику движений, соотнести требования, которые предъявляет изучаемое упражнение, со своими способностями ("все понимаю, но сделать не могу"); б) трудно ориентироваться в пространстве и времени, соблюсти ритм движений, скоординировать движения (упражнения на кольцах в каче, вращение в безопорном положении и др.); в) трудно подавить защитную реакцию, проявить нужную решительность и смелость, если упражнение содержит элементы опасности.

В преодолении этих трудностей педагог может оказать своим ученикам помощь, прибегнув к следующим методическим приемам: а) уточнить представление об упражнении путем дополнительного показа и объяснения техники движений в наиболее сложных частях и фазах упражнения; б) заставить учеников "проговорить" последовательность и технику движений, посмотреть на исполнение упражнения лучшими гимнастами группы, рассказать им о своих затруднениях и послушать их объяснения о том, как надо действовать в отдельных фазах и частях упражнения; в) для лучшей ориентировки в пространстве можно применить зрительные ориентиры и звуковые сигналы, помощь, фиксацию тела и отдельных его звеньев в наиболее сложных положениях в пространстве, проводку по упражнению, использовать тренажер и специальные приспособления; г) помочь подавить защитную реакцию можно путем выполнения упражнения по частям, умелого подбора подводящих упражнений, организацией надежной страховки и по- помощи, стимулированием воли обучаемых, примером смелого выполнения упражнения другими, применением игрового и соревновательного методов.

При опробовании упражнения отчетливо проявляется способность обучаемых с его образа (слепка, копии в ЦНС) сделать (снять), сотворить само упражнение. В проявлении этой способности важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении, запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой, общее отношение к занятию. В ходе овладения упражнением идеальное (образ), как слепок с материального, при просмотре упражнения превращается в материальное (овеществляется), т.е. в качество выполнения упражнения.

Анализируя методику создания представления об изучаемом упражнении, следует подчеркнуть, что четкость представления зависит от грамотного и искусного использования достоинств каждого из методических приемов. Здесь в логической последовательности и в соответствии с теорией отражения в активную работу вовлекаются чувственная, рациональная и практическая формы отражения, а следовательно, первая и вторая сигнальные системы; активно взаимодействуют две личности - учитель и ученик, оба они находятся в сложных субъектно-объектных отношениях. Ведущую роль играет учитель. Он готовит обучаемых к активному овладению упражнением: организует их внимание, память, мыслительную деятельность и волю, настраивает на активное, творческое отношение к учению. Без этой подготовительной работы трудно создать четкое представление об изучаемом упражнении, а это, в свою очередь, затрудняет обучение и на последующих этапах.

Приведем вариант совместной работы учителя и ученика над созданием представления об изучаемом упражнении (см. табл. 3).

После каждого методического приема педагог осведомляется об уровне складывающегося представления об упражнении путем опроса одного-двух учеников. Этим самым он, с одной стороны, активизирует их познавательную деятельность, а с другой - получает ценную информацию о появляющемся у них представлении, об общих и индивидуальных ошибках, неточностях.

Таблица 3.

Совместная работа учителя и ученика над созданием представления об изучаемом упражнении глава 4. обучение гимнастическим упражнениям - student2.ru

Для активизации познавательных действий обучаемых могут применяться дополнительные методические приемы: оценка степени точности восприятия, словесного изложения и показа способов выполнения всего упражнения с помощью вспомогательных средств, похвала, игровой, соревновательный и другие методы.

При создании представления об упражнении у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ведущим методическим приемом следует считать показ. Это объясняется тем, что у них чувственная форма восприятия развита значительно лучше рациональной, осмысленной. Они хорошо копируют движения взрослых и своих сверстников. Объяснение, введенное сразу после показа, может разрушить еще нечеткий и неустойчивый образ упражнения. Поэтому краткие пояснения о способе выполнения упражнения даются во время его показа с помощью наглядных средств. После того как в сознании гимнастов складывается достаточно отчетливое предварительное представление об изучаемом упражнении, переходят к его разучиванию.

4.1.3. Разучивание технического приёма в упрощённых условиях: задачи, средства, методы.При разучивании упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему числу параметров техники движении, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений, происходит овладение основами техники упражнения. Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения с избирательным совершенствованием деталей техники.

Уточнение представления об упражнении - очень сложный и трудоемкий процесс. Помочь ученикам здесь можно путем применения следующих методических приемов: а) отчет обучаемых о представлении об изучаемом упражнении, а также о тех представлениях, которые они получают в результате удачных и неудачных попыток, об испытываемых ими трудностях (недостаток силы, гибкости, координации движений и др.), на основании этой информации внесение необходимых поправок в методику обучения; б) организация обсуждения техники изучаемого упражнения хорошо и слабо усвоившими ее учениками путем сопоставления качества их представлений, знаний способов выполнения и умений теоретически обосновать их; в) ознакомление учеников с двигательными представлениями, сформировавшимися у самого педагога в результате выполнения изучаемого упражнения; г) применение подводящих упражнений; д) оказание физической помощи, поддержки, психологический настрой учеников на активное выполнение упражнения; е) проводка по упражнению с фиксированием отдельных трудноусвояемых положений и последующим объяснением техники движений.

Для уточнения представления об упражнении большое значение имеет взаимодействие в работе сенсорных систем: двигательной, зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной. В каждом конкретном случае ведущую роль играет какая-либо одна из них.

Только совершенно четкие представления об образе изучаемого упражнения в целом и его деталях, о своих собственных возможностях позволят гимнасту выполнить его вполне осознанно, уверенно, решительно и смело.

Точность представлений об упражнении зависит от качества и количества получаемой о нем информации от сенсорных систем. Для активизации их работы могут применяться следующие методические приемы: а) установка ориентиров для уточнения пространственных характеристик движений; б) подсказки момента, когда надо начинать то или иное движение, прилагать наибольшее мышечное усилие и др.; в) уточнение ритмического рисунка выполнения упражнения; г) активизация умственной деятельности занимающихся, направленной на анализ и обобщение своих ощущений и восприятий, всей информации об упражнении.

В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое значение имеет своевременное исправление допущенных неточностей. Для этого педагогу необходимо постоянно уточнять представления учеников об упражнении, их собственных возможностях выполнить его, научить осуществлять контроль и самоконтроль за своими действиями, своевременно вводить дополнительные объяснения техники движений.

Ошибка - это действие, не позволившее достичь поставленной цели. Ее оценивают по следующим критериям: а) по степени выраженности, грубости для данного этапа обучения и стойкости; б) по связи с другими ошибочными действиями; в) по причине, обусловившей ошибочное действие. Причинами ошибки могут быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности, недостаточная нравственная воспитанность.

Нельзя допускать ошибочных действий - устранить въевшуюся ошибку очень сложно. Если все же ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие методические приемы: а) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить процесс образования ненужных условных связей; б) переучить упражнение в другую сторону; в) воспользоваться правилом от трудного к легкому; г) обучить надежной самостраховке; д) потребовать словесного отчета о проделанном упражнении (о правильных и ошибочных действиях, об испытываемых трудностях в координировании движений, в проявлении воли и др.). Часто в процессе такого устного изложения гимнаст лучше осмысливает технику движений, неточности представлений об упражнении в целом и его отдельных деталях. Рассказ ученика поможет педагогу подобрать наиболее эффективные методические приемы для уточнения представления об упражнении.

Продолжительность этапа разучивания упражнения зависит от сложности его структуры, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся к овладению им, от типа их нервной системы (художественный, мыслительный, средний) и от методического мастерства педагога. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые смогут самостоятельно и правильно выполнить разучиваемое гимнастическое упражнение, хотя при этом еще можны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей техники упражнения.

4.1.4. Совершенствование технического приема в условиях, близких к соревновательным: задачи, средства, методы.После устранения ошибок, когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий. В этом случае могут использоваться следующие методические приемы: а) изменение высоты снаряда, на котором выполняется изученное упражнение, перестановка его на другое место; б) соединение изученного элемента с другими или включение его в различные комбинации, выполнение их на тренировках в непривычных для занимающихся условиях; в) приглашение на тренировку опытных судей с целью оценки качества выполнения изученных упражнений и комбинаций, соревнование на лучшее исполнение упражнений или на количество раз; г) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального воз­буждения или угнетения и др.; д) искусственное удлинение комбинации за счет включения в нее 2-3-х дополнительных элементов.

Перечисленные выше методические приемы являются основными, они подтверждены практикой или вытекают из нее. Однако предоставляются большие возможности для творчества, изыскания новых, наиболее эффективных приемов обучения упражнениям закрепления и совершенствования техники их исполнения. Эти возможности заложены в детальном анализе техники гимнастических упражнений, требований, которые они предъявляют к занимающимся, в совершенствовании методики изучения индивидуальных способностей гимнастов и своевременном развитии их в процессе занятий. Большие возможности открываются при изучении и воспитании личностных свойств гимнастов. Это почти не изученный вопрос, хотя именно личностные качества показывают, чем богат человек от природы, что в него вложено воспитанием, на что он способен в любом виде деятельности.

4.1.5. Общие основы управления движениями и технического совершенствования.Процесс технической подготовки – это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в соревновательных действиях, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.

Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигательное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью владения техникой, когда управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков вытекает из их характерных черт. Важнейшая особенность двигательных навыков – автоматизированное управление движениями, позволяющее освободить сознание от контроля за деталями движений и переключить его на решение основной двигательной задачи в конкретных условиях, выбор и применение наиболее рациональных для этого средств. Еще одна характерная черта двигательных навыков – слитность движений, что проявляется в их эффективной координационной структуре, легкости, рациональной коррекции, совершенстве специализированных восприятий – чувства темпа, чувства скорости, чувства льда, чувства воды и т.п. Не менее существенными чертами навыков являются надежность и вариативность двигательных действий, благодаря чему возможно достижение цели при влиянии неблагоприятных факторов – излишнего возбуждения, утомления, изменения условий внешней среды.

Процесс технического совершенствования в значительной мере определяется способностью спортсмена воспринимать и перерабатывать информацию, необходимую для эффективного выполнения движений, их коррекции, контроля за качеством.

Сигнально-мотивационная информация обеспечивает мотивацию двигательных действий (побуждение выполнить их), «пусковой» сигнал к действию, опознание и оценку опасной ситуации в случае ее возникновения. Информация обратной связи лежит в основе контроля за выполнением движений; перемещением партнеров и соперников, развитием ситуации и т.п. Фоновая информация – остальная информация, связанная с накоплением различного рода знаний, ориентацией в окружающей обстановке, а также безразличная и сбивающая информация, затрудняющая рациональную двигательную деятельность.

4.1.6. Стадии и этапы технического совершенствования. В процессе технического совершенствования применяются словесные методы, методы наглядности и практические методы.

В качестве средств технического совершенствования используются разнообразные упражнения:

- вспомогательные и специально-подготовительные упражненияприменяются преимущественно в процессе разучивания двигательного навыка, его дальнейшего совершенствования;

- соревновательные – при закреплении двигательного навыка, с целью обеспечения надежности и вариативности его реализации в соревновательных условиях.

Процесс становления и совершенствования технического мастерства подразделяется на следующие стадии:

1. Создание представления о двигательном действии и формирование установки на обучение. Возникающие на этой стадии психомоторные реакции и направленность на выполнение действия создают соответствующую функциональную и психическую настройку. Достигается это применением словесных и наглядных методов, обеспечивающих формирование установок и основных путей освоения техники. Информация, которую получает спортсмен на этой стадии, должна быть представлена в наиболее общем виде, так как внимание его концентрируется на основных частях двигательных действий и способах их выполнения.

2. Формирование первоначального действия. Эта стадия соответствует первому этапу освоения действия. В ней формируется умение выполнять движения в наиболее общем виде. Здесь отмечаются генерализация двигательных реакций, нерациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с иррадиацией процессов возбуждения в коре головного мозга. Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процесса на овладение основами техники и общим ритмом движений.

3. Формирование совершенного двигательного действия. Эта стадия связана с концентрацией нервных процессов в коре головного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабилизируются ведущая роль в управлении движениями переходит к проприорецепторам. Формируется рациональная временная, пространственная и динамическая структура движений. Особое значение имеет формирование целесообразного ритма двигательных действий.

4. Полное образование навыка. Эта стадия соответствует этапам закрепления двигательного действия. По мере того, как рациональная система движений закрепляется, определяются характерные черты навыка – автоматизация и стабилизация двигательного действия.

5. Достижение вариабельного навыка и его реализация. Эта стадия охватывает весь период, пока перед спортсменом стоит задача выполнения данного двигательного действия. Благодаря его применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается гибкий, подвижный навык. У спортсменов, достигших этой стадии технического совершенства, отмечается высокая степень совершенства специализированных восприятий (чувства времени, чувства темпа, чувства развиваемых усилий и др.), а также способности управлять движениями за счет реализации основной информации, поступающей от рецепторов мышц, связок, сухожилий.

Описанные стадии совершенствования технического мастерства позволяют разграничить этот процесс на относительно самостоятельные, но взаимосвязанные звенья и выделить в общей структуре процесса обучения три этапа.

1. Начальное разучивание – создание общего представления о двигательном действии и формирование установки на овладение им, изучение новых фаз и элементов, формирование ритмической структуры, предупреждение и устранение грубых ошибок.

2. Углубленное разучивание – углубление понимания закономерностей двигательного действия, совершенствование координационной структуры действия по его динамическим и кинетическим характеристикам, ритмической структуры движений, обеспечение их вариативности и соответствия индивидуальным особенностям занимающихся.

3. Закрепление и дальнейшее совершенствование –закрепление навыка, обеспечение его индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств (В.Д. Мазниченко, 1976).

Наши рекомендации